Классификация групп. Понятие и структура малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Психология и поведение каждого индивида существенно зависят от его социального окружения, или среды. Социальная среда является сложно устроенным обществом, состоящим из многочисленных, разнообразных, более или менее устойчивых объединений людей, называемых группами. Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, является важнейшим вопросом в социальной психологии. Этимологически “группа” восходит к двум корням: “узел” и “круг”. В 18 веке это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных объектов, которые обладают каким-либо отличающим их общим признаком.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Понятие группы, классификация………………………………………
Основные параметры малой группы: численность, структура отношений, композиции, групповые нормы, каналы коммуникации, психологический климат………………………………………………………..
Методы изучения малых групп, механизмы групповой динамики и модели развития малой группы………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемых источников………………………

Файлы: 1 файл

соц психология.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Нижегородская Государственная  Медицинская Академия

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социальная  психология»

на тему « Классификация  групп. Понятие и структура малой группы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Малышева О.Е.

Группа: ЗТГ-311С

Преподаватель: Журавлева  Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

  1. Понятие группы, классификация………………………………………
  2. Основные параметры малой группы: численность, структура отношений, композиции, групповые нормы, каналы коммуникации, психологический климат………………………………………………………..
  3. Методы изучения малых групп, механизмы групповой динамики и модели развития малой группы………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………….

Список используемых источников…………………………………………….

 

 

Введение

               Психология и поведение каждого  индивида существенно зависят  от его социального окружения,  или среды. Социальная среда  является сложно устроенным обществом, состоящим из многочисленных, разнообразных, более или менее устойчивых объединений людей, называемых группами. Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, является важнейшим вопросом в социальной психологии. Этимологически “группа” восходит к двум корням:  “узел” и  “круг”. В 18 веке это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных объектов, которые обладают каким-либо отличающим их общим признаком. Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло в 19 веке и послужило решающим стимулом развития новой “гибридной” ветви психологического и социологического знания – социальной психологии. Существуют группы, различные по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности, т.е. эти характеристики непостоянны. Общие правила поведения, которых обязаны придерживаться все члены группы, называются групповыми нормами. Все данные характеристики являются основными параметрами, по которым выделяют, разделяют и изучают группы в социальной психологии.

          Особое внимание социальных психологов привлекает малая группа.  Их интерес к ней настолько велик, что всю традиционную социальную психологию рассматривают как социальную психологию малых групп. Малая группа оказалась той самой единицей анализа, где более всего возможен и уместен эксперимент, что как бы помогло социальной психологии утвердить свое право на существование в качестве экспериментальной дисциплины. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие группы, классификация.

   Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. «Группа» - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности. То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура "власти", структура коммуникаций. Однако если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное — это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений. Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т. д.                                                 

Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания группы в социальной психологии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций – формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше. Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы. Малые группы – обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 1).  

         Рис. 1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

 

 

2. Основные параметры малой группы: численность, структура отношений, композиции, групповые нормы, каналы коммуникации, психологический климат.

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной  проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа “ схватывается” как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа. Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблемы относятся к простым в социальной психологии. Прежде всего и здесь так же весьма остро стоит вопрос, какие же группы следует рассматривать в качестве малых. 

         Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Итак, ключевые признаки малой группы – ее немногочисленность и контактность.

Количественные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Группы, в которых люди живут, работают, проводят свободное  время, характеризуются определенной упорядоченностью взаимоотношений. Эта  упорядоченность составляет структуру  группы. А.В. Петровский определяет структуру  группы как иерархию престижа и статуса  членов группы, вершину которой занимает лидер группы.

Структура группы может  быть описана по-разному:

  1. С точки зрения состава (так называемая композиционная подструктура).

Композиционная подструктура (состав группы) - совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы, как целого. Композиция - это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них. О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.

  1. С точки зрения характера отношений (подструктура межличностных предпочтений).

Подструктура межличностных  предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.

Социометрия дает возможность  выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т.д.;

  1. Со стороны информационного взаимодействия (т. н. коммуникативная подструктура).

Коммуникативная подструктура - совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними - важный показатель положения членов группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии. Коммуникативная структура групп может быть централизованная и децентрализованная. В централизованной структуре - все потоки информации концентрируются у одного - центрального участника групповых отношений. Через него осуществляется обмен информацией между другими. В децентрализованных коммуникативных структурах наблюдается коммуникативное равенство всех участников группового процесса. Каждый из участников имеет одинаковые возможности для переработки и передачи информации, вступая в открытое, неограниченное общение с коллегами.

Информация о работе Классификация групп. Понятие и структура малой группы