Коллективная творческая деятельность как основа формирования коллектива младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:49, доклад

Описание работы

Педагогический аспект проблемы «коллектив и личность» является в настоящее время одним из наиболее актуальных как в практике социальной жизни людей, так и в области теории воспитания. Формирование нового человека, социально активного и всесторонне развитого, готового отдать все свои силы служению отечеству и умеющего найти в обществе место, в наибольшей степени отвечающее его индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. В силу этого каждый коллектив нашего общества должен стать эффективным инструментом формирования такого типа личности.

Файлы: 1 файл

Коллективная творческая деятельность как основа формирования коллектива младших школьников.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

МБОУ СОШ № 10 г. Архангельска

Шарыгина Татьяна Арсентьевна,

учитель начальных классов.

Коллективная  творческая деятельность как основа формирования коллектива младших школьников.

 

Педагогический аспект проблемы «коллектив и личность» является в настоящее время одним из наиболее актуальных  как в практике социальной жизни людей, так и в области теории воспитания. Формирование нового человека, социально активного и всесторонне развитого, готового отдать все свои силы служению отечеству и умеющего найти в обществе место, в наибольшей степени отвечающее его индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная  общественная потребность. В силу этого каждый коллектив нашего общества должен стать эффективным инструментом формирования такого типа личности. Детский коллектив - особая форма проявления коллективности, так как она объединяет детей в процессе специально организованной, воспитывающей деятельности. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей  и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определённые организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Социально признаваемая деятельность как  средство формирования детского коллектива и определённых отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом.

Детский коллектив представляет собой  многоплановую систему, внутри которой  дети могут быть  членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие таких групп состоит в том, что учащийся  в таком объединении, насчитывающем всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения  товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, учащимся легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый учащийся может определить  для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы, способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

Методика коллективного творческого  воспитания имеет уже немалую историю. Она начиналась в 1959 году как способ организации жизни замечательного пионерско-комсомольского коллектива – коммуны юных фрунзенцев, возглавляющегося  ленинградскими педагогами Игорем Петровичем Ивановым и Фаиной Яковлевной Шапиро.

Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей  жизни. Поэтому оно дело, но не просто дело, а жизненно важное, необходимое.

Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается  и обсуждается совместно с воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе.

Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается  и обсуждается каждый раз в  новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определённых жизненно важных задач.

Методика проведения коллективного творческого дела была разработана И. П. Ивановым. Рассмотрим стадии проведения коллективной творческой деятельности.

Начинается все с предварительной  работы воспитателей. Они определяют воспитательные задачи предстоящего коллективного творческого дела. Намечают исходные направляющие действия, которые необходимы для того, чтобы составить общими усилиями взрослых и учащихся оптимальный проект предстоящего коллективного творческого дела, рассказывают воспитанникам, какие коллективные творческие дела можно провести, отвечают на вопросы ребят. Возникает беседа, которую можно назвать стартовой. Взрослые увлекают учащихся перспективой интересного и полезного дела, поиском оптимального решения нескольких практических жизненно важных задач. Идет обсуждение: что лучше сделать? Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? При этом взрослые не диктуют, не навязывают свое мнение, а размышляют вместе с учащимися, разъясняют что-то не до конца понятное, отвечают на все вопросы. Тон разговора - доброжелательный, заинтересованный, товарищеский.

Новый этап - коллективное планирование. Теперь главная роль у самих учащихся. Ответ на поставленные задачи-вопросы воспитанники ищут сначала в микроколлективах - каждый высказывает свое мнение. Затем собирается весь коллектив и внимательно, заинтересованно слушает представителя каждого микроколлектива. Таким представителям может быть любой, которому доверяют ребята. Это обсуждение можно назвать сбором-стартом. Успех такого сбора во многом зависит от личности ведущего - классного руководителя, учителя. Он сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы. Предлагает обосновать выдвинутые идеи или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление». При этом их решение ищется сначала опять-таки в микроколлективах, а потом уже в коллективах. Руководитель вновь увлекает ребят радостной перспективой полезного дела, но теперь они уже действуют сообща, осознавая необходимость всех действий. Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение и взрослого, и самих учащихся. В это время и учатся школьники творческому поиску лучшего варианта решения задачи, а взрослые приучают каждого к такому поиску. Для этого используют разные приемы. В большинстве своем одобряют, поддерживают ребят, порой и хвалят (иногда и авансом), помогают выразить свою мысль, советуют, наконец, доверяют осуществление высказанного и принятого общим сбором коллективного творческого дела. Для этого выбирается совет дела.

