Когнитивно -бихевиоральное направление в психологическом консультировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

1. Положения когнитивного подхода в консультировании.
2. Иррациональные убеждения.
3. Поведенческие приемы включаются в курс психотерапии и психопрофилактики.
4. Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Джекобсону.
5.Различия деффензивного, агрессивного и уверенного поведения.
6.Роль и позиция психотерапевта.
7.Рационально-эмоциональная психотерапия.
8.Основные направления поведенческой психотерапии.
9.Приобретение позитивных навыков.
10.Спектр применения поведенческой психотерапии при работе с детьми, подростками и юношеством.

Файлы: 1 файл

когнитивно-бихевиоральное направление в психологическом консультировании.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры

Сургутский Государственный Педагогический

Университет

 

 

 

Когнитивно -бихевиоральное направление в психологическом консультировании.

      

 

 

 

 

                                                          Выполнили: Кишмахова А.М., Абдалиева М.И

                                                          Проверил:  к.пс.н.,доцент  Майстренко В.И.

                                                        

 

 

 

 

 

 

Сургут

2014

Содержание

1. Положения когнитивного подхода в консультировании.

2. Иррациональные убеждения.

3. Поведенческие приемы включаются в курс психотерапии и психопрофилактики.

4. Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Джекобсону.

5.Различия деффензивного, агрессивного и уверенного поведения.

6.Роль и позиция психотерапевта.

7.Рационально-эмоциональная  психотерапия.

8.Основные направления поведенческой психотерапии.

9.Приобретение позитивных  навыков.

10.Спектр применения поведенческой  психотерапии при работе с  детьми, подростками и юношеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение. Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление - от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда - ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Слайд 4.

Когнитивно-бихевиоральное направление сложилось из двух, ранее отличных друг от друга, подходов. Коротко о них:

Поведенческий подход (бихевиоральная терапия).

Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации.

Когнитивный подход (рациональная терапия).

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.

Слайд 5.

Положения когнитивного подхода в консультировании.

1. Способ структурирования  индивидом ситуаций определяет  его поведение и чувства, и  центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это влечет девиации в поведении, усиливая расстройства вплоть до психической патологии.

2. Причиной аффективной  патологии является сильное преувеличение  нормальной эмоции, возникающее  вследствие неверной интерпретации, что может быть мотивировано  различными факторами. Например:

Печаль возникает в результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения.

Эйфория – ощущение или ожидание приобретения.

Тревога – угроза физическому, физиологическому или психологическому благополучию.

Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) или нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида.

3. Индивидуальные различия, зависимые от прошлого травматического  опыта, как к примеру, ситуация  длительного пребывания в замкнутом  пространстве и/или биологической  предрасположенности (конституциональный  фактор).

4. Нормальная деятельность  когнитивной организации тормозится  под влиянием стресса. Возникают  экстремистские суждения, проблемное  мышление, нарушается концентрация  внимания и проч.

5. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства  и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующим тот или иной синдром. Примеры: депрессия – утрата, тревожное расстройство – угроза или опасность и т. п.

6. Напряженное взаимодействие  с другими людьми порождает  замкнутый круг неадаптивных когниций.

Слайд 6.

Иррациональные убеждения ведут к возникновению эмоциональных проблем. Наиболее важные из них — это убеждения в том, что человеку необходимы одобрение и любовь со стороны всех, с кем ему так или иначе приходится считаться, и убеждение в том, что человек, состоявшийся как личность, должен всегда вести себя адекватно, быть со всеми компетентным, а также быть способным всегда добиваться решения любых стоящих перед ним задач.

Слайд 7

Признаки иррационального суждения:

  • Неистинность. Например: «Я не переживу, если не сдам экзамен».
  • Категоричность. Например: «Я должен...», «Мне должны...», «Мир должен...».
  • Связь с сильными эмоциональными проявлениями: бурные слезы или смех, яростный гнев и т. п.
  • Неэффективность (не помогает достичь цели).

Иначе говоря, иррациональные суждения:

  1. Развиваются до катастрофических размеров, например: «Я не переживу...»
  2. Включают элемент долженствования: «Я должен», «Я обязан», «Мне должны».
  3. Включают элемент оценки: хорошо — плохо; правильно — неправильно.

А. Эллис представил связь между нашим мышлением, эмоциями и поведением следующим образом:

  • Во-первых, мышление и эмоции связаны.
  • Во-вторых, они связаны так тесно, что обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствие», так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью.
  • В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений, проговариваемых людьми про себя, которые, в свою очередь, являются или становятся их мыслями и эмоциями.

 

распространенные иррациональные суждения.

