Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:21, доклад
В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Основой другого типа классификации восприятии являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Классификация восприятий
В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат
различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем,
какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают
зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вку-
совые восприятия.
Основой другого типа классификации восприятии являются формы
существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с
этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени
и восприятие движения.
Сложные формы восприятия
Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом
отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что
оно опирается на ряд систем совместно работающих анализаторов.
Восприятие трехмерного пространства обеспечивается работой
вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат
имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в
вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидко-
стью. Этот аппарат тонко реагирует на отражение 3 основных плоскостей
пространства. Когда человек меняет положение головы, жидкость,
заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и
их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела
(статические ощущения).
Вестибулярный аппарат тесно связан с аппаратом глазодвигательных
мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные
изменения в положении глаз. При быстрых и продолжительных изменениях
положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз,
называемые нистагмом. При продолжительной ритмической смене зрительных
раздражении (например, при езде на автомобиле по аллее с постоянно
мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся
барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустой-
чивости, сопровождающееся тошнотой. Таким образом, между вестибулярным
и глазодвигательным аппаратом существует тесная взаимосвязь.
Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде
всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 7.
Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо вос-
принимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Для отчетливого
восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на
соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это достигается
благодаря конвергенции глазных яблок.
Если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность
изображений, появляется ощущение удаленности предмета или
стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих
глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета.
Третьим важным компонентом восприятия пространства является влияние
прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие
глубины, а в некоторых случаях — приводить к возникновению иллюзий.
Восприятие пространства включает не только восприятие глубины, но и
восприятие взаимного расположения предметов. Воспринимаемое нами
пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда
асимметрично. Одни предметы расположены от нас сверху, другие —внизу;
одни дальше, другие ближе; одни справа, другие — слева.
В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные
сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах),
ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная
зрительная опора устраняется, ориентировка резко затрудняется. Каждый
хорошо знает, как легко теряется пространственная ориентировка у
засыпающего в полной темноте человека. Для обеспечения ориентировки в
асимметричном пространстве нужны добавочные механизмы, прежде всего
выделение «ведущей» правой руки. Человек осуществляет сложный анализ
внешнего пространства в системе абстрактных пространственных обозначений
«правое-левое».
На определенном этапе онтогенеза (в раннем детстве), когда ведущая правая
рука еще не выделена и система пространственных понятий не усвоена,
симметричные стороны пространства долгое время продолжают путаться. Это
проявляется в так называемом «зеркальном письме» у многих детей 3—4 лет и
затягивается, если ведущая (правая) рука почему-то не выделяется.
Центральную регуляцию пространственного восприятия осуществляют
третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые
объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного
анализаторов.