Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:56, реферат
Когнитивная психология (англ. cognition - знание, познание) возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют ее в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии - Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон.
Когнитивная психология (англ. cognition - знание, познание) возникла
в 60-е годы в США и была направлена против
бихевиористского исключения психического
компонента из анализа поведения, против
игнорирования познавательных процессов
и познавательного развития. Когнитивная
психология выросла из исследований необихевиористов.
Она развивала подход, основанный на представлении
о человеческом организме как системе,
занятой активными поисками сведений
и переработкой информации, т.е. на представлении
о том, что люди оказывают на информацию
разного рода воздействия: перекодируют
ее в другую форму, отбирают определенную
информацию для дальнейшей переработки
или исключают информацию из системы.
Наиболее яркие представители когнитивной
психологии - Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер,
Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон.
Ульрик Найссер родился
в Германии, в г. Киле. В Соединенные
Штаты родители привезли его в
возрасте трех лет. Первоначально он
изучал физику в Гарвардском университете.
Под впечатлением блестящих лекций
одного из молодых профессоров по имени Джордж
Миллер Найссер решил, что физика не для
него, и переключился на изучение психологии.
Он прослушал курс по психологии общения
у Миллера и ознакомился с основами теории
информации. На его развитие также оказала
влияние книга Коффки «Принципы гештальт-психологии».
Получив степень бакалавра в Гарварде
в 1950 году, Найссер продолжил образование
в Свартморском колледже под руководством
представителя гештальт-психологии Вольфганга
Келера. Для получения докторской степени
он вернулся в Гарвард, где успешно защитил
диссертацию в 1956 г.
Несмотря на растущую приверженность
когнитивному подходу, Найссер не видел
в рамках академической карьеры иного
пути помимо бихевиоризма. Он писал: «Это
то, что вам надлежало усвоить: в то время
никакой психологический феномен не мог
считаться реально существующим, если
вы не могли продемонстрировать его на
лабораторных мышах... Это представлялось
мне весьма забавным» (цит. по: Baars. 1986. Р.
275).
Найссер нашел бихевиоризм не только забавным,
но и слегка «ненормальным», когда ему
посчастливилось получить свою первую
академическую должность в университете
Брандейса, где факультет психологии возглавлял
Абрахам Маслоу. В этот период и сам Маслоу
как раз понемногу отходил от бихевиоризма
и размышлял над основами гуманистического
подхода. Маслоу не удалось склонить Найссера
к гуманистической психологии, как не
удалось ему и гуманистическую психологию
сделать «третьей силой» в психологии.
Однако знакомство с ним подвигло Найссера
в сторону когнитивных исследований. (Найссер
впоследствии настаивал на том, что именно
когнитивная психология и составляет
ту самую «третью силу», а вовсе не гуманистическая
психология.)
В 1967 году Найссер опубликовал книгу под
названием «Когнитивная психология».
Этой книге суждено было «открыть новое
поле исследования» (Goleman. 1983. Р. 54). Найссер
отмечал, что книга носит личный характер,
это попытка определить самого себя как
психолога, каким он есть или хотел бы
быть. В книге также давалось и определение
нового подхода в психологии. Книга пользовалась
необычайной популярностью, и в один прекрасный
момент Найссер обнаружил, что его называют
«отцом» когнитивной психологии. В действительности
же у него не было намерения основывать
новую школу. Но тем не менее, эта книга
в значительной мере способствовала отходу
психологии от бихевиоризма и обращению
ее к проблемам познания.
Найссер определил познание как процесс,
при помощи которого «входящие сенсорные
данные подвергаются трансформации, редукции,
обработке, накоплению, воспроизведению
и в дальнейшем используются... Познание
присутствует в любом акте человеческой
деятельности» (Neisser. 1967. Р. 4). Таким образом,
когнитивная психология имеет дели с ощущениями,
восприятием, воображением, памятью, мышлением
и всеми остальными видами психической
активности.
Спустя девять лет после выхода в свет
своей эпохальной книги Найссер опубликовал
еще одну работу под названием «Познание
и реальность» (1976 г.). В этой работе он
выражал неудовлетворенность явным сужением
позиции когнитивной психологии, которая
слишком полагается на исследования искусственных
лабораторных ситуаций в ущерб изучению
реальных жизненных случаев. Он посчитал
себя разочарованным, полагая, что когнитивная
психология со времени своего появления
внесла весьма скромный вклад в понимание
того, каким образом человеческое познание
происходит в действительности.
