Коммуникации - понятие, виды, их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 01:53, доклад

Описание работы

Цели коммуникаций:
1) Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
2) Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
3) Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
4) Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на следующие виды:

Файлы: 1 файл

мелещеня.doc

— 22.50 Кб (Скачать файл)

Коммуникации - понятие, виды, их характеристика 
 
Коммуникация (лат.communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. 
 
Цели коммуникаций: 
1) Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. 
2) Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. 
3) Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий. 
4) Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на следующие виды: 
 
межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения; 
коммуникации на основе письменного обмена информацией. 
 
Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на: 
Формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам; 
 
Неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации. 
 
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д. 
Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: 
- Вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой; 
- Горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений. 
Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на: 
- Восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность; 
- Нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками. 
 
Межличностные коммуникации делят также на: 
Вербальные (словесные);  
Невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д. 
 
Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесть! и выражения лица. которые сопровождают слова передающей стороны.  
Коммуникационный процесс, понятие, основные элементы, этапы, их характеристика 
 
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль. 
 
Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса: 
 
Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее; 
 
Сообщение - непосредственно информация; 
 
Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети); 
 
Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её. 
 
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы: 
- Зарождение идеи или отбор информации; 
- Выбор канала передачи информации; 
- Передача сообщения; 
- Интерпретация сообщения. 
 

Например, генеральный директор торговой фирмы  решил обсудить с менеджерами  магазинов вопрос о состоянии  и улучшении качества торгового  обслуживания населения на совещании. В данном случае генеральный директор - отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении качества торговли - сообщения; совещание — это канал информации; получатели — менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания дают обратную связь генеральному директору. 
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса. 
Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица. 
 
Информации в коммуникационном процессе 
 
Информация - предмет труда в процессе управления; является средством коммуникации между людьми. 
Информация, используемая для коммуникационного управления, подразделяется на: 
- Базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи; 
- Текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи. 
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на: 
- Документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных, бухгалтерских и других документах); 
- Недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты, сплетни и т. д.) 
 
По аспектам коммуникационного управления информация классифицируется на экономическую, организационную, социальную, техническую. Развитие информационных потребностей организаций существенно видоизменило требования к информационному обеспечению коммуникационных процессов.


Информация о работе Коммуникации - понятие, виды, их характеристика