Классификация психических расстройств по этиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 14:04, реферат

Описание работы

В работе дано детальное описание причин психологических расстройств, в том числе и у детей, для постановки правильного диагноза и оказания своевременной, компетентной помощи.

Содержание работы

Общее понятие психическое заболевание.
2. Классификация психических заболеваний.
2.1 Эндогенные .
2.2 Экзогенные.
2.3 Психогенные.
2.4 Саматогенные.
3. Вывод.

Файлы: 1 файл

Общие понятия о психических заболеваниях.docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

МГГУ им.Шолохова

Дефектологический факультет

Кафедра логопедия 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине психопатология.

 

Тема: «Классификация психических расстройств по этиологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написал: студент 2 курса  

                                                                                                                   Лого Бакалавриат

                                      Воропаева Ирина  

Проверил: Асанов А.Ю.                         

 

30.09.2012

 

 

 

План.

 

  1.  Общее понятие психическое заболевание. 
  2. Классификация психических заболеваний.
    1. Эндогенные .
    2. Экзогенные.
    3. Психогенные.
    4. Саматогенные.
  3. Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие понятия о психических заболеваниях.

 

Психическое (душевное) заболевание  является результатом сложных и  разнообразных нарушений деятельности органов и систем человека с преимущественным функциональным или органическим поражением головного мозга. В то же время  психическое здоровье людей всегда следует оценивать с учетом не только биологических, но и социальных закономерностей, оказывающих опосредованное влияние на состояние психики. Психиатры  отмечают, что в процессе развития человека существует определенная зависимость  его психического состояния от ряда биологических и социальных факторов (внешней среды, наследственности, уровня интеллекта, типа личности, индивидуальных черт характера, вредных привычек). Именно поэтому, выясняя причины  возникновения психических заболеваний, необходимо  усвоить, что наиболее серьезное значение в их развитии имеют:

- патологическая наследственность (например, при шизофрении, олигофрении,  эпилепсии);

- поражение головного  мозга (например, при черепно?мозговой травме, заболеваниях головного мозга, мозговых опухолях различной этиологии, нарушениях мозгового кровообращения и кровоизлияниях в головной мозг, атеросклеротических изменениях сосудов головного мозга);

- психотравмирующие потрясения  в семье и обществе, значимые  для человека, затрагивающие его  личную честь, достоинство, социальный  престиж, карьеру, связанные с  угрозой личному благополучию, здоровью  и жизни;

- острые и хронические  интоксикации спиртосодержащими  и наркотическими веществами  или их суррогатами, никотином,  лекарственными препаратами, промышленными  ядами;

- перенесенные острые  и хронические инфекционные заболевания;

- аутоинтоксикация (самоотравление) как результат нарушения обмена  веществ при острых и хронических заболеваниях (например, диабете);

- нарушение генетического  механизма (например, при облучении).

Возникновению и прогрессированию психических нарушений способствуют определенные условия, в которых  пребывает человек в семье, коллективе и обществе. Эти расстройства усиливаются  также при астенических состояниях после длительной умственной или  физической работы, перенесенного заболевания, нервно?психического перенапряжения, вынужденной бессонницы, психического потрясения (стресса). Особенности внутренней и внешней среды в зависимости от конкретной ситуации и обстоятельств в значительной степени могут способствовать или, наоборот, затруднять патологическое развитие психических расстройств у человека (например, во время Великой Отечественной войны, когда в обществе преобладала идея победы над врагом, снизилось число психических заболеваний). Установлено, что элементы психических расстройств в зачаточной форме заложены в психике каждого, но они слабо выражены, не дифференцированы, только обозначены. Нужны определенные причины и условия, при которых эти нарушения проявились бы в виде душевного заболевания.

Существует несколько  групп психических болезней, в  возникновении которых определенную роль играют внутренние  и внешние факторы; их клинические проявления различны (прогредиентность симптомов и синдромов в течении болезни, осложнения – психический дефект).

Разберем классификацию  психических заболеваний более  подробно (хотя в этом присутствует определенная условность).