В итоге, являясь одной из ключевых фигур
в становлении когнитивного движения,
Найссер сам же стал его откровенным и
ярким критиком. Он стал подвергать сомнению
когнитивное движение точно так же, как
прежде критиковал бихевиоризм. В настоящее
время он сотрудничает с университетом
Эмори в Атланте, штат Джорджия. До этого
в течение 17 лет он работал в Корнеллском
университете, где неподалеку от его кабинета
хранился препарированный мозг Э. Б. Титченера.
Что такое когнитивная психология?
Когда вы читаете этот вопрос и думаете о нем, вы включаетесь в процесс познания. Когнитивная психология занимается восприятием информации (вы читаете вопрос), пониманием (вы осмысливаете вопрос), мышлением (вы спрашиваете себя, знаете ли вы ответ), а также формулировками и ответами (вы можете сказать: «Когнитивная психология — это изучение мышления»). Познание затрагивает все части перцептивных, мнемических и мыслительных процессов и является важной характеристикой каждого человека.
Когнитивная психология — это научное изучение мыслящего разума; она касается следующих вопросов:
• Как мы обращаем внимание на информацию о мире и собираем ее?
• Как мозг сохраняет и обрабатывает эту информацию?
• Как мы решаем проблемы, думаем и формулируем свои мысли с помощью языка?
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов — от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения. Взятый нами курс на понимание природы мыслящего разума является одновременно амбициозным и волнующим. Поскольку поставленная нами задача грандиозна, то и направления исследования будут различны; а так как эта тема предполагает рассмотрение человеческого разума с новых позиций, то, вероятно, ваши взгляды на интеллектуальную сущность человека могут радикально измениться.
В этой главе мы предлагаем вам ознакомиться с общей картиной когнитивной психологии, ее историей, а также теориями, объясняющими, как знания представлены в уме человека.
Прежде чем мы коснемся технических аспектов когнитивной психологии, будет полезно получить некоторое представление о тех предположениях, которые мы делаем в процессе обработки информации. Чтобы продемонстрировать, как мы интерпретируем информацию, рассмотрим обычную ситуацию: водитель спрашивает у полицейского дорогу. Хотя задействованные в этом случае когнитивные процессы могут показаться простыми, в действительности это далеко не так.
Водитель: Я недавно переехал и плохо знаю город; вы не подскажете, как попасть в «Робби Роботленд»?
Полицейский: А вам нужны видеоигры или компьютеры? У них тут два разных магазина.
В.: А-а, м-м-м...
П.: Вообще-то это не важно, поскольку они находятся друг против друга, через улицу.
В.: Я, собственно, ищу одну программу, знаете, из тех, что помогают решать задачи.
П.: Ну, тогда это у них в компьютерном магазине.
В.: В компьютерном?
П.: Да, в отделе программного обеспечения. Так что... вы знаете, где цирк?
В.: Это то здание с чем-то вроде конуса или это то, которое...
П.: Нет, но вы знаете, где это — тот самый выставочный павильон; ну, помните, там проходила выставка «Экспо» в 1988 году.
В.: А, да, я знаю, где эта выставка.
П.: Ну вот, это там, на месте «Экспо». Вообще отсюда туда трудно попасть, но если вы поедете вниз, проедете по этой улице один светофор, а потом — до сигнальной мачты, повернете направо и проедете один квартал до следующего светофора, а затем налево через железнодорожный переезд, мимо озера до следующего светофора рядом со старой фабрикой... Знаете, где старая фабрика?
В.: Это та улица через мост, где указатель одностороннего движения до старой фабрики?
П.: Нет, там двустороннее движение.
В.: А, это значит другой мост. Ладно, я знаю, какая улица...
П.: Вы можете узнать ее по большому плакату, где написано: «Если вы потеряли бриллиант, вы ничем его не замените». Что-то в этом роде. Это реклама ночного банка-депозитария. Я его называю «Бозодеп», потому что это в Бозвелловском банке. Короче, вы едете мимо старой фабрики — это где ресторан «Ла Страда» — и поворачиваете налево — нет, направо — потом один квартал налево, и вы на Вирджиния-стрит. Вирджиния-стрит вы не пропустите. Это будет по правой стороне на этой улице. В.: Да вы шутите! Я же остановился в мотеле на Вирджиния-стрит. П.: Да-а?
