Классификация методов психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:
- психические процессы;
- психические свойства;
- психические состояния.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. История психологии…………………………………………………………….4
2.Классификация методов психологии…………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………14
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Контрольная по психол..doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Математические методы в психологии применяются при  обработке сложных тестов, методик  с многократными способами вычисления. Можно использовать как вычисления на бумаге, так и с помощью компьютерных программ. Использование последних  становится весьма популярным.

Теперь, например, угловое  преобразование Фишера не нужно высчитывать  вручную, а можно занести все  данные в программу и получить готовый результат. Причем он может  быть в виде таблиц, графиков, диаграмм, гистаграмм кому как удобнее и  целесообразнее. Количественные, порядковые и качественные данные измеряются по-разному.

Методы возрастной психологии

В возрастной психологии используются все методы, применяемые  и в общей психологии. Опросники, проективные тесты, анкеты и прочие методы адаптированы к каждому возрасту.

Метод срезов в больших  группах изучается определенный процесс или аспект развития.

Сравнительный метод  все данные по каждой группе сравниваются и заносятся в таблицу.

Лонгитюдный метод один ребенок исследуется на протяжении довольно длительного времени.

Наблюдение. Зачастую используется выборочное наблюдение, когда в поле зрения психолога попадают определенные аспекты деятельности или психические  процессы.

Также используется беседа, анкетирование, интервью, рисуночные тесты, незаконченные предложения, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент.

Виды эксперимента, используемые в возрастной психологии:

Констатирующий определяется уровень сформированности психического процесса или навыка на данный момент.

Формирующий для детей создаются определенные условия, чтобы проследить развитие интересующей функции.

Также могут использоваться и другие методы из классификации  Б.Г.Ананьева.

Методы педагогической психологии

Педагогическая психология использует методы общей, возрастной и социальной психологии. Основные опрос, анкетирование, эксперимент, наблюдение и так далее.

Но есть еще и методы специальные.

Психолого-педагогический эксперимент. Проводится с развивающей  целью, помогает выявить эффективность  педагогических воздействий на ученика.

Психолого-педагогическое тестирование. Помогает определить степень  воспитанности и обученности  ребенка.

Вообще, методы педагогической психологии подразделяются на организационные, процедурные, оценочные, методы сбора  и обработки данных.

Также еще есть педагогическое консультирование и педагогическая коррекция. Консультирование подразумевает оказание помощи ученику в словесной форме, советы, рекомендации, беседы с родителями и педагогами.

Коррекция непосредственное воздействие психолога через  тренинги, методы психотерапии.

Метод наблюдения в психологии

Метод наблюдения в психологии - это организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Данные могут фиксироваться  как в открытую, так и скрытно.

Непосредственное и  опосредованное.

Внешнее и внутренее

Включенное и невключенное

Прямое и косвенное

Полевое и лабораторное

Систематическое и несистематическое

Сплошное и выборочное

При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие  пункты:

Определение предмета, объекта, ситуации наблюдения.

Выбор вида и способа  наблюдения, а также регистрации  данных.

Определение плана наблюдения.

Выбор требуемого метода обработки полученных результатов.

Наблюдение.

Обработка и интерпретация  данных

Наблюдение позволяет  фиксировать результаты по нескольким параметрам, не требует особых затрат, позволяет зафиксировать акты поведения.

Биографический метод  в психологии

Особенность биографического  метода в психологии заключается  в том, что личность изучается  в перспективе развития. Например, семья пьющих родителей может стать причиной повышенной тревожности или агрессивности. Элементы метода опросники, интервью, спонтанные автобиографии, изучение документации, контент - анализ писем и дневников, свидетельства очевидцев.

Этот метод не распространен широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов. Ну и психоанализ играет в этом далеко не последнюю роль. В совокупности данные могут дополнить картину развития личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психология как наука изучает, как изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество.

Психологическая наука  познает не только психические явления, но и выясняет связи, которые существуют между психикой и поведением, и таким образом научно объясняет само поведение человека и животных.

Психология тесно связана  с другими науками, такими как  медицина, педагогика, экономика, менеджмент, юриспруденция и многими другими. Но, в отличие от других наук, психология отличается тем, что имеет дело с нематериальными процессами и явлениями.

Научные психологические  знания в настоящее время применяются  везде, где необходимо учитывать  психологию людей и человеческие взаимоотношения. Психологические  знания нужны всем без исключения людям для лучшего понимания самих себя и других людей, для установления с ними нормальных человеческих взаимоотношений.

Основной задачей практического психолога является помощь людям в решении тех проблем, которые связаны с их повседневной жизнью, с их психологией и поведением.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Практическая  психология. - М., 2011.

2. Андреева Г. М.  Социальная психология. Учебник  для высших учебных заведений.  – М.: Аспект Пресс, 2010.

3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 2008.

4. Петровский А.В. Введение  в психологию. М., Академия 2007.

Петровский А.В. Общая  психология. М., 2010.

5. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.

6. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2007. – 335 с.

7. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2009. – 397 с.

8. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2009. – 351 с.

9. Столяренко Л.Д. Психология: учебное пособие для студентов среднего профессионально образования / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 444с.

10. Сухов, А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 240с.

11. Сущенко С.А. Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования / С.А. Сущенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 345с.

12. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 2011.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер 2007.

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-Пресс.2009.

15. Шевченко Ю.С. Психокоррекция: теория и практика. - М., 2011.

 




Информация о работе Классификация методов психологии