 

 

 

 

 

2.КЛАССИФИКАЦИЯ  ПО ЭТИОЛОГИИ

 

2.1.ЭНДОГЕННЫЕ  ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

К этой   группе  относятся: шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Они обусловлены внутренними причинами (чаще патологической наследственностью), при этом прогредиентность психических нарушений нарастает, психический дефект (сопровождающий эти заболевания) в большинстве случаев прогресируют

К хромосомным относятся болезни, обусловленные геномными мутациями или структурными изменениями отдельных хромосом. Хромосомные болезни возникают в результате мутаций в половых клетках одного из родителей. Из поколения в поколение передаются не более 3—5 % из них. Хромосомными нарушениями обусловлены примерно 50 % спонтанных абортови 7 % всех мёртворождений.

Все хромосомные болезни  принято делить на две группы: аномалии числа хромосом( синдром Дауна) и нарушения структуры хромосом.( Синдром Клайнфельтера — полисомия по X- и Y-хромосомам у мальчиков (47, XXY; 48, XXYY и др.), признаки: евнухоидный тип сложения, гинекомастия, слабый рост волос на лице, в подмышечных впадинах и на лобке, половой инфантилизм, бесплодие; умственное развитие отстает, однако иногда интеллект нормальный.)

 

Моногенные  заболевания  обусловлены  мутациями   или   отсутствием отдельного гена. Мутации могут захватывать один или оба аллеля. Клинические проявления возникают в результате отсутствия генетической информации или реализации дефектной. Моногенные заболевания исследуются в полном соответствии с законами Менделя (аутосомное или сцепленное с Х-хромосомой). Известно около 5000 моногенных заболеваний, более половины наследуется по аутосомно-доминантному типу. 

К этой группе заболеваний  относятся:

— нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена), при котором наиболее тяжело поражается нервная система;

Полигенные  болезни обусловлены взаимодействием определенных комбинаций аллелей разных локусов и экзогенных факторов. Заболевания контролируются сразу несколькими генами, не подчиняются законам Менделя и не соответствуют классическим типам аутосомно-доминантного, аутосомно-рецессивного наследования и наследования, сцепленного с Х-хромосомой. Проявление признака во многом зависит от экзогенных факторов. Генетический риск полигенных болезней в большой степени зависит от семейной предрасположенности и от тяжести заболевания у родителей. Генетический риск полигенных болезней рассчитывают с помощью таблиц эмпирического риска. Определить прогноз нередко сложно. 

К полигенным болезным относятся врожденные пороки развития.

 

 

 

2.2.   ЭКЗОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

 

К экзогенным психозам относят  психозы, которые возникли под влиянием внешних факторов, то есть факторов окружающей среды. Такие психозы  могут возникнуть под влиянием инфекций, интоксикаций (воздействия ядов попавших в организм извне, например, алкоголя, наркотиков и так далее или  выработанных самим организмом при  различных заболеваниях), различных  заболеваний внутренних органов (сердца, печени, почек), эндокринных заболеваний. Особая группа психических заболеваний  экзогенного происхождения —  реактивные психозы, причиной которых  являются острые психические травмы и длительное травмирующее психическое  воздействие на человека.

К экзогенно-органическим психозам относят психозы, которые сформировались на фоне травмы, опухоли или какого-то перенесенного заболевания, вызвавшего невосстановимые изменения со стороны головного мозга с изменением его структуры. 

Они обусловленны внешними причинами  (при этом также прогредиентность психических расстройств нарастает, психический дефект в большинстве случаев прогрессирует), относятся: последствия черепно-мозговых травм, онкологических, инфекционных и соматических заболеваний, интоксикации, а также нарушения психики, возникающие вследствие

психической травмы (так  называемые психогенные расстройства). В последнем случае из-за их кратковременности  заметной прогредиентности в психической патологии после этих состояний нет, психический дефект в виде слабоумия отсутствует, такие лица практически выздоравливают.

