Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 10:54, контрольная работа
Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy) — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии).
1.Общая характеристика направления когнитивной психотерапии…….3
1.1. Понятие о когнитивной психотерапии………………………………..3
1.2. Цели и задачи когнитивной терапии…………………………………..3
1.3. Основные теоретические положения………………………………….4
2. Теория психопатологии…………………………………………………..7
2.1. Депрессия………………………………………………………………..7
2.2. Тревожно-фобические расстройства…………………………………..8
2.3. Перфекционизм………………………………………………………….9
3. Психотерапевтические взаимоотношения……………………………….9
4. Техники и методики когнитивной психотерапии……………………....10
5. Эффективность когнитивной психотерапии…………………………….11
Список использованной литературы………………………………………..13
На тему: Когнитивное направление в психотерапии
Санкт-Петербург
2013
Содержание
1.Общая характеристика направления когнитивной психотерапии…….3
1.1. Понятие о когнитивной психотерапии………………………………..3
1.2. Цели и задачи когнитивной терапии…………………………………..3
1.3. Основные теоретические положения………………………………….4
2. Теория психопатологии………………………
2.1. Депрессия………………………………………………………
2.2. Тревожно-фобические расстройства…………………………………..8
2.3. Перфекционизм……………………………………………
3. Психотерапевтические
4. Техники и методики
5. Эффективность когнитивной психотерапии…………………………….11
Список использованной литературы………………………………………..13
Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy) — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии).
Наибольшую известность и распространение получили модели когнитивной терапии (далее КТ) А. Бека и А. Эллиса.1
Известными учеными
были разработаны другие формы когнитивной
терапии. Особо следует отметить
рационально-эмотивную терапию
Перфекционистская меланхолия (возникает у т. н. «автономной личности», по Беку). Провоцируется фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении, автономии. Следствие: развитие компенсаторной структуры «Грандиозного Я». Т. о., здесь речь идет об нарциссической личностной организации. Стратегия психотерапевтической работы: «контейнирование» (бережное отношение к обостренному самолюбию, уязвленной гордости и чувству стыда). Анаклитическая депрессия (возникает у т. н. «социотропной личности», по Беку). Связана с эмоциональной депривацией. Следствие: неустойчивые паттерны межличностных отношений, где эмоциональное избегание, изоляция и «эмоциональная тупость» сменяются сверхзависимостью и эмоциональным прилипанием к Другому. Стратегия психотерапевтической работы: «холдинг» (эмоциональное «до-питывание»).
Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса. Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и проч. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром. Примеры: депрессия — утрата, тревожное расстройство — угроза или опасность и т. п. Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций. Страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа («Мне всё равно, она мне не нужна…» вместо реальной «Я ничем не могу ей помочь»), приписывает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, отстраняется, и, как следствие, ее неадаптивные когниции ещё более усиливаются.
Депрессия — это преувеличенное
и хроническое переживание
Негативные представления о себе: «Я неполноценен, я неудачник, как минимум!». Негативная оценка окружающего мира и внешних событий: «Мир беспощаден ко мне! Почему именно на меня всё это наваливается?». Негативная оценка будущего. «А что тут говорить? У меня просто нет будущего!».
Кроме того: повышенная зависимость, паралич воли, суицидальные мысли, соматический симптомокомплекс. На базе депрессивных схем формируются соответствующие автоматические мысли и имеют место когнитивные ошибки практически всех видов. Темы:
Фиксированность на реальной или мнимой утрате (смерть близких, крушение отношений, потеря самоуважения и проч.) Негативное отношение к себе и окружающим, пессимистическая оценка будущего Тирания долженствования да
2.2. Тревожно-фобические расстройства
Тревожное расстройство — это преувеличенное и хроническое переживание реальной или гипотетической опасности или угрозы. Фобия — преувеличенное и хроническое переживание страха. Пример: страх утраты контроля (например, перед своим организмом, как в случае страха заболеть). Клаустрофобия — боязнь замкнутых пространств; механизм (и при агорафобии): страх того, что в случае опасности помощь может не подойти вовремя. Темы:
Предвосхищение отрицательных событий в будущем, т. н. «антиципация всевозможных несчастий». При агорафобии: страх умереть или обезуметь. Расхождение между высоким уровнем притязаний и убежденностью в собственной некомпетентности («Я должен получить оценку „отлично“ на экзамене, но ведь я же неудачник, ничего не знаю, ничего не понимаю») Опасение потерять поддержку. Устойчивое представление о неизбежном провале в попытке наладить межличностные отношения, оказаться униженным, осмеянным или отвергнутым.
2.3. Перфекционизм
Феноменология перфекционизма. Основные параметры:
Высокие стандарты Мышление в терминах «все или ничего» (или полный успех, или полное фиаско), Концентрация на неудачах, Ригидность
Перфекционизм очень тесно связан с депрессией, но не с анаклитической (из-за утраты или потери), а с той, которая связана с фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении и автономии .
3. Психотерапевтические взаимоотношения
Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента. Терапевт должен быть очень эмпатийным, естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы:
Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной проверке ошибочного дезадаптивного мышления. Пример: клиент: «Когда я иду по улице, на меня все оборачиваются», терапевт: «Попробуйте пройтись по улице и посчитать, сколько человек обернулось на вас». Естественно, что автоматическая мысль не совпадает с реальностью! Суть: есть гипотеза, она должна быть проверена эмпирическим путем. Сократический диалог как серия вопросов, имеющих следующие цели: Прояснить или определить проблемы Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений Исследовать смысл событий для пациента Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения. Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать все это проверке.