Классификация речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и переферические, а в зависимости от характера нарушения – на органические и функциональные.
Клинические формы нарушений речи переферического характера следующие.

Файлы: 1 файл

контрольная Иринка.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Без коррекционного обучения к концу дошкольного  возраста у этих детей формируется  только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками, к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия, процессуальная игра - многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми. [2, с. 84].

Такой ребенок  в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с  незначительной умственной отсталостью  воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития. Для них существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные ус ловия для их развития.


Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту  выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах и т. д.

Имбецильностъ является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку, самостоятельно сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет.

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные  слова, редко фразы. Часто значительно  нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки.

Познавательные  возможности резко снижены: грубо  нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной  чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно. [6, с. 216].

Дети с умеренной  степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные  детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут  быть приняты в специальные (коррекционные) школы, где для них созданы  специальные классы. Также они  могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По  окончании школы юноши и девушки  находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом.

Идиотия - самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

У взрослых резко  нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью  так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться  частично обслуживать себя, овладеть навыками общения, расширять свои представления  об окружающем мире. [6, с. 217].

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии – М.: просвещение, 1973.
  2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Изд. 3 // под ред. В.А. Сластенина – М.: ACADEMA, 2004.
  3. Зайцева Н.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А. Коррекционная педагогика: учебное пособие. Изд. 2 – Ростов-н/Д.: Март, 2004.
  4. Калягин В.А., Овчинникова Г.С. психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учебное пособие – СПб.: Каро, 2005.
  5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебное пособие – М.: Владос, 2003.
  6. Специальная педагогика. Изд. 3 // под ред. Н.М. Назаровой – М.: ACADEMA, 2004.

 


Информация о работе Классификация речевых нарушений