МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Челябинский
государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО
«ЧГПУ»)
Отделение заочного
образования
Факультет коррекционной
педагогики
Кафедра педагогики
и психологии
Контрольная
работа по «Нарушение темпо-ритмической
организации речи»
«Классификация
заикания»
Выполнила:
Проверил:
Челябинск 2013
Содержание
Введение
Классификация заикания
По этиологическому признаку.
По анатомо-физиологическому признаку.
По клиническому признаку.
По форме заикания.
- Другие аспекты классификации заикания
- Заикание в психологическом аспекте.
- Заикание с точки зрения психолингвистики.
Вывод
Литература
Введение
Заикание
— нарушение темпо-ритмической
организации речи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого
аппарата.
Проблема
заикания считается одной из
самых древних в истории развития
учения о различных расстройствах
речи. Разное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития
науки и позиций, с которых
авторы рассматривали и рассматривают
это речевое расстройство.
В древние
времена заикание считалось болезнью,
которая связана с накоплением
влажности в головном мозге (Гиппократ)
или с неправильным соотнесением
частей артикуляционного аппарата
(Аристотель). Вероятность нарушений
в центральном или периферическом
отделах речевого аппарата при заикании
признавали Гален, Цельс, Авиценна.
На
рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались
объяснить как следствие несовершенства
периферического аппарата речи.
Так, например, Санторини считал,
что заикание возникает при
отверстии в твердом небе, через
которое просачивается на язык
слизь и эта слизь затрудняет
речь. Вутцер объяснял это патологическим
углублением в нижней челюсти,
в котором прячется кончик
языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан
считал, что причина заикания
в неправильном соотношении между
длиной языка и полостью рта
или слишком плотным прикреплением
его короткой уздечкой.
Другие
исследователи связывали заикание
с различными нарушениями в
функционировании речевых органов:
судорожное закрытие голосовой
щели; чрезмерно быстрый выдох;
спазматическое сокращение мышц,
удерживающих язык в полости
рта; несогласованность процессов
мышления и речи; нарушения в
эмоционально-волевой сфере воли
человека, воздействующие на силу
мышц речедвигательного механизма
и т. д.
Часть исследователей
связывала заикание с нарушениями
в протекании психических процессов.
Например, Блюме считал, что заикание
возникает от того, что речевые
движения «опережают процесс мышления».
И тогда из-за напряженного стремления
выровнять это несоответствие мышцы речевого
аппарата приходят в «судорогоподобное
состояние».
В
начале XIX в. ряд французских исследователей,
уже уверенно объясняли заикание
различными отклонениями в деятельности
периферического и центрального
отделов речевого аппарата. Так,
врач Вуазен (1821) механизм заикания
связывал с недостаточностью
церебральных реакций на мускульную
систему органов речи, т. е.
с деятельностью центральной
нервной системы. Врач Дело (1829)
объяснял заикание как результат
органического поражения голосового
аппарата или неполноценной работы
головного мозга. Он первым
отметил сосредоточение акустического
внимания заикающегося на своей
речи. Врач Коломба-де-л`Изер считал
заикание особой контрактурой
мышц голосового аппарата, возникающей
вследствие его недостаточной
иннервации.
Большинство
русских исследователей, например,
И.А. Сикорский (1889) рассматривали
заикание как функциональное
расстройство в сфере речи, судорожный
невроз, или определяли его как
страдание чисто психическое,
выражающееся судорожными движениями
в аппарате речи (Г. Д. Неткачев,
1909, 1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).
Таким образом,
в конце XIX — начале XX в. все определеннее
становится мнение, что заикание —
это сложное психофизиологическое
расстройство. По мнению одних, в его
основе лежат нарушения физиологического
характера, а психологические проявления
носят вторичный характер. Другие
первичными считали психологические
особенности, а физиологические
проявления — как следствие этих
психологических недостатков. Делались
попытки рассматривать заикание
как невроз ожидания, невроз страха,
невроз неполноценности, навязчивый невроз
и пр.
В
большинстве существующих классификаций
учитываются общие закономерности
заикания детей дошкольного и
школьного возраста. Первые попытки
создания классификации относятся
к 1937 году.
- По этиологическому признаку.
Affister (1937,
1958) разделила всех заикающихся
по этиологическому признаку
с учетом клинической картины
нарушения на 4 группы:
- заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи;
- связанное с левшеством;
- по подражанию;
- сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.