  1. Меня должны любить и поддерживать те, кто мне небезразличен, а если нет — то это ужасно. (Ошибочность этого утверждения мы подробно обсудили выше.)
  2. Когда люди поступают нечестно и плохо, они — омерзительные личности. (Здесь мы переносим оценку поступка на личность, в результате портим отношения с людьми, вместо того чтобы обсуждать возникшую проблему, говорить конкретно о ней, а не о качествах личности человека.)
  3. Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел(а) бы. (Речь идет о непринятии человеком произошедшей с ним жизненной ситуации, о желании сразу получать удовольствие, о непереносимости отсрочки достижения желаемого результата.)
  4. Мне следует быть осторожным и избегать в отношениях неопределенных ситуаций. (В основе суждения — страх познания нового, личных изменений и связанного с этим дискомфорта.)
  5. Я ничего не стою, если не добиваюсь успехов всегда, когда мне этого хочется, или не всегда компетентен(а). (В основе лежат убеждения: «Я должен быть совершенным», «Я должен полностью контролировать ситуацию», что, конечно же, невозможно и ведет к повышению тревожности, возникновению у человека невроза.)
  6. Мир должен быть честным и справедливым. (Претензии к миру обычно сопровождаются обидой или агрессией, которые разрушительно действуют на самого человека. Необходимо научиться принимать создавшиеся ситуации как потенциальные уроки и делать выводы, изменяясь внутренне.)
  7. У меня не должно быть дискомфорта и боли. (Это суждение уже анализировалось нами.)
  8. Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, чтобы на него положиться. (В основе лежит нежелание брать ответственность за свою жизнь на себя, несамостоятельность.)
  9. Прошлое — причина моих сегодняшних проблем. (Раз проблема есть сегодня, значит, и причину нужно искать в настоящем и находить способы и возможность ее решить).

Слайд 8

Основные техники, используемые в подходе:

Диагностические (направленные на выявление иррациональных убеждений):

- Техника заполнения пустоты;

- Техника падающей стрелы.

Коррекционные (направленные на замену выявленных иррациональных убеждений рациональными):

- Техника Сократовский диалог;

- Техника "за" и "против";

- Когнитивный континуум;

- Поведенческий эксперимент;

- Техника десенсибилизации;

- Техника атаки стыда;

- Техника на принятие  риска;

- Техника использования  наград и наказаний;

- Декатастрофизация;

- Реструктурирование ранних  воспоминаний.

Слайд 9

Поведенческие приемы включаются в курс психотерапии и психопрофилактики. Их можно разделить на методы редукции поведения и методы, усиливающие поведение.

 

Название метода

Угашение

Отказ в подкреплении, следующий за несоответствующим поведением

Смена стимула

Изменение дискриминационного стимула (удаление или изменение запускающего поведение предшествующего стимула)

Наказание

Предоставление мягкого аверсивного стимула (aversio - отвращение), следующего после неадекватного поведения

Выключение позитивного подкрепления (тайм-аут)

Отсрочка положительного подкрепления на короткое время после неадекватного поведения

Сверхкоррекция

Пациент восполняет потерю и вносит дополнительную плату

Дифференцированное положительное подкрепление

Подкрепляется поведение, несовместимое с демонстрируемым

Постепенная подготовка к аверсивному стимулу (десенсибилизация)

Постепенное погружение в психотравмирующую ситуацию в состоянии безопасности и релаксации

Скрытое моделирование, реципрокная ингибиция

Представление в воображении избегаемого объекта и противоположного по вызываемой эмоции

Моделирование

Демонстрация поведения для копирования

Ролевая игра

Проигрывание соответствующего поведения, ситуации, конфликта с альтернативными вариантами 


 

 

 

 

Методы, усиливающие поведение

Название метода

Описание

Позитивное подкрепление

Предоставление позитивного стимула (награда или приятное событие), следующего за желаемым поведением

Негативное подкрепление

Удаление стимула (аверсивного или угрожающего события), следующего за желаемым поведением

Планируемое игнорирование

Не обращается внимание в случае дезадаптивного характера поведения

Жетонная система

Подкрепляется только желаемое поведение, нежелаемое штрафуется

Моделирование

Нахождение кого-либо на подходящую модель желаемого поведения и проигрывание роли in vivo

Тренинг уверенного поведения

Уверенность обладает противообусловливающим характером пассивному поведению

Когнитивные методы

Обучение рациональным, альтернативным способам восприятия действительности и решения проблем 


Слайд 10

Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Джекобсону

Нервно - мышечная (прогрессивная) релаксация - это техника снижения нервно-мышечного напряжения, которая была разработана в 30-х годах прошлого столетия  чикагским врачом Эдмундом Джекобсоном (в другой транскрипции Якобсоном) и описана в его книге «Прогрессивная релаксация» (1929). Эта техника первоначально предназначалась для пациентов больниц, испытывавших напряжение. Джекобсон обратил внимание на то, что напряженные пациенты не могут быстро и в полной мере расслабиться. Это заметно, например, по таким признакам, как наморщенный лоб. Пытаясь избавиться от подобного остаточного мышечного напряжения, Джекобсон стал обучать своих пациентов упражнениям, в которых требовалось сначала напрячь определенную группу мышц, а затем расслабить ее, переходя от одной группы мышц к другой.

Таким образом, основной идеей здесь является получение более полного и конкретного ощущения напряжения и способность расслабить мышцы в случае возникновения этого напряжения. «Тот, кто сможет научиться расслабляться, при столкновении со стрессором получит возможность избрать наиболее верный способ реагирования. То есть вместо рефлексивной реакции можно просто остановиться, изучить природу угрозы, взвесить последствия возможных реакций и выбрать наиболее подходящую» (Э. Джекобсон).

Информация о работе Когнитивно -бихевиоральное направление в психологическом консультировании