Команда. Командообразование
Вопросы
- Понятие команды, задачи, признаки команды.
- Этапы командообразования.
- Эффективность команды.
- Формирование команд. Методы формирования, стадии.
- Командообразование – процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в группе и придание этой группе некоторых целевых характеристик.
- Команда – группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.
- Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации
- Команда - в широком смысле - трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации
Понятие команды, ее миссия и признаки команды
Командой называют небольшое количество человек (чаще всего пять — семь, реже до 15—20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты,
- Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед.
- Миссия придает всем конкретным целям смысл и энергию.
Признаки команды
- наличие:
- совместной деятельности
- общих целей
- общей ответственности
- личностных неформальных взаимодействий
- взаимодополняющий (по профессиональным и психологическим характеристикам) состав группы
- участия всех членов команды в выработке решений
- четко выраженного лидера
- взаимного влияния
- доверительных отношений
- Наличие доверия между какими-то членами группы является необходимым и достаточным условием существования между ними взаимодействий и отношений влияния.
- Команда – социальная группа, члены которой доверяют своему лидеру.
Этапы командообразования
- Первый этап — адаптация характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач. Происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи.
- Второй этап — группирование и кооперация — характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности.
3-й этап: нормирование деятельности
- Разрабатываются принципы группового взаимодействия и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности.
- Характерная черта развития группы на этой стадии — отсутствие интергрупповой активности.
4-й этап: функционирование
- Стадия принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи.
- На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством
Эффективность команды
Эффективной можно назвать такую команду, в которой
• неформальная и открытая атмосфера;
• задача хорошо понята и принимается;
• члены группы прислушиваются друг к другу;
• в обсуждении принципиальных вопросов участвуют все члены группы;
• в ходе обсуждения поощряется как высказывание идей, так и выражение чувств;
• конфликты и разногласия между членами группы центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;
• группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.
Методы формирования команд
Уровни проведения процессов формирования команд:
- 1) индивидуальное консультирование, т. е. управление трудными проблемами, возникающими в результате существования в организации;
- 2) непосредственно формирование команды — активное командное включение в планирование организационных изменений
- 3) построение межкомандных взаимоотношений.
Подходы к формированию команды
- целеполагающий (основанный на целях),
- межличностный (интерперсональный),
- ролевой и
- проблемно-ориентированный.
1. Целеполагающий подход (основанный на целях) — позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации групповых целей. Процесс осуществляется с помощью консультанта.
2. Межличностный подход (интерперсональный) — сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
- 3. Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей;
- 4. Проблемно-ориентированный подход к формированию команды (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч по фасилитации процесса (с участием третьей стороны — консультанта) с группой людей, имеющих общие организационные отношения и цели.
Стадии процесса формирования команды
- вход в рабочую группу (сбор данных);
- диагностика групповых проблем;
- подготовка решений и составление плана действий (активное планирование);
- выполнение плана действий (активный процесс);
- мониторинг и оценивание результатов.
1. Вход в рабочую группу. Цель — сбор данных и проведение диагностики.
2. Диагностика групповых проблем. Цель — обсуждение эффективности деятельности команды с целью определения следующих общих и специальных вопросов («Куда мы идем?» и «Как мы собираемся это делать?») и выбора соответствующей формы, чтобы они могли быть проработаны.
3. Подготовка решений и составление плана действий. При четком определении проблемы решение вырабатывается в ходе установления консенсуса и отбора одного или более способов выполнения.
4. Выполнение плана действий (активный процесс). Цель — достижение фактического результата через реализацию запланированной деятельности, управление внутригрупповыми процессами.
- 5. Мониторинг и оценивание результатов. Завершающая стадия формирования команды — оцениваются результаты предыдущих стадий, разрешаются идентифицированные командные проблемы.