Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 20:25, доклад
Термин когнитивный стиль (от лат.cognitio – знание, познание и stylos – стержень для письма) был введен в середине 20 века зарубежными психологами. Утверждение понятия «когнитивный стиль» как фиксирующего индивидуальные способы познания связано с ассимиляцией в работах Г. Виткина, С.Е. Аша, Г. Клейна, Р.Н. Гарднера и других представлений об активности чувственного познания и факторов его личностной обусловленности. Хотя начало разработки понятия КС может быть отнесено к 20—30-м гг. («жизненный стиль» у А. Адлера, дифференцированность психических систем у К. Левина, представления о «ригидности» у Р. Кеттелла и «ригидном контроле» у Дж. Струпа), интегрирующим гипотетическим конструктом оно становится в 60-е гг
Когнитивные стили
Термин когнитивный стиль (от лат.cognitio – знание,
познание и stylos – стержень для письма)
был введен в середине 20 века зарубежными
психологами. Утверждение понятия «когнитивный
стиль» как фиксирующего индивидуальные
способы познания связано с ассимиляцией
в работах Г. Виткина, С.Е. Аша, Г. Клейна,
Р.Н. Гарднера и других представлений об
активности чувственного познания и факторов
его личностной обусловленности. Хотя
начало разработки понятия КС может быть
отнесено к 20—30-м гг. («жизненный стиль»
у А. Адлера, дифференцированность психических
систем у К. Левина, представления о «ригидности»
у Р. Кеттелла и «ригидном контроле» у
Дж. Струпа), интегрирующим гипотетическим
конструктом оно становится в 60-е гг. Его
оформлению способствовало развитие когнитивной
психологии, включившей в анализ познавательных
процессов и действий конструкт «познавательной
структуры».
Когнитивные стили – это относительно
устойчивые индивидуальные особенности
познавательных процессов человека, которые
выражаются в используемых им познавательных
стратегиях. Эти стратегии находят свое
отражение в специфике восприятия, анализа,
структурирования, категоризации, оценивания
происходящего.
Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности
его интеллектуального поведения.
Выделяют несколько признаков когнитивных
стилей, отличающих их от других психических
образований.
1)Когнитивные стили отражают особенности
организации познавательной сферы, но
не ее содержание, т.е. характеризуют формальные
аспекты интеллектуальной активности,
отвечая на вопрос «как?», а не «что?».
2)Когнитивный стиль –
это устойчивая характеристика
человека, стабильно проявляющаяся
на разных уровнях
3)Когнитивный стиль представляет собой
биполярное измерение. Каждый когнитивный
стиль описывается за счет обращения к
двум крайним формам интеллектуального
поведения: поленезависимость - полезависимость,
ригидность – пластичность, рефлексивность
– импульсивность, когнитивная простота
– когнитивная сложность. В силу биполярности
к когнитивным стилям неприменимы оценочные
суждения: представители того или иного
полюса имеют преимущества в тех ситуациях,
где их познавательные качества способствуют
эффективной адаптации.
Виды когнитивных
стилей:
1)поленезависимость — полезависимость;
характеризует интеллектуальное поведение
человека в аспекте его зависимости от
внешних впечатлений.
Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям при оценке происходящего и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого стиля, напротив, полагаются на внутренний опыт и легко отстраиваются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации.
Независимые от поля люди легче
включаются в процесс активного
обучения, в эффективности их учебной
деятельности ведущую роль играет внутренняя
мотивация. Обучение полезависимых
людей, напротив, наиболее успешно в
ситуациях внешнего отрицательного
подкрепления.
В сфере межличностных отношений более
социально ориентированными оказываются
зависимые от поля люди, склонные полагаться
на внешние факторы, в роли которых в ситуации
общения выступают другие люди. Они более
чувствительны к социальным воздействиям,
деликатны в отношении других людей, легче
разрешают конфликтные ситуации. Человек
с полезависимым стилем, попадая в ситуацию
неопределенности, «использует» другого
человека как источник и средство переработки
информации: его социальная направленность
выступает средством компенсации недостаточной
эффективности объектного познания.
2)ригидность – пластичность
Этот когнитивный стиль
характеризует степень
Люди с гибким контролем чувствуют себя
уверенно в ситуациях, включающих противоречие
или навязанное воздействие, тогда как
люди с ригидным контролем обнаруживают
меньше терпения в ситуации наличия препятствия
и проявляют больше стремления к его преодолению.
Данный стиль отражает мотивационную
сторону деятельности в ситуации препятствия
на пути достижения цели.
3)импульсивность –
Люди с импульсивным стилем
быстро выдвигают гипотезы в ситуации
альтернативного выбора, не анализируя
все возможные варианты, они принимают
решения на недостаточной информационной
основе. Для людей с рефлексивным стилем,
напротив, характерен более замедленный
темп принятия решения в силу тщательного
предварительного анализа, они используют
максимально возможный объем информации
о ситуации.
4)когнитивная простота – сложность
Одни люди понимают и интерпретируют происходящее
в упрощенной форме на основе фиксации
ограниченного набора сведений (полюс
когнитивной простоты). Другие, напротив,
склонны создавать многомерную модель
реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных
сторон (полюс когнитивной сложности).
Долгое время считалось, что когнитивно
сложные люди более эффективны в интеллектуальной
и социальной деятельности. Однако современные
эмпирические данные не позволяют однозначно
подтвердить эту точку зрения. Люди с низкой
когнитивной сложностью обнаруживают
больше сходства между собой и другими
людьми и более позитивно их оценивают.
Кроме того, слишком высокий уровень когнитивной
сложности может приводить к трудностям
в построении единого синтетического
образа мира.