Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:41, контрольная работа
1. Положения когнитивного подхода в консультировании.
2. Иррациональные убеждения.
3. Поведенческие приемы включаются в курс психотерапии и психопрофилактики.
4. Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Джекобсону.
5.Различия деффензивного, агрессивного и уверенного поведения.
6.Роль и позиция психотерапевта.
7.Рационально-эмоциональная психотерапия.
8.Основные направления поведенческой психотерапии.
9.Приобретение позитивных навыков.
10.Спектр применения поведенческой психотерапии при работе с детьми, подростками и юношеством.
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры
Сургутский Государственный Педагогический
Университет
Когнитивно -бихевиоральное направление в психологическом консультировании.
Сургут
2014
Содержание
1. Положения когнитивного подхода в консультировании.
2. Иррациональные убеждения.
3. Поведенческие приемы включаются в курс психотерапии и психопрофилактики.
4. Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Джекобсону.
5.Различия деффензивного, агрессивного и уверенного поведения.
6.Роль и позиция
7.Рационально-эмоциональная психотерапия.
8.Основные направления поведенческой психотерапии.
9.Приобретение позитивных навыков.
10.Спектр применения
Слайд 3.
Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение. Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление - от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда - ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.
Слайд 4.
Когнитивно-бихевиоральное направление сложилось из двух, ранее отличных друг от друга, подходов. Коротко о них:
Поведенческий подход (бихевиоральная терапия).
Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации.
Когнитивный подход (рациональная терапия).
Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.
Слайд 5.
Положения когнитивного подхода в консультировании.
1. Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства, и центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это влечет девиации в поведении, усиливая расстройства вплоть до психической патологии.
2. Причиной аффективной
патологии является сильное
Печаль возникает в результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения.
Эйфория – ощущение или ожидание приобретения.
Тревога – угроза физическому, физиологическому или психологическому благополучию.
Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) или нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида.
3. Индивидуальные различия,
зависимые от прошлого
4. Нормальная деятельность
когнитивной организации
5. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующим тот или иной синдром. Примеры: депрессия – утрата, тревожное расстройство – угроза или опасность и т. п.
6. Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций.
Слайд 6.
Иррациональные убеждения ведут к возникновению эмоциональных проблем. Наиболее важные из них — это убеждения в том, что человеку необходимы одобрение и любовь со стороны всех, с кем ему так или иначе приходится считаться, и убеждение в том, что человек, состоявшийся как личность, должен всегда вести себя адекватно, быть со всеми компетентным, а также быть способным всегда добиваться решения любых стоящих перед ним задач.
Слайд 7
Признаки иррационального суждения:
Иначе говоря, иррациональные суждения:
А. Эллис представил связь между нашим мышлением, эмоциями и поведением следующим образом:
распространенные иррациональные суждения.
Слайд 8
Основные техники, используемые в подходе:
Диагностические (направленные на выявление иррациональных убеждений):
- Техника заполнения пустоты;
- Техника падающей стрелы.
Коррекционные (направленные на замену выявленных иррациональных убеждений рациональными):
- Техника Сократовский диалог;
- Техника "за" и "против";
- Когнитивный континуум;
- Поведенческий эксперимент;
- Техника десенсибилизации;
- Техника атаки стыда;
- Техника на принятие риска;
- Техника использования наград и наказаний;
- Декатастрофизация;
- Реструктурирование ранних воспоминаний.
Слайд 9
Поведенческие приемы включаются в курс психотерапии и психопрофилактики. Их можно разделить на методы редукции поведения и методы, усиливающие поведение.
Название метода | |
Угашение |
Отказ в подкреплении, следующий за несоответствующим поведением |
Смена стимула |
Изменение дискриминационного стимула (удаление или изменение запускающего поведение предшествующего стимула) |
Наказание |
Предоставление мягкого аверсивного стимула (aversio - отвращение), следующего после неадекватного поведения |
Выключение позитивного подкрепления (тайм-аут) |
Отсрочка положительного подкрепления на короткое время после неадекватного поведения |
Сверхкоррекция |
Пациент восполняет потерю и вносит дополнительную плату |
Дифференцированное положительное подкрепление |
Подкрепляется поведение, несовместимое с демонстрируемым |
Постепенная подготовка к аверсивному стимулу (десенсибилизация) |
Постепенное погружение в психотравмирующую ситуацию в состоянии безопасности и релаксации |
Скрытое моделирование, реципрокная ингибиция |
Представление в воображении избегаемого объекта и противоположного по вызываемой эмоции |
Моделирование |
Демонстрация поведения для копирования |
Ролевая игра |
Проигрывание соответствующего
поведения, ситуации, конфликта с альтернативными
вариантами |
Методы, усиливающие поведение
Название метода |
Описание |
Позитивное подкрепление |
Предоставление позитивного стимула (награда или приятное событие), следующего за желаемым поведением |
Негативное подкрепление |
Удаление стимула (аверсивного или угрожающего события), следующего за желаемым поведением |
Планируемое игнорирование |
Не обращается внимание в случае дезадаптивного характера поведения |
Жетонная система |
Подкрепляется только желаемое поведение, нежелаемое штрафуется |
Моделирование |
Нахождение кого-либо на подходящую модель желаемого поведения и проигрывание роли in vivo |
Тренинг уверенного поведения |
Уверенность обладает противообусловливающим характером пассивному поведению |
Когнитивные методы |
Обучение рациональным, альтернативным
способам восприятия действительности
и решения проблем |
Слайд 10
Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Джекобсону
Нервно - мышечная (прогрессивная) релаксация - это техника снижения нервно-мышечного напряжения, которая была разработана в 30-х годах прошлого столетия чикагским врачом Эдмундом Джекобсоном (в другой транскрипции Якобсоном) и описана в его книге «Прогрессивная релаксация» (1929). Эта техника первоначально предназначалась для пациентов больниц, испытывавших напряжение. Джекобсон обратил внимание на то, что напряженные пациенты не могут быстро и в полной мере расслабиться. Это заметно, например, по таким признакам, как наморщенный лоб. Пытаясь избавиться от подобного остаточного мышечного напряжения, Джекобсон стал обучать своих пациентов упражнениям, в которых требовалось сначала напрячь определенную группу мышц, а затем расслабить ее, переходя от одной группы мышц к другой.
Таким образом, основной идеей здесь является получение более полного и конкретного ощущения напряжения и способность расслабить мышцы в случае возникновения этого напряжения. «Тот, кто сможет научиться расслабляться, при столкновении со стрессором получит возможность избрать наиболее верный способ реагирования. То есть вместо рефлексивной реакции можно просто остановиться, изучить природу угрозы, взвесить последствия возможных реакций и выбрать наиболее подходящую» (Э. Джекобсон).
Информация о работе Когнитивно -бихевиоральное направление в психологическом консультировании