Затем начинается стадия подготовки коллективного творческого дела. Созданный сообща проект коллективного творческого дела уточняется и конкретизируется сначала советом дела, направляемым руководителем коллектива, затем - в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла, учитывая предложения, высказанные и обсужденные на общем сборе-старте.

При этом учащиеся применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения и навыки, которые были получены ими в учебном процессе или во внеучебной жизни. Конечно, опыт этот у каждого из них разный. Поэтому возможна ситуация, когда некоторые ребята неохотно включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу или участвуют лишь по тому, что «надо». Есть и такие, которые в самом начале увлекаются, а затем быстро охладевают, не умея преодолевать трудности. Здесь велики роль учителя, характер его воздействия на учащегося и взаимодействия с ним. Нельзя допускать открытого давления, оно не вызовет энтузиазма у учащегося, скорее наоборот: он перестанет считать предстоящее дело своим, потеряет к нему интерес. Есть немало средств, побуждающих детей к добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего дела: увлечение добрым сюрпризом, помощь товарищеским советом, увлечение «секретным договором», доверие ответственным поручением, обращение к учащимся за помощью с просьбой научить, товарищеский контроль, товарищеское осуждение порицанием, в особенности же - товарищеское поощрение всеми формами одобрения, а также похвалой  и наградой морального характера от имени коллектива.

В процессе рассказа, разъяснения, размышления, а порой и спора о выборе лучших вариантов, способов выполнения отдельных частей общего проекта  учащиеся убеждаются в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. При этом дети приучаются самостоятельно выполнять принятые решения, создавая соответствующие традиции жизни коллектива, традиции повседневного общения на переменах и после уроков, традиции самостоятельной подготовки добрых сюрпризов для товарищей, сборов микроколлективов «в гостях у старших друзей».

Наступает стадия проведения коллективного творческого дела - это итог работы, проделанной при его подготовке. Руководитель коллектива и другие учителя говорят о самом главном, о самом нужном. Учителя увлекают учащихся личным примером бодрого настроя, мажорного тона, доброй шуткой, радостной перспективой близкого успеха, победы в борьбе с собственными слабостями, а в необходимых случаях - решительным требованием от имени коллектива, полностью серьезным или с оттенком юмора. Если позволяют обстановка и время, эти действия подкрепляются убеждением в необходимости с честью выходить из затруднительного положения и всегда подкрепляются приучением к инициативным, дружным, самостоятельным действиям.

Следующая стадия - коллективное подведение итогов: что было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Это основное, но задач-вопросов может быть и больше. Как лучше подводить итог - решает сам коллектив и его старшие друзья. В одном случае годится письменная анкета, которую заполнит каждый из учащихся, в другом достаточно общего обстоятельного разговора, в третьем необходимо и то и другое. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте  проведенного коллективного творческого дела, учился оценивать, анализировать, извлекать уроки на будущее. При этом взрослый вновь по-товарищески убеждает учащихся. Опираясь на тот положительный опыт, который они приобрели, организуя коллективное творческое дело и извлекая уроки из сделанных ошибок, он убеждает в необходимости дальнейшей работы по улучшению окружающей жизни. Как он это делает? Если идет сбор, то выступая на нем, если беседа, то направляя ее, если кипит спор, то высказывая тактично свое мнение. Слово взрослого - это раздумье вслух, это новая идея, новая задача, новое предложение. В процессе сбора, беседы, обсуждения, сказанного взрослым, учащиеся приучаются коллективно анализировать и оценивать сделанное, выдвигать более сложные задачи-вопросы. Они учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Наступает последняя стадия коллективного  творческого дела - его ближайшего последействия. Здесь руководитель коллектива организует использование  учащимися в учебной работе, во внеучебной жизни того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении коллективного творческого дела.

