Когнитивная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 00:40, доклад

Описание работы

Термин «когнитивная психология» впервые был использован в 1967 году американским психологом Ульриком Найссером в своей книге «Когнитивная психология». Познание включает в себя «все процессы, которые трансформируются, а затем уменьшаются. Это связано с этими процессами, даже если они работают в отсутствие соответствующего стимулирования, как образы и галлюцинации … При таких широких определениях, очевидно, что познание принимает участие во всем, что человеческое существо может сделать, что каждый психологический феномен представляет собой когнитивный феномен.»

Файлы: 1 файл

Kognitivnaya_psikhologia.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

Человеческий интеллект 

И полицейский, и водитель имели  некоторые предположения об интеллекте друг друга. Эти предположения включали — но не ограничивались этим — способность  понимать обычный язык, следовать  инструкциям, преобразовывать вербальные описания в действия и вести себя соответственно законам своей культуры<…>.

 «Магическое число семь плюс-минус два» («кошелёк Миллера») — закономерность, обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, согласно которой кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов.

Описание принципа:

Джордж Миллер во время своей  работы в Bell Laboratories провел ряд экспериментов, целью которых был анализ памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов.

Таким образом, кратковременная память — «кошелёк», в который можно  «положить» одновременно семь «монет». Причём память не пытается анализировать  смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики, то есть не важно, какие «монеты» находятся  в «кошельке» — доллар или цент, главное чтобы их было семь. Если количество элементов больше семи (в  крайнем случае, девяти), то мозг разбивает  элементы на группы таким образом, чтобы  количество запоминаемых элементов  было от 5 до 9.

Неожиданно, аналогичное правило  было обнаружено для муравьёв: они  способны запоминать и передавать сообщения  длиной до 7 бит.

Данный принцип используется, например, в построении интерфейсов программ. Если количество элементов (пунктов  меню, кнопок, закладок) меню больше семи, или в крайнем случае девяти, то эти элементы стараются сгруппировать.

С 1960 по 1972 годы Джордж Миллер вместе с Джеромом  Брунером руководил Гарвардским центром когнитивных исследований, где данные и подходы различных дисциплин:  психологии, лингвистики, антропологии и кибернетики впервые были объединены в единую дисциплину – когнитивную науку. Джером  Брунер, в частности, писал: «... умственный рост характеризуется не постепенным непрерывным подъёмом... Он больше похож на лестницу с высокими ступенями, которые преодолеваешь с ходу, а потом отдыхаешь па них. Новый подъём начинается, когда накопились для этого внутренние силы: добавочные ступеньки подстраиваются к уже имеющимся. Последовательность этих ступенек, кажется, заранее запрограммирована. Эти ступеньки - стадии развития - по-разному описываются исследователями [...], но все описания очень похожи, хотя их внутренний механизм трактуется каждый раз иначе. Первые стадии являются манипулятивными, отмеченными очень неустойчивым и однонаправленным вниманием. Затем идёт период более осознанного действия, которое имеет своим источником интернализированные образы больших отрезков действительности. Пик этой стадии приходится на детей 5-7 лет»

Учёный считал, что человек способен активно искать знания за пределами  непосредственно заданного, и это  относится как к детям, так  и ко взрослым

Иллюзия прозрачности — одно из когнитивных искажений, выражающееся в тенденции людей переоценивать способность других понимать их и свою способность понимать других

Люди часто хотят скрыть свои внутренние переживания, например, нервозность  перед выступлением или отвращение к предложенной еде. Однако люди недооценивают  свою способность скрывать переживания, в силу того, что не могут полностью  абстрагироваться от своих знаний о  себе, поэтому человеку кажется, что  другим видны его переживания  лучше, чем есть на самом деле.

Когнити́вные искаже́ния — это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах.

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального  поведения. Некоторые из них выполняют  адаптивную функцию, поскольку они  способствуют более эффективным  действиям или более быстрым  решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков  мышления, или из-за неуместного  применения навыков, бывших адаптивными  в других условиях.

Искажения, связанные  с поведением и принятием решений

Иллюзия контроля — тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут

Эффект повального увлечения, конформизм — тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям.

Неприятие потери— отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди больше огорчаются от потери какой-то вещи, чем они радовались бы её находке.

Ошибка при планировании — тенденция недооценивать время выполнения задач. Также известно как следствие закона Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».

Подчинение авторитету — склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.

«Проклятие знания» — затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.

Профессиональная  деформация — психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения. Наиболее ей подвержены лица, работающие с людьми (полиция/милиция, социальные работники, учителя, медики, психологи и т. п.)

Сопротивление, «дух противоречия» — потребность делать нечто противоположное тому, что некто побуждает вас делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить вашу свободу выбора.

Эффект знакомства с объектом — тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним.

Эффект морального доверия — человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что его любое действие также будет безгрешным.

Эффект фокусировки — ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.

Искажения, связанные  с вероятностями и стереотипами

Каскад доступной  информации — самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе («повторяйте нечто достаточно долго и это станет правдой»).

Приукрашивание  прошлого — тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.

Хоторнский эффект — феномен, состоящий в том, что люди, наблюдаемые в ходе исследования, временно изменяют своё поведение или производительность. Пример: повышение производительности труда на заводе, когда приезжает комиссия по исследованию производительности труда на этом заводе.

Эффект воспоминаний — эффект, состоящий в том, что люди помнят больше событий из своей молодости, чем из других жизненных периодов.

Эффект знания задним числом — иногда называется «Я так и знал, что так будет» (как вариант — «А ведь я говорила…») — склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.

Эффект телескопа — этот эффект состоит в том, что недавние события кажутся более отдалёнными, а более дальние события — более близкими во времени.

Социально обусловленные  искажения

Феномен «справедливого мира» — тенденция людей верить, что мир «справедлив» и следовательно люди получают «то, что они заслуживают».

Иллюзия асимметричной  проницательности — человеку кажется, что его знание о своих близких превосходит их знание о нём.

Искажение в связи  с формулировкой закона — эта форма культурного искажения связана с тем, что запись некого закона в виде математической формулы создаёт иллюзию его реального существования.

Эффект леди Макбет (также называется «ЭфФектом Понтия Пилата») — воображаемая связь между моральной и физической чистотой, побуждающая людей, испытывающих чувство стыда, вымыться, «смыв» с себя воображаемую грязь.

Эффект победившей стороны— склонность избирателей изменять своё мнение в пользу победившей на выборах стороны

Эффект эгоцентричности — он имеет место, когда люди считают себя более ответственными за результат неких коллективных действий, чем это находит внешний наблюдатель.

Искажения, связанные  с ошибками памяти

Благодетель — восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные.

Криптомнезия — форма неправильного установления авторства, когда воспоминание ошибочно принимается за результат воображения. Например, человеку может казаться, что он сам сочинил анекдот, в то время, как в действительности он его уже слышал и просто вспомнил.

Эгоцентрическое искажение — воспоминание прошлого в самовозвеличивающей манере, например, воспоминание экзаменационных оценок лучшими, чем они были, а пойманной рыбы — большей, чем она была.

Ложная память — принятие неизвестного за известное.

Ретроспективное искажение — фильтрация памяти о прошлых событиях сквозь теперешнее знание. При этом события выглядят более предсказуемыми, чем они были в действительности. Известно также как 'эффект Я-всё-это-знал'.

Внушаемость — форма неправильного установления авторства, когда идеи, на которые намекнул спрашивающий, неверно воспринимаются как вспомненные.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Когнитивная психология