В.: Я поехал не в ту сторону, и теперь я на другом конце города. Подумать только, два
квартала от моего мотеля! Я мог туда пешком дойти.
П.: А в каком вы мотеле?
В.: В Оксфордском.
П.: О, в самом деле?
В.: Ну, это не высший класс, но зато там просто замечательная библиотека.
П.: Хм-м.
• На каждом этапе происходит уникальная обработка поступающей информации. Возможная реакция (например: «А, я знаю, где эта выставка») является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информации, извлечение информации из памяти, формирование понятий, суждение и формирование высказывания).
• Информация передается с предыдущего этапа на последующий, где она подвергается воздействию свойственных данному этапу операций. Поскольку все компоненты модели обработки информации так или иначе связаны с другими компонентами, трудно точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что данная последовательность начинается с поступления внешних стимулов.
Эти частички информации
— признаки окружения в нашем
примере — не представлены непосредственно
в голове полицейского, но они преобразуются
в нейроструктуры и значимые символы;
некоторые когнитивные
Модель обработки информации породила два важных вопроса, вызвавших значительные споры среди когнитивных психологов:
• Какие этапы проходит информация при обработке?
• В каком виде информация представлена в уме человека?
Хотя ответить на эти вопросы непросто, значительная часть нашей книги посвящена поиску ответа на них, так что не будем упускать их из виду. Когнитивные психологи, стремясь ответить на эти вопросы, включали в свои исследования методы и теории из конкретных психологических дисциплин; некоторые их них описаны ниже.
Сфера когнитивной психологии
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1.1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект. Каждую из этих областей мы рассмотрим в последующих главах.
Когнитивная нейронаука
Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. К настоящему времени этот союз дал наиболее впечатляющие
результаты в области изучения свойств нашего разума. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях. В приведенном примере разговора сбитого с толку водителя и полицейского каждая часть когнитивного процесса — от ощущения до знания правил вождения автомобиля — поддерживается основными электрохимическими процессами, происходящими в мозге и нервной системе.
Когнитивная психология сегодня
Начиная с 1950-х годов интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании паттернов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и даже «сознании» (наиболее избегаемом догматиками понятии), а также на других «когнитивных» темах, однажды признанных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи вновь обращались к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, а когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 1930-х и 1940-х годах. Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были следующие:
• «Неудача» бихевиоризма1. Бихевиоризму, в общих чертах изучавшему внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения, например в области языка (см. приведенный выше анализ разговора полицейского и водителя). Кроме того, существовали игнорируемые бихевиористами темы, которые, по-видимому, были глубоко связаны с человеческой психологией. К ним относились память, внимание, сознание, мышление и воображение. Было очевидно, что эти психические процессы являются реальными составляющими психологии и требуют исследования. Многие психологи полагали, что эти внутренние процессы могли быть операционально определены и включены в общее изучение психики.
• Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации, то есть в областях, существенных для когнитивной психологии.
• Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.
• Изучение памяти. Исследования вербального научения и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.
• Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука, и особенно один из ее разделов — искусственный интеллект, заставили психологов пересмотреть основные постулаты, касающиеся решения проблем, обработки и хранения информации в памяти, а также обработки языка и овладения им. Новое экспериментальное оборудование значительно расширило возможности исследователей.
• Когнитивное развитие. Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способностей в ходе взросления. Одним из известных психологов своего времени был Жан Пиаже, описавший процесс формирования у детей различных понятий в период от младенчества до юности. Такое развитие способностей представляется естественным.
От ранних концепций репрезентации знаний и до новейших исследований считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. Эта тема пришла от древнегреческих философов и ученых эпохи Возрождения к современным когнитивным психологам. Но идентичны ли внутренние репрезентации мира его физическим свойствам? Существует все больше свидетельств того, что многие внутренние репрезентации реальности — это не то же самое, что сама внешняя реальность, то есть они не изоморфны. Работа Толмена с лабораторными животными и эксперименты Бартлетта, проведенные с участием людей, заставляют предположить, что информация, полученная от органов чувств, хранится в виде абстрактных репрезентаций. Кроме того, исследования нервной системы ясно показывают, что мы получаем и храним информацию, приходящую из внешнего мира, с помощью нейрохимического кода.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).