Классификация социальных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа).

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: «ПСИХОЛОГИЯ»

ВАРИАНТ № 10

НА  ТЕМУ: КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Слушателя-заочника 2 курса 2 группы Кудрина Александра Александровича

Специальность 031001.65 «Правоохранительная деятельность»

АДРЕС: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, Г. КРЫМСК, УЛ. ЛЕНИНА, 41А

 

 

 

 

 

 

 

КРАСНОДАР 2013

 

Социальная  коллективность. Отношения между  индивидом и группой.

Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью. Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом. Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество). Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом: Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями. Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет). В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с не членскими группами.

Как признание  этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой ( Современная зарубежная СПС - с. 197). Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений. Это пример взаимоотношений в микрогруппе - диаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми. По этой причине более представительной моделью отношений является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде.

Пример  социальной группы - семья

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры. Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и теории конфликта.

Сторонники  функционализма анализируют семью  с точки зрения ее функции или  социальных потребностей, которым она  служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны  с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов. Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом этой концепции семья являются местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникают конфликт между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

Социальные  группы

Существует  несколько типов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация» – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий. Второй случай – это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут служить мужчины, выпускники школ и т.д. С научной точки зрения для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория». Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:

  1. Наличие взаимодействия между ее членами;
  2. Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

Поведение, социальные действия, взаимодействия

Социальное  действие, поведение — проявление социальной активности. Активность присуща всем живым существам. Формами ее проявления выступают произвольные движения — от элементарных актов до рассудочной деятельности. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность присуща только человеку. Она включает в себя цели, потребности, действия. Цель — осознанный образ предвосхищаемого действия. Потребность — состояние психологического напряжения, вызванное нуждой в каком-либо объекте (предмете или человеке), стремлением к достижению цели. Действие — элементарный акт, состоящий из движений – является единицей деятельности. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность, оно может быть только открытым, видимым. Деятельность включает осознанные цели, планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего роль внешнего стимула, например, почета, дохода, спасения и т. д. Поведение часто не преследует никакой цели. Но в нем содержатся потребности, мотивация, ожидания. Внешне поведение представляет собой совокупность поступков. Мотивация — это побудитель поведения, придающий действию субъективный смысл. Действие мотивировано, если его цели и логика понимаются и осознаются действующим человеком. Поведение, обладающее указанными признаками, называется целерациональным. М. Вебер положил в основу своей теории социального действия именно этот его тип. Сравнивая с ним все прочие действия, Вебер выделил ценностно-рациональный и традиционный типы. Ценностно-рациональное действие основано на вере в том, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо еще ценность. Оно бескорыстно. С целерациональным его сближает наличие мотива, средств, ориентации на других, отличает же отсутствие цели, результата, успеха. Традиционное действие — действие, совершаемое автоматически, в силу привычек. Ничего общего с целерациональным нет, следовательно, традиционное действие несоциально. М. Вебер определял социальное действие как любое осознанно мотивированное и ориентированное на других действие. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других людей. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие — интеракция. Интеракция — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью. Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, случайных или устойчивых, предъявляемых людьми и социальными группами друг к другу. Пассажир автобуса и кондуктор, вступают во взаимодействие, ожидая: один, что его без проблем и вовремя довезут до нужной остановки, другой — что за проезд будет заплачено. В этом примере интеракция, как правило, случайна, но она может продолжаться становиться все более устойчивой. По мере укрепления взаимодействия взаимные ожидания видоизменяются, формируется их определенный набор, придающий интеракции достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями.

Типы  взаимодействия.

На основе различных  видов социального действия выделяются: физическое взаимодействие (например, драка), словесное (например, разговор двух друзей), жестовое (улыбка, рукопожатие). На основе систем социальных статусов (социальных сфер) можно выделить экономическое, профессиональное, семейно-родственное, демографическое, политическое, религиозное, территориально-поселенческое взаимодействия. Все многообразие типов социального взаимодействия и социальных отношений принято делить на первичную и вторичную сферы интеракции. Первичная сфера — область личных отношений и взаимодействия, существующая среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи. Вторичная сфера — область деловых или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, фирме, банке, церкви и т. д. Принято различать три главные формы интеракции — кооперацию, конкуренцию и конфликт. Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей задачи. Конкуренция — борьба за обладание дефицитными ценностями, ведущаяся по заранее обговоренным правилам игры. Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон в процессе борьбы за дефицитные блага.

 

 

 

 

 

Социальное  взаимодействие (интеракция, обмен).

В социологии существует несколько теорий социального взаимодействия. Особый интерес представляет теория обмена Дж. Хоманса. Согласно его представлениям, специфическим признаком взаимодействия является обмен — универсальный процесс. Обмениваться можно чем угодно: словами, символами, жестами, материальными предметами и т. п. В структуру обмена входят агенты (два и более человека), процесс (действия, совершаемые по правилам), предмет (то, что меняют), место (место проведения обмена). Дж. Хоманс вывел основные правила обмена:

    1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. В случаях неудачи он снижается.
    2. Если успех определенного типа действий зависит от тех или иных условий, то, скорее всего, человек будет к ним стремиться. Если бизнесмен получает прибыль в результате ведения дел согласно законам, он будет соблюдать законы. И наоборот.
    3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения.
    4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. То есть, если работник несколько месяцев подряд получает завышенную зарплату, он снижает производительность труда.

В целом, социальное взаимодействие — сложная система  обменов, обусловленных способами  уравновешивания вознаграждений и затрат. Это означает, что, если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди не начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. В идеале обмен должен происходить на эквивалентной основе. В действительности происходят различные отклонения, т. к. стремление экономить усилия и желание максимального успеха могут действовать одновременно, но разнонаправлено. Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Дж. Мидом, родоначальником символического интеракционизма. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации, и считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Взаимодействие между людьми является, по сути, непрерывным диалогом, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Мид выделил два типа действий:

  1. незначимый жест – представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания;
  2. значимый жест. В последнем случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Они способны на это, потому что научены придавать значение предметам, действиям и событиям, то есть «превращать» их в символы. Поскольку усвоение значения различных символов происходит в процессе социального взаимодействия, постольку они для всех нас оказываются общими. К примеру, гладкое золотое кольцо на безымянном пальце правой руки не просто драгоценность, оно - символ брака. Сходное понимание символов облегчает общение. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов, вступающих в общение.

К символическому интеракционизму примыкает этнометодология, основоположником которой стал Гарольд Гарфинкель. Данная наука изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, тактично прекратить разговор и т.д. Цель этнометодологов – определить, каким образом нарушение этих правил затрудняет межличностное общение.  И символический интеракционизм, и этнометодология обращают главное внимание на взаимопонимание между индивидами, участвующими в процессе общения. Это взаимодействие облегчает общение между людьми, делает их поведение предсказуемым.

Информация о работе Классификация социальных групп