Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:44, контрольная работа
Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion)
Что такое когнитивные теории эмоций?
● Определение
● … это теории, рассматривающие эмоции, в первую очередь, в их взаимосвязи с познанием мира, т.е. процессами восприятия, интерпретации, хранения информации.
● Что имеется в виду?
Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»
в г. Новосибирске
Кафедра экономики и менеджмента
Контрольная работа
по дисциплине: «Общая психология»
Тема: «Когнитивная теория эмоций»
_______________________
г. Новосибирск, 2013 г.
Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion)
Что такое когнитивные теории эмоций?
● Определение
● … это теории, рассматривающие эмоции, в первую очередь, в их взаимосвязи с познанием мира, т.е. процессами восприятия, интерпретации, хранения информации.
● Что имеется в виду?
● главное для эмоции то, как человек воспринимает и интерпретирует ситуацию, включая свое собственное состояние .
Какие функции у эмоций с точки когнитивных теорий?
● «Холодное» познание — «рациональное» познание, направленное на выявление «объективных» фактов
● «Горячее» познание — «эмоциональное» познание, направленное на выявление «важных» фактов
«Горячее» познание
Занимательные факты: радость
● Когда мы обрадованы, мы находим больше сходства и больше различий между объектами, хотя ориентируемся больше на сходство
● Мы также больше подвержены «подсказкам» (в том числе тем, которые не осознаем)
● И мы более подвержены стереотипам
● Мы также склонны больше внимания обращать на общее, чем на детали
Занимательные факты: страх и печаль
● Когда мы расстроены или напуганы, мы менее подвержены «подсказкам»
● Мы также склонны больше внимания обращать на детали, а не на общее
● Мы больше ориентируемся на различия, а не на сходство
Депрессивный реализм
● Когда мы в депрессии, мы более реалистично оцениваем свои возможности?
● Может быть и так, хотя это мешает нам жить
«Аффект-как-информация»
● Мы используем наши эмоции как источник информации о ценности текущих тенденций
● Пример: при хорошей погоде мы оцениваем нашу жизнь в целом лучше, чем при плохой погоде
Влияние эмоций на принятие решений
● Человек склонен больше избегать потерь, чем стремиться к выигрышу (Канеман и Тверски)
● Напуганный человек более склонен менять свое решение (А. Капоне), а обрадованный — менее (в сравнении со спокойным)
Итоги горячего познания
● Эмоции непосредственно связаны с процессами познания
● Позитивные и негативные эмоции влияют по-разному, но нельзя сказать, что какие-то эмоции делают «хуже», а какие-то «лучше»
● Их влияние стоит иметь в виду, особенно при принятии важных решений или при выполнении сложных дел
Теории эмоций пытаются объяснить, как вызывается эмоция, какие она производит физиологические изменения и чем одна эмоция отличается от других. Ответ на первый вопрос отличает когнитивные теории от других теорий эмоций.
Теоретики всех направлений обычно сходятся в том, что гнев, страх или обе эти эмоции вызываются (возбуждаются) в тех случаях, когда ситуация интерпретируется как раздражающая и/ или опасная. Многие твердо убеждены, что такое возбуждение программируется на протяжении эволюционной предыстории и служит целям выживания вида. По мнению когнитивных психологов, любая эмоция возбуждается получением информации о чем-то и оцениванием этого. Не вызывает сомнений, что некоторые оценки оказываются запрограммированными: младенцам нравится все сладкое, что они пробуют на вкус в первый раз. Однако более старшие дети и взрослые оценивают все, с чем они сталкиваются, не только в отношении влияния на их телесное благополучие, но и в плане воздействия на них как на личностей. Ребенок приходит в ярость, когда его дразнят сверстники, а юноша — когда приятели подтрунивают над ним в присутствии девушки. Если эмоции зависят от оценок, то должно быть столько же различных эмоций, сколько оценок. Эмоции можно классифицировать, но они не обязательно должны быть производными друг от друга.
Неудивительно, что когнитивные теории имеют длинную историю. В III в. до н. э. Аристотель в своем трактате «О душе» высказал предположение, что люди и животные способны давать чувственные оценки (благодаря тому, что он называл vis estimativa) вещей как хороших или плохих для них и что эти оценки вызывают эмоцию, удовольствие или неудовольствие. Фома Аквинский в своих «Комментариях на Аристотеля» следовал Аристотелю в этом объяснении возбуждения эмоций.
