Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:38, творческая работа
В литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Первая же классификация была разработана Л. Франком. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. Познакомимся ближе с классификацией проективных методик.
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Брянский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Психодиагностика |
Тема |
Классификация проективных методик |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Основная часть…………………………………………………………………
Приложение А………………………………………………
В литературе по проективным
методикам можно встретить
1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:
- Незаконченные предложения
- Незавершенные рисунки
Незаконченные предложения — весьма
популярная методика, применяемая в
самых разнообразных
Обследуемому предлагают ответить на
вопрос о том, на что, по его мнению, похоже
каждое изображение. Ведется дословная
запись всех высказываний обследуемого,
учитываются время с момента предъявления
таблицы до начала ответа, положение, в
котором рассматривается изображение,
а также любые особенности поведения.
Завершается обследование опросом, который
осуществляется экспериментатором по
определенной схеме (уточнение деталей
изображения, по которым возникли ассоциации
и т. д.). Иногда дополнительно применяется
процедура «определения пределов», сущность
которой состоит в прямом «призыве» обследуемого
к определенным реакциям-ответам. Тестом
Роршаха диагностируют структурные характеристики
личности: индивидуальные особенности
аффективно-потребностной сферы и познавательной
деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные
и межличностные конфликты и меры борьбы
с ними (защитные механизмы), общую направленность
личности (тип переживания) и так далее.
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные
детали (фигурки людей и животных, модели
их жилищ и пр.), из которых нужно создать
осмысленное целое и объяснить его. «Тест
мира», например, состоит из 232 моделей
объектов, распределенных в разных пропорциях
по 15 категориям (дома, деревья, самолеты,
люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют
«малый мир», а по множеству его особенностей,
учитываемых исследователями, делаются
заключения о личности «конструктора».
Различие между этой категорией и конститутивной
аналогично различию между «сырым» и «переработанным»
материалом. Последний, в форме строительных
кубиков, кусочков мозаики и тому подобного,
поддается скорее упорядочиванию, нежели
моделированию по шаблону. Может быть,
это различие покажется слишком тонким,
но каждый сам определяет уровень сложности.
Примером, относящимся к данной категории,
может служить тест «Рисунок человека»,
«Рисунок семьи» или другие формы рисуночных
заданий, отличные от «свободного выражения»
согласно собственным склонностям.
3. Интерпретационные методы - как ясно
из определения, испытуемый должен истолковать
некоторый стимул, исходя из собственных
соображений, предполагается, что испытуемый
идентифицирует себя с «героем» рассказа,
что дает возможность раскрытия внутреннего
мира, его чувств, интересов и побуждений.
Тематический тест на апперцепцию (ТАТ)
– хорошая иллюстрация этого вида методик,
ТАТ был разработан психологами Гарвардского
университета под руководством Н. Муррея.
Испытуемому предлагаются карточки с
неоднозначными по содержанию черно-белыми
картинками, по которым он должен составить
рассказ и установить последовательность
изображенных событий. Существуют варианты
этого теста для разных (по полу и возрасту)
контингентов людей. Анализ содержания
рассказов позволяет сделать выводы о
потребностях и угнетающих обстоятельствах,
мешающих их удовлетворению. Основным
недостатком ТАТ является, прежде всего,
трудоемкость как процедуры проведения
обследования, так и обработки и анализа
результатов. Общее время проведения обследования
с психически здоровым испытуемым редко
бывает меньше двух часов. Почти столько
же времени занимает полная обработка
полученных результатов. При этом предъявляются
высокие требования к квалификации психодиагноста,
от которой решающим образом зависит,
удастся ли получить информацию, пригодную
для психодиагностической интерпретации. Главным достоинством ТАТ является богатство,
глубина и разнообразие диагностической
информации, которую позволяет получить
этот метод. В принципе схемы интерпретации,
обычно используемые на практике, в том
числе и схему, приводимую в данном пособии,
можно при желании дополнять новыми показателями,
в зависимости от задач, которые ставит
себе психодиагност. Возможность совмещать
различные интерпретативные схемы или
улучшать и дополнять их на основании
собственного опыта работы с методикой,
возможность обрабатывать одни и те же
протоколы многократно по разным схемам,
независимость процедуры обработки результатов
от процедуры проведения обследования
является еще одним существенным достоинством
методики. На основании ТАТ были разработаны
и другие апперцепционные тесты – например,
для изучения установок личности человека,
его отношения к национальным меньшинствам,
власти, организации. Есть модификации,
специально предназначенные для консультирования
по профессиональным проблемам, оценивающие,
например, отношение человека к труду
и его исполнительность.
4. Катартические. Предлагается
осуществление игровой
5. Экспрессивные. Анализ
почерка, особенностей
6. Импрессивные. Эти методики
основываются на изучении
7.Аддитивные. От обследуемого
требуется завершение имеющего
начало предложения, рассказа
или истории. Эти методики предназначены для диагностики
разнообразных личностных перееменных,
от мотивов тех или иных поступков до отношения
к половому воспитанию молодежи. Примером
может служить Тест руки (Hand test) - проективная
методика, направленная на изучение агрессивного
отношения.
Все перечисленные методики, по Френку,
объединяет способность отражать как
на экране наиболее существенные аспекты
личности в их взаимозависимости и целостности
функционирования. Эти методики характеризует
также общность формального построения
и сходство в стратегии проективного эксперимента:
поведении психолога-исследователя, подборе
стимульного материала, постановке диагностических
задач. Помимо множества пересечений между
категориями, выделенными Франком, сомнение
возникает и относительно их положения
в классификации. Нет однозначного объяснения,
почему характер ответа берется им за
основу классификации, особенно после
того как было замечено, что ответ во многом
определяется характером самого стимула.
Возможно, основное различие между проективными
техниками заключается в цели их применения,
хотя и здесь не исключены частичные совпадения.
Прошанский Г.М. попытался проследить
все эти различия в трехступенчатой схеме
анализа проективных техник.
Краткое резюме этой трехступенчатой
классификации выглядит следующим образом:
- стимулы: а) вербальный; б) визуальный;
в) конкретный; г) другие модальности;
- ответ: а) ассоциативный; б) интерпретативный;
в) манипулятивный; г) свободный выбор;
- цель: а) описание; б) диагностика; в) терапия.
Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам. Не исключено, что это явление – источник частичных совпадений между категориями, о которых говорилось ранее.
Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Среди диагностируемых качеств могут быть названы интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Основное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором участникам не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.
Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею. Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. По сути, это первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию. При этом Г. Мюррей, хорошо знакомый с психоаналитическими работами, считал, что защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, в котором она применима к исследованию личности, не формулировалась.
Отличительной особенностью
стимульного материала
Относительно
Использование проективных методик имеет ряд требований и правил проведения, от которых напрямую зависит эффективность применения данных методик. Очень важным фактором для интерпретации данных, полученных с помощью проективных методик, является сам интерпретатор. В мировой практике считается, что адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью проективных методик, может профессионал, имеющий психологическое или социологическое образование и опыт проведения качественных исследований.
ТАТ - тематический тест на апперцепцию.
А |
|