Сразу же после подведения итогов следует приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе, коллективно наметить программу последующих действий. Таким образом, учащиеся приучатся быть последовательными и самостоятельными до конца.

Работая по методике И.П. Иванова, можно подготовить с детьми дела по всем направлениям воспитания. Далее представлено одно из коллективных творческих дел.

 

 

Коллективное творческое дело «Зимушка-зима»

Задачи:

 

Образовательные

 

- Обеспечить расширение представлений  детей о времени года зима  и средствах художественной выразительности  данного времени года художниками и поэтами.

Личностные: соотносить ценностно-смысловую ориентацию учащихся в индивидуальной и коллективной работе, понимать смысл и задачи деятельности.

Регулятивные: формировать умение ставить и реализовывать задачи деятельности, планировать её, осуществлять коллективную деятельность,  проявлять волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и оценивать результаты работы.

Познавательные: понимать и реализовывать цель проекта, находить необходимую информацию, структурировать её, находить смысловое выражение в её представлении.

Коммуникативные: учитывать позиции  своих одноклассников, партнёров  по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

 

Развивающие

 

  1. Развитие психических познавательных процессов: 

- внимания: произвольного, послепроизвольного, устойчивости, концентрации;

 - восприятия: целенаправленность, произвольная деятельность;

 - памяти: произвольной, наглядно-образной, словесно-логической;

 - мышления: наглядно-образного, словесно-логического, анализа, синтеза, обобщения;

2. Речи: устной, письменной, логической.

3. Развитие эмоционально-волевой  сферы.

      4. Развитие мотивационной  сферы: внешней и внутренней  мотивации

5. Развитие универсальных учебных действий

Воспитательные

 

Воспитание дружеских отношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и поддержке;

- бережное и гуманное отношение  ко всему живому;

- воспитание ценностного отношения  к прекрасному,  формирование  представлений об эстетических  ценностях.

 

Основные этапы  проведения коллективного творческого дела «Зимушка-зима»

 

1 этап

Предварительная работа

КТД как внеклассное  занятие проходило после изучения темы  «Зима» в учебных предметах  «Ознакомление с окружающим миром», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство».

 1. Беседа с детьми  о содержании коллективного творческого дела.

2. Включение  работников библиотеки по подбору  содержания.

2 этап

 

Коллективное планирование

  1. Деление детей на группы.
  2. Предложения детей о содержании КТД «Зимушка-зима» методом «Мозгового штурма».
  3. Выделение направлений работы: поэзия, устное народное творчество, изобразительная деятельность,  описание зимы.
  4. Выборы совета дела

3 этап

Подготовка  дела

  1. Учащиеся работают в пяти группах:  готовят стихи, пословицы, приметы, поговорки,  рисунки, репродукции картин, эпитеты. 
  2. Оформляют свой проект и готовятся к защите.
  3. Учитель выступает консультантом в каждой группе.
  4. Работники библиотеки помогают учащимся в подборе материала.
  5. Учащиеся  в свободное от учёбы время оформляют результаты своей творческой деятельности

4 этап

 

Проведение дела

  1. Форма проведения – праздник «Зимушка-зима».
  2. Класс оформлен зимними элементами.
  3. Совет дела ведёт праздник.
  4. Каждая группа представляет свой проект.
  5. Между отчётами о результатах  своего творчества учащиеся проводят игры.

5 этап

Анализ

  1. Рефлексия. По завершению праздника анализ проводится сначала в микрогруппах,  а затем со всем классом.  Задаются вопросы:

– Что удалось?

– Благодаря кому и чему?

– Кому скажем спасибо?

      – Как сделать  по-другому?

6 этап

Последействие

  1. После праздника ребятам предлагается написать сочинение «Зимушка-зима». 
  2. Затем учащиеся проводят этот праздник для детей первого класса. Идёт смена творческих поручений.   

  

Информация о работе Коллективная творческая деятельность как основа формирования коллектива младших школьников