Классификации методов исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:05, реферат

Описание работы

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен – ей наконец-то начали уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Классификации методов исследования в психологии 4
3. Заключение 14
4. Литература 15

Файлы: 1 файл

Классификации методов исследования в психологии.docx

— 29.81 Кб (Скачать файл)

Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента – искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

В последнее время все  большую популярность приобретает  выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования.

Тест - кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний. Термин «тест» (по-английски – задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработана серия тестов для профессионального отбора.

Применяя тесты, можно  получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки  первичных данных, а также своеобразие  их последующей интерпретации. С  помощью тестов можно изучать  и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества.

Данные типы тестов применимы  к людям разного возраста и  пола, принадлежащим к различным  культурам, имеющим разный уровень  образования, любые профессии и  жизненный опыт – в этом их положительная  сторона. Но вместе с тем имеется  и существенный недостаток, состоящий  в том, что при использовании  тестов испытуемый по собственному желанию  может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее  знает, как устроен тест и каким  образом по результатам будут  оценивать его психологию и поведение.

В случаях, когда требуется  выявить отрицательные стороны  человека и его недостатки, обычно применяются проективные тесты. В основе их лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного типа, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Итак, как видно выше, с помощью методов психологической науки можно решать целый ряд важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию методов подходить творчески, с учетом специфики деятельности.

 

Заключение.

Итак, подводя  итоги, можно сделать вывод, что  методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность, что вполне закономерно. Ведь форма предметов  и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с  помощью одного метода и поэтому  при изучении психических явлений  обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять  естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

В связи с тем, что сознание человека представляет собой историческую категорию, а  личность является продуктом того общества, в котором она формировалась, методы психологического исследования должны быть нацелены на выявление  социальных влияний на психику человека.

Таким образом, в  рамках работы по разбору методов  психологического исследования, а также  их классификаций, мною были изучены  данные вопросы, результатом чего является данный реферат.

 

Литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.Н. Психология.- М., 1999.
  2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001.
  4. Немов Р.С. Психология. Т.1,3. - М., 1995 и др.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 2004.
  7. Братченко С.Л. Основные зарубежные психологические концепции ХХ века (теории). – СПб., 1996.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – М., 1989.
  9. http://www.auditorium.ru/ Портал гуманитарных наук.
  10. http://www.bookap.info/ Электронная библиотека.

 


Информация о работе Классификации методов исследования в психологии