Классификация консультаций по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:43, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование появлялось, содержательно наполняясь различными теориями — как психологическими и психотерапевтическими, так и философскими, социально-психологическими, так и собственно — консультативными.
Появление теорий психологического консультирования находится под влиянием социально-исторических (особенности общественной организации, общественные проблемы времени, в которых живёт создатель теории, изменения в обществе и др.) и культурных факторов (различия в культурах, в которых создаются теории). Создатели теорий нередко создают свои теории, решая свои собственные проблемы, при этом выражая или отражая собственную индивидуальность, имея сильную заинтересованность в записи и передаче идей.

Содержание работы

1 История и причины появления
2 Цели
3 Виды
4 Этические принципы
5 Организация процесса
6 Теории, направления и подходы
6.1 Подходы
7 Осмысление в художественной культуре и популяризация
8 Литература

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Организация процесса

Психологическое консультирование может  проходить в различных пространственных и временных условиях, но считается, что для повышения его эффективности  существенное значение имеют особенности  пространственной и временной организации этого процесса.

Один из вариантов расположение стульев для консультации и общей  атмосферы в консультативном  кабинете

В качестве наиболее подходящего места  для проведения психологического консультирования, указывают специально оборудованный кабинет, позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором должны отсутствовать элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от процесса консультирования. Вместе с тем, консультирование может быть успешным и без наличия специально оборудованного кабинета. Для этого, консультант может специально организовать некоторую часть пространства, лучше всего в углу, где можно посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе.[5]

Эффективным вариантом посадки  консультанта и клиента, считается  положение друг на против друга и  чуть наискосок, которое позволяет  с лёгкостью видеть лицо собеседника, и вместе с тем даёт возможность  отвести глаза в сторону без особого труда. Расстояние между консультантом и клиентом не должно быть слишком маленьким, то есть они не должны сидеть слишком близко друг к другу, и должны иметь пространство для ног, достаточное чтобы иметь возможность, чтобы встать или сесть на своё место. Иногда полезно когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или при необходимости вести запись. Вместе с тем, стол не должен быть большим, так как может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

Время, как и пространство, имеет  большое значение для эффективности  и успешности психологического консультирования. Во-первых, у клиента и консультанта должно быть достаточно времени, и выбор  этого времени должен быть сделан правильно, то есть должны быть обеспечены возможности спокойно, не спеша, и «на свежую голову» участвовать в консультативном сеансе у обоих. Во-вторых, время самой консультации должно быть правильно организовано, под чем подразумевается чёткое обозначение начала и конца консультативного сеанса, а также наличие этапов консультативного сеанса. Часы на стене или на столе, как важный атрибут кабинета консультанта позволят напомнить всем участникам психологического консультирования о том, что время идёт и им обоим необходимо работать активно и динамично.

Теории, направления и  подходы

Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание  этой практики. Теории, применяемые  для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:

разработка терминологии, профессионального  языка и способов его использования  — то, с помощью чего можно  понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный  процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания;

обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента  — его поведение, мысли, чувства  и переживания, направления его  развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс;

помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения  и жизнедеятельности клиента.

Хотя клиенты не так искушены в создании и использовании теорий, тем не менее, они создают и  используют свои «непрофессиональные» теории для понимания и осмысления того, что с ними происходит в  их жизни и, в частности, в процессе психологического консультирования. И эти теории опосредуют сам процесс психологического консультирования и, соответственно, его результаты.

Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные.

Некоторые авторы, например Раймонд  Корсини, рассматривают психологическое  консультирование как настолько  сложную деятельность, что сравнивают её с искусством.

Подходы

В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — на чём концентрируется подход):

поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:

рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс[1], относят его к когнитивному направлению);

клиническая поведенческая терапия  Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его  к когнитивному направлению);

психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:

психоанализ З. Фрейда и др.;

индивидуальная психология А. Адлера;

аналитическая психология К. Г. Юнга;

самоанализ К. Хорни;

гештальттерапевтическое направление  Ф. Перлза (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс[1], относят его к гуманистическому направлению);

психодраматическое направление  Я. Л. Морено;

когнитивное направление, в том  числе:

социально-когнитивное консультирование А. Бандуры;

когнитивное консультирование А. Бека;

краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;

экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:

экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя;

личностно-центрированное консультирование К. Роджерса;

транзактный анализ Э. Берна;

логотерапия В. Франкла;

консультирование реальностью  У. Глассера;

конструктивистские направления, в том числе:

нарративное направление;

диалогическое направление, в том  числе:

теория диалогического я Г. Херманса;

феминистское направление;

эклектическое и интегративное  направление, в том числе:

мультимодальное консультирование А. А. Лазаруса;

консультирование по жизненным  умениям Р. Нельсона-Джоунса.

Осмысление в художественной культуре и популяризация

Психологическому консультированию, в его, во многом, психоаналитическому прочтению, посвящён американский драматический сериал in Treatment[13], снятый американской компанией HBO по мотивам израильского сериала BeTipul.

Литература

Алёшина, Юлия Евгеньевна. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е издание. — М.: Независимая фирма «Класс», 2007. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-86375-111-8

Дорцен, Эмми ван (англ.)русск.. Цель экзистенциальной психотерапии и консультирования (рус.) // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия : журнал. — Великобритания, 2004. — № 5.

Гулина, Марина Анатольевна. Терапевтическая  и консультативная психология. — 2-е издание. — СПб.: Речь, 2001. — 352 с. — (Классики и современники психологии). — 5000 экз. — ISBN 5-9268-0049-8

Копьев, Андрей Феликсович. Психологическое  консультирование: опыт диалогической  интерпретации. — Вопросы психологии. — 1990. — Т. № 3. — С. 17-25.

Кочюнас, Римантас (польск.)русск.. Основы психологического консультирования. —  М.: Академический проект, 1999. — 240 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0002-9

Кочюнас, Римантас (польск.)русск.. Психологическое  консультирование и групповая психотерапия. — М.: Академический Проект, 2005. — 464 с. — (Gaudeamus). — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0398-2, ISBN 5-902358-10-8, ISBN 5-8291-0570-5, ISBN 5-98426-030-1

Мэй, Ролло. Искусство психологического консультирования = The Art of Counselling. —  М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 3000 экз. — ISBN 5-86375-007-3

Нельсон-Джоунс, Ричард. Теория и практика консультирования = The Theory and Practice of Counselling. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с. — (Золотой  фонд психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8046-0066-4, ISBN 0-304-33135-X

Немов, Роберт Семёнович. Психологическое  консультирование. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 528 с. — (Учебник  для вузов). — 200 000 экз. — ISBN 978-5-691-00268-7

Эллис, Альберт, Драйден, Уинди. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии = The Practice of Rational Emotive Behavior Therapy / Пер. с англ. Т. Саушкиной. — 2-е изд. — СПб.: Речь, 2002. — С. 36. — 352 с. — (Современная психотерапия). — 4000 экз. — ISBN 5-9268-0120-6

Corsini, Raymond J., Wedding, Danny. Current Psychotherapies. — 4th ed. — Itasca, IL: Peacock, 1989.

Jahoda, Marie (англ.)русск.. Current Comcepts of Positive Mental Health. — New York: Basic Books, 1958.

Tyler, Leona Elizabeth (англ.)русск.. The Work of the Counselor. — 2nd ed. — New York: Appleton-Century-Crofts, 1961.


Информация о работе Классификация консультаций по психологии