Когнитивное направление в психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy) — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии).

Содержание работы

1.Общая характеристика направления когнитивной психотерапии…….3
1.1. Понятие о когнитивной психотерапии………………………………..3
1.2. Цели и задачи когнитивной терапии…………………………………..3
1.3. Основные теоретические положения………………………………….4
2. Теория психопатологии…………………………………………………..7
2.1. Депрессия………………………………………………………………..7
2.2. Тревожно-фобические расстройства…………………………………..8
2.3. Перфекционизм………………………………………………………….9
3. Психотерапевтические взаимоотношения……………………………….9
4. Техники и методики когнитивной психотерапии……………………....10
5. Эффективность когнитивной психотерапии…………………………….11
Список использованной литературы………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Основы психотерапии.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

На тему: Когнитивное направление в психотерапии

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 

2013

Содержание                                                                                                стр.

 

1.Общая характеристика  направления когнитивной психотерапии…….3

1.1. Понятие о когнитивной психотерапии………………………………..3

1.2. Цели и задачи когнитивной терапии…………………………………..3

1.3. Основные теоретические положения………………………………….4

2. Теория психопатологии…………………………………………………..7

2.1. Депрессия………………………………………………………………..7

2.2. Тревожно-фобические расстройства…………………………………..8

2.3. Перфекционизм………………………………………………………….9

3. Психотерапевтические взаимоотношения……………………………….9

4. Техники и методики когнитивной  психотерапии……………………....10

5. Эффективность когнитивной  психотерапии…………………………….11

Список использованной литературы………………………………………..13

 

 

 

 

  1. Общая характеристика  направления когнитивной психотерапии
    1. Понятие о когнитивной психотерапии

 

Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy) — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии).

Наибольшую известность  и распространение получили модели когнитивной терапии (далее КТ) А. Бека и А. Эллиса.1

Известными учеными  были разработаны другие формы когнитивной  терапии. Особо следует отметить рационально-эмотивную терапию Альберта Эллиса (Ellis, 1962).

  • Цели и задачи когнитивной терапии

  • Когнитивная терапия — полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.

    Выделяют пять целей когнитивной терапии:

    1) уменьшение  и/или полное устранение симптомов  расстройства;

    2) снижение  вероятности возникновения рецидива  после завершения лечения; 

    3) повышение  эффективности фармакотерапии;

    4) решение  психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического расстройства, либо предшествовать его появлению);

    5) устранение  причин, способствующих развитию  психопатологии: изменение дезадаптивных  убеждений (схем), коррекция когнитивных  ошибок, изменение дисфункционального поведения.

    Для достижения указанных целей когнитивный  психотерапевт помогает клиенту  решить следующие задачи: 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»); 4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

    Из указанных  задач первая, как правило, решается уже в процессе первой (диагностической) сессии. Для решения остальных  четырёх задач используются специальные  техники, описание наиболее популярных из них приведено далее.

    1.3. Основные теоретические положения

    Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его  поведение и чувства. Т. о., в центре стоит интерпретация субъектом  внешних событий, которая реализуется  по следующей схеме: внешние события (стимулы) > когнитивная система > интерпретация (мысли) > аффект (или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии. Аффективной патологией является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неправильной интерпретации под действием многих факторов . Центральный фактор — «частные владения (личное пространство)» (personal domain), в центре которого лежит Эго: эмоциональные нарушения зависят от того, воспринимает человек события как обогащающие, как истощающие, как угрожающие или как посягающие на его владения. Примеры:

    Печаль возникает в  результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения. Эйфория — ощущение или ожидание приобретения. Тревога — угроза физиологическому или психологическому благополучию. Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) или нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида.

    Индивидуальные различия. Они зависят от прошлого травматического  опыта (например, ситуация длительного пребывания в замкнутом пространстве) и биологической предрасположенности (конституциональный фактор).

    Перфекционистская меланхолия (возникает у т. н. «автономной личности», по Беку). Провоцируется фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении, автономии. Следствие: развитие компенсаторной структуры «Грандиозного Я». Т. о., здесь речь идет об нарциссической личностной организации. Стратегия психотерапевтической работы: «контейнирование» (бережное отношение к обостренному самолюбию, уязвленной гордости и чувству стыда). Анаклитическая депрессия (возникает у т. н. «социотропной личности», по Беку). Связана с эмоциональной депривацией. Следствие: неустойчивые паттерны межличностных отношений, где эмоциональное избегание, изоляция и «эмоциональная тупость» сменяются сверхзависимостью и эмоциональным прилипанием к Другому. Стратегия психотерапевтической работы: «холдинг» (эмоциональное «до-питывание»).