Декарт утверждал, что
все эмоции вызываются непосредственно
побуждением к действию «животных
духов», или возбуждением врожденных
рефлекторных актов, сопровождаемых необходимыми
для выживания
Теория эмоций Джемса — Ланге была безоговорочно принята и вскоре привела к фатальному снижению интереса академических психологов к анализу эмоций.
Между тем заявить, что некоторые ситуации вызывают врожденные паттерны реакций, вовсе не значит решить проблему. Страх или ярость могут вызывать бегство или нападение, но они все же остаются зависящими от осознания того, что что-то представляет собой угрозу или вызывает раздражение, а это уже оценка, пусть и рудиментарная.
С . Шехтер и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом ( состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Важные исследования в области эмоций были проведены Р. Лазарусом и его сотрудниками. Эти ученые сделали оценку краеугольным камнем своей теории эмоции. Лазарус считает, что каждая эмоция основывается на специфическом виде когнитивной оценки, сопровождаемой моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.
Он различает первичную оценку, вторичную оценку и переоценку. Вторичная оценка — это оценка субъектом своего отношения к конкретному окружению, и потому она ведет к измененной эмоциональной реакции. Переоценка может происходить как простое оценивание значения этого изменившегося отношения к окружению, или она может представлять собой психологическую попытку совладать со стрессом. Такая переоценка не обязательно опирается на фактографическую информацию — она может быть попыткой посмотреть на ситуацию с более благоприятной точки зрения. Говоря словами Лазаруса, она может быть «защитной переоценкой». Переоценка может тж представлять собой попытку совладания, когда прямое действие невозможно.
Лазарус и другие пришли
к выводу, что оценкой ситуации
и, следовательно, эмоциональной реакцией
испытуемого можно
В то время как влияние
когниции на оценку надежно документировано,
обосновать необходимость различения
между интуитивной и
Согласно Зайонцу, между аффектом и когницией существует разъединение. Эстетические суждения и предпочтения всех видов не опираются на когнитивный анализ. Экспериментальные исследования показали, что суждения о симпатии и антипатии осуществляются и вспоминаются с большей уверенностью, тогда как суждения о том, что данное стимульное слово является новым или уже предъявлялось, выносятся с заметной неуверенностью. Отсюда Зайонц делает вывод, что перцептивный процесс, начинающийся с сенсорного опыта, сначала вызывает неосознаваемую аффективную реакцию и затем переходит в распознавание знакомых признаков (тж неосознаваемое), прежде чем начинается их рефлексивная когнитивная обработка.
Таким образом, Зайонц указал на слабое место в броне когнитивной психологии. Мышление и рефлексивное суждение, по-видимому, зависят от аффекта в той же степени, как и от сенсорного опыта. Поскольку аффект является осознанным переживанием притяжения/отталкивания, которое не генерируется ценностным суждением, он должен вызываться спонтанной (неосознанной) оценкой объектов как хороших или плохих и оценкой реакций как подходящих или неподходящих. Эмоции, которые обычно сопровождаются рефлексивными суждениями, могут сами оцениваться как подходящие или неподходящие и изменяться путем других корректирующих впечатлений, но редко путем рефлексии или убеждения.
Тестирование по теме «Психические процессы: познавательные и эмоционально-волевые»
1. Совокупность всех
А) сенсорной; Б) рефлекторной; С) перцептивной
2. Действия, обеспечивающие
сознательное построение
А) мыслительные действия; Б) ориентировочные действия; С) волевые действия
3. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам…
А) формирования памяти; Б) волевого процесса; С) мыслительного процесса
4. Произвольная память предполагает…
А) запоминание без специального заучивания; Б) запоминание через построение ассоциативного ряда информации; С) запоминание с помощью волевых усилий при этом сохраняется сознательная целенаправленность
5. Вид внимания, при котором
сохраняется сознательная
А) непроизвольным; Б) послепроизвольным; С) произвольным
6. Вид памяти, характеризующийся
способностью сохранять
А) кратковременная память; Б) зрительная память; С) оперативная память