 

2.3 ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Психогенные заболевания, вызванные нарушениями развития психики: умственная отсталость (олигофрения), расстройства характера (психопатия). Вследствие особенностей их течения видимая прогредиентность клинической симптоматики отсутствует, а психический дефект остается стабильным..

Психические воздействия  на ребенка (как положительные, так и отрицательные) начинаются раньше, чем он появляется на свет, в период его внутриутробного развития. Очень рано ребенок начинает сначала чувствовать, а затем и понимать, полностью ли удовлетворены его биологические потребности и потребности в эмоциональном общении. У него рано появляется осознание разных ролевых функций в семье, отношений с родителями, усваиваются нормы поведения, система запретов, поощрений и т.д.

Считается, что психогении являются самыми распространенными  формами психической патологии. В свое время ведущий отечественный специалист в области детской психиатрии, Г.Е.Сухарева (1959),отмечала, что психогении у детей составляют 80% от всех психических заболеваний.

Частота встречаемости психогенных  расстройств зависит от возраста ребенка. Чаще всего невротические реакции наблюдаются в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном. Это соответствует второму возрастному кризу (5—7лет). Психогенные развития личности чаще встречаются в период пубертатного криза (12—18 лет), а невротические—после завершения пубертатного периода и в более зрелом возрасте. В фазе пубертатного криза первенство по психогениям держат девочки, а в детском возрасте—мальчики.

В целом, под психогениями понимают обратимые (функциональные, излечимые) расстройства психической деятельности, возникающие в ответ на воздействие психической травмы и подчиняющиеся определенным закономерностям клинического оформления, течения и исхода.

Основными клиническими формами психогений являются психореактивные состояния (психогенные реакции, реактивные состояния, психогенные развития личности) и неврозы (невротические реакции, собственно неврозы, невротические развития личности).

 

2.4 СОМАТОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ.

 

Соматическое нездоровье детей может преопределять развитие психической патологии). Слабовидение оказывает влияние на психическое и физическое развитие ребенка: в известной степени замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Отставание физического развития таких детей может быть следствием ограниченности движения. Постоянное присутствие заболевания, осознание этого факта, необходимость вести образ жизни, который соответствует профилактическим и лечебным требованиям, оказывает влияние не формирование особенностей психики. эти дети часто малокоммуникабельны, испытывают трудности в общении со сверстниками и по поводу своей внешности (косоглазие или толстые линзы в очках)

 

Общения при таких состояниях редко выходят на первый план нарушений, но в сочетании с основной симптоматикой могут давать основания для дифференциации с аутизмом и нередко квалифицируются как «симптоматический аутизм»

нарушения общения отличаются от собственно аутистических. В основе их лежат астенические и тревожно-страховые расстройства, благодаря которым ребенок обессилен и безучастен. По существу это - целостная защитная реакция ослабленного организма, которая может утрироваться отсутствием возможности адекватной переработки информации, тем более - необычных болезненных ощущений и восприятий. По миновании соматических нарушений становится очевидной сохранность коммуникативных функций. Дифференциация затрудняется при хроническом протекании соматических заболеваний, когда симптоматика приобретает сходство с симптоматикой эндогенных психических расстройств. В этих случаях приходится отличать нарушения общения от шизофренических.

Одной из актуальных проблем  медицины является вопрос о причинах, способствующих сохранению на высоком  уровне психической заболеваемости у детей. Остаются малоизученными сочетания  патологии биологической почвы  и микросоциальных факторов с половозрастными особенностями развития ребенка. Проблема риска возникновения психических заболеваний освещена в немногих публикациях. Н.Е.Буторина (1979) показала, что генетические факторы при заболевании шизофренией играют одну из главных ролей. Л.М.Асанова и Н.В.Макшанцева (1987) отмечают, что между выраженностью отклонений в период внутриутробного развития и родов, с одной стороны, и тяжестью нарушений в психомоторном развитии этих больных, с другой - существует прямая пропорциональная зависимость. Следовательно, биологически измененная почва может рассматриваться в качестве измененной реактивности или в качестве одного из факторов риска пограничных нервно-психических заболеваний у детей.

Информация о работе Классификация психических расстройств по этиологии