    Нормальная деятельность когнитивной  организации тормозится под влиянием стресса. Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и проч. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром. Примеры: депрессия — утрата, тревожное расстройство — угроза или опасность и т. п. Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций. Страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа («Мне всё равно, она мне не нужна…» вместо реальной «Я ничем не могу ей помочь»), приписывает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, отстраняется, и, как следствие, ее неадаптивные когниции ещё более усиливаются.

    Ключевые  понятия

    Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:

    адаптивными/ неадаптивными позитивными/негативными идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия — неадаптивные, негативные, идиосинкразические.

    Автоматические  мысли. Основные характеристики автоматических мыслей:

    Рефлекторность Свернутость  и сжатость Неподвластность сознательному контролю Быстротечность Персевераторность и стереотипность. Автоматические мысли не являются следствием размышлений или рассуждений, субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Пример: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно».

    Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:

    Произвольные  умозаключения — извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению. Сверхобобщение — умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией. Избирательное абстрагирование — фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей. Преувеличение и преуменьшение — противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно приуменьшая свои возможности с ней справиться. Персонализация — отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле. Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) — причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности».

    Когнитивные содержания («темы»), соответствующие тому или иному виду психопатологии .

    2. Теория психопатологии

    2.1. Депрессия

    Депрессия — это преувеличенное и хроническое переживание реальной или гипотетической утраты. Когнитивная триада депрессии:

    Негативные представления  о себе: «Я неполноценен, я неудачник, как минимум!». Негативная оценка окружающего  мира и внешних событий: «Мир беспощаден ко мне! Почему именно на меня всё это  наваливается?». Негативная оценка будущего. «А что тут говорить? У меня просто нет будущего!».

    Кроме того: повышенная зависимость, паралич воли, суицидальные мысли, соматический симптомокомплекс. На базе депрессивных схем формируются соответствующие  автоматические мысли и имеют  место когнитивные ошибки практически  всех видов. Темы:

    Фиксированность на реальной или мнимой утрате (смерть близких, крушение отношений, потеря самоуважения и проч.) Негативное отношение к  себе и окружающим, пессимистическая оценка будущего Тирания долженствования  да

     

    2.2. Тревожно-фобические расстройства

     

    Тревожное расстройство — это преувеличенное и хроническое  переживание реальной или гипотетической опасности или угрозы. Фобия — преувеличенное и хроническое переживание страха. Пример: страх утраты контроля (например, перед своим организмом, как в случае страха заболеть). Клаустрофобия — боязнь замкнутых пространств; механизм (и при агорафобии): страх того, что в случае опасности помощь может не подойти вовремя. Темы:

    Предвосхищение отрицательных  событий в будущем, т. н. «антиципация всевозможных несчастий». При агорафобии: страх умереть или обезуметь. Расхождение между высоким уровнем притязаний и убежденностью в собственной некомпетентности («Я должен получить оценку „отлично“ на экзамене, но ведь я же неудачник, ничего не знаю, ничего не понимаю») Опасение потерять поддержку. Устойчивое представление о неизбежном провале в попытке наладить межличностные отношения, оказаться униженным, осмеянным или отвергнутым.

     

     

    2.3. Перфекционизм

     

     

    Феноменология перфекционизма. Основные параметры:

    Высокие стандарты Мышление в терминах «все или ничего» (или полный успех, или полное фиаско), Концентрация на неудачах, Ригидность

    Перфекционизм очень  тесно связан с депрессией, но не с анаклитической (из-за утраты или  потери), а с той, которая связана  с фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении и автономии .

     

     

    3. Психотерапевтические взаимоотношения

     

    Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит  работать. Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента. Терапевт должен быть очень эмпатийным, естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы:

    Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной  проверке ошибочного дезадаптивного мышления. Пример: клиент: «Когда я иду по улице, на меня все оборачиваются», терапевт: «Попробуйте пройтись по улице и посчитать, сколько человек обернулось на вас». Естественно, что автоматическая мысль не совпадает с реальностью! Суть: есть гипотеза, она должна быть проверена эмпирическим путем. Сократический диалог как серия вопросов, имеющих следующие цели: Прояснить или определить проблемы Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений Исследовать смысл событий для пациента Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения. Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать все это проверке.

    Информация о работе Когнитивное направление в психотерапии