Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:20, реферат
Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:
- психические процессы;
- психические свойства;
- психические состояния.
Введение……………………………………………………………………………3
1. История психологии…………………………………………………………….4
2.Классификация методов психологии…………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………14
Список использованных источников…………
Математические методы
в психологии применяются при
обработке сложных тестов, методик
с многократными способами
Теперь, например, угловое преобразование Фишера не нужно высчитывать вручную, а можно занести все данные в программу и получить готовый результат. Причем он может быть в виде таблиц, графиков, диаграмм, гистаграмм кому как удобнее и целесообразнее. Количественные, порядковые и качественные данные измеряются по-разному.
Методы возрастной психологии
В возрастной психологии используются все методы, применяемые и в общей психологии. Опросники, проективные тесты, анкеты и прочие методы адаптированы к каждому возрасту.
Метод срезов в больших группах изучается определенный процесс или аспект развития.
Сравнительный метод все данные по каждой группе сравниваются и заносятся в таблицу.
Лонгитюдный метод один ребенок исследуется на протяжении довольно длительного времени.
Наблюдение. Зачастую используется выборочное наблюдение, когда в поле зрения психолога попадают определенные аспекты деятельности или психические процессы.
Также используется беседа, анкетирование, интервью, рисуночные тесты, незаконченные предложения, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент.
Виды эксперимента, используемые в возрастной психологии:
Констатирующий определяется уровень сформированности психического процесса или навыка на данный момент.
Формирующий для детей создаются определенные условия, чтобы проследить развитие интересующей функции.
Также могут использоваться и другие методы из классификации Б.Г.Ананьева.
Методы педагогической психологии
Педагогическая психология использует методы общей, возрастной и социальной психологии. Основные опрос, анкетирование, эксперимент, наблюдение и так далее.
Но есть еще и методы специальные.
Психолого-педагогический эксперимент. Проводится с развивающей целью, помогает выявить эффективность педагогических воздействий на ученика.
Психолого-педагогическое тестирование. Помогает определить степень воспитанности и обученности ребенка.
Вообще, методы педагогической психологии подразделяются на организационные, процедурные, оценочные, методы сбора и обработки данных.
Также еще есть педагогическое консультирование и педагогическая коррекция. Консультирование подразумевает оказание помощи ученику в словесной форме, советы, рекомендации, беседы с родителями и педагогами.
Коррекция непосредственное воздействие психолога через тренинги, методы психотерапии.
Метод наблюдения в психологии
Метод наблюдения в психологии - это организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Данные могут фиксироваться как в открытую, так и скрытно.
Непосредственное и опосредованное.
Внешнее и внутренее
Включенное и невключенное
Прямое и косвенное
Полевое и лабораторное
Систематическое и несистематическое
Сплошное и выборочное
При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие пункты:
Определение предмета, объекта, ситуации наблюдения.
Выбор вида и способа наблюдения, а также регистрации данных.
Определение плана наблюдения.
Выбор требуемого метода обработки полученных результатов.
Наблюдение.
Обработка и интерпретация данных
Наблюдение позволяет фиксировать результаты по нескольким параметрам, не требует особых затрат, позволяет зафиксировать акты поведения.
Биографический метод в психологии
Особенность биографического метода в психологии заключается в том, что личность изучается в перспективе развития. Например, семья пьющих родителей может стать причиной повышенной тревожности или агрессивности. Элементы метода опросники, интервью, спонтанные автобиографии, изучение документации, контент - анализ писем и дневников, свидетельства очевидцев.
Этот метод не распространен широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов. Ну и психоанализ играет в этом далеко не последнюю роль. В совокупности данные могут дополнить картину развития личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология как наука изучает, как изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество.
Психологическая наука познает не только психические явления, но и выясняет связи, которые существуют между психикой и поведением, и таким образом научно объясняет само поведение человека и животных.
Психология тесно связана
с другими науками, такими как
медицина, педагогика, экономика, менеджмент,
юриспруденция и многими
Научные психологические знания в настоящее время применяются везде, где необходимо учитывать психологию людей и человеческие взаимоотношения. Психологические знания нужны всем без исключения людям для лучшего понимания самих себя и других людей, для установления с ними нормальных человеческих взаимоотношений.
Основной задачей практического психолога является помощь людям в решении тех проблем, которые связаны с их повседневной жизнью, с их психологией и поведением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 2011.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010.
3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 2008.
4. Петровский А.В. Введение в психологию. М., Академия 2007.
Петровский А.В. Общая психология. М., 2010.
5. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.
6. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2007. – 335 с.
7. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2009. – 397 с.
8. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2009. – 351 с.
9. Столяренко Л.Д. Психология: учебное пособие для студентов среднего профессионально образования / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 444с.
10. Сухов, А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 240с.
11. Сущенко С.А. Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования / С.А. Сущенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 345с.
12. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 2011.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер 2007.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-Пресс.2009.
15. Шевченко Ю.С. Психокоррекция: теория и практика. - М., 2011.