- По анатомо-физиологическому признаку.
По
анатомо-физиологическому признаку
классифицировали заикание Е.
С. Никитина и М. Ф. Брунс
(1939).
Они выделили
2 группы детей:
- дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;
- дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.
- По клиническому признаку. По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.
Так, В. С.
Кочергина выделяет :
- детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения;
- детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;
- детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;
- детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.
- По форме заикания.
В
классификации, предложенной Н.
А. Власовой и Э. Н. Герценштейн,
учитываются в первую очередь
форма заикания:
В
данной классификации учитываются
также некоторые этиологические факторы,
вторичные психические симптомы, степень
успешности логопедического воздействия.
- Другие аспекты классификации заикания.
- Заикание в психологическом аспекте.
Проблемой
заикания в психологическом аспекте
для раскрытия его генезиса, для
понимания поведения заикающихся
в процессе коммуникации, для
выявления их индивидуально-психологических
особенностей занимались многие
исследователи. Изучение у заикающихся
внимания, памяти, мышления, психомоторики
показало, что у них изменена
структура психической деятельности,
ее саморегуляция. Они хуже
выполняют ту деятельность, которая
требует высокого уровня автоматизации
(и соответственно — быстрого
включения в деятельность), но
различия в продуктивности между
заикающимися и здоровыми исчезают,
как только деятельность может
выполняться на произвольном
уровне. Исключение составляет психомоторная
деятельность: если у здоровых
детей психомоторные акты совершаются
в значительной мере автоматически
и не требуют произвольной
регуляции, то для заикающихся
регуляция представляет сложную
задачу, требующую произвольного
контроля.
Некоторые
исследователи считают, что заикающиеся
отличаются большей инертностью
психических процессов, чем нормально
говорящие, им свойственны явления
персеверации, связанной с подвижностью
нервной системы.
Перспективно
исследование личностных особенностей
заикающихся как с помощью
клинических наблюдений, так и
с применением экспериментально-психологических
методик. С их помощью можно
выявить тревожно-мнительный характер,
подозрительность, фобические состояния;
неуверенность, замкнутость, склонность
к депрессии; пассивно-оборонительные
и оборонительно-агрессивные реакции
на дефект.
- Заикание с точки зрения психолингвистики.
Попробуем
рассмотреть механизм заикания
с позиций психолингвистики.
Данный
аспект изучения предполагает
выяснение того, на какой стадии
возникновения речевого высказывания
начинаются судороги в речи
заикающегося. Выделяют следующие
фазы речевой коммуникации:
- наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
- рождение замысла высказывания во внутренней речи;
- звуковая реализация высказывания.
В
разных структурах речевой деятельности
эти фазы различны по своей
полноте и длительности протекания
и не всегда однозначно вытекают
одна из другой. Но постоянно
происходит сопоставление задуманного
и осуществленного.21
И.
Ю. Абелева (и др.) считают, что
заикание возникает в момент
готовности к речи при наличии
у говорящего коммуникативного
намерения, программы речи и
принципиального умения говорить
нормально. В трехчленную модель
порождения речи автор предлагает
включить фазу готовности к
речи, на которой у заикающегося
«ломается» весь произносительный
механизм, все его системы: генераторная,
резонаторная и энергетическая.
Возникают судороги, явно проявляющиеся
затем на четвертой, завершающей
фазе.
Вывод
Рассмотрев
разные точки зрения на проблему
заикания, можно сделать основной
вывод, что механизмы возникновения
заикания неоднородны.
В
одних случаях заикание трактуется
как сложное невротическое расстройство,
которое является результатом
нарушения корково-подкоркового взаимодействия,
расстройства единого авторегулируемого
темпа речевых движений (голоса, дыхания,
артикуляции)
В
других случаях — как сложное
невротическое расстройство, явившееся
результатом зафиксированного рефлекса
неправильной речи, первоначально
возникшей вследствие речевых
затруднений разного генеза.
В
третьих — как сложное, преимущественно
функциональное расстройство речи,
появившееся вследствие общего
и речевого дизонтогенеза и
дисгармоничного развития личности.
В
четвертых — механизм заикания
можно объяснить на основе
органических изменений центральной
нервной системы. Возможны и
другие объяснения. Но в любом
случае необходимо учитывать
нарушения физиологического и
психологического характера, составляющие
единство.