Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:47, доклад
Коммуникативная компетентность – сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия с ними.
Коммуникативная компетентность –
сложное социально-
Коммуникативная компетентность личности складывается из следующих способностей:
1) давать социально-
2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3) «вживаться»
в социально-психологическую
4) осуществлять
социально-психологическое
Основными источниками приобретения
коммуникативной компетенции
1) соционормативный опыт народной культуры;
2) знание языков
общения, используемых
3) опыт межличностного общения в непраздничной сфере;
4) опыт восприятия искусства.
Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное существование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. Это рождает противоречие между знанием норм общения в разных его формах и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность «выключается» из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.
В практике подготовки личности к общению в культурах разных народов сформировался коммуникативный метод. Суть его – обучение общению через общение.
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
Правило «постоянной готовности к
пониманию». Существует большое количество
семантических и личностных барьеров,
которые часто приводят к неполному
и неточному пониманию
Правило конкретности. Следует избегать
неопределенных, двусмысленных, расплывчатых
выражений и слов, а без необходимости
не пользоваться незнакомыми или
узкоспециализированными
Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.
Коммуникативный контроль – это умение вести беседу, подстраиваясь под собеседника. Умелые коммуникаторы могут повести разговор в нужное им русло, избегают конфликтов и даже если спорят, то никогда не переходят на оскорбления, а оперируют только фактами. Такие умения присущи не только очень общительным людям, но и тем, кто контактирует в основном, по необходимости.
Коммуникативный контроль этот социально-психологический термин определяет поведение
личности в ситуации социального взаимодействия. Высокий коммуникативный контроль, по Шнайдеру, означает, что человек постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций, гибко реагирует на изменение ситуации в общении.
Средний коммуникативный контроль означает, что в общении человек непосредственен, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих его людей.
Низкий коммуникативный