Коммуникативная компетентность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:47, доклад

Описание работы

Коммуникативная компетентность – сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия с ними.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 16.79 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная компетентность –  сложное социально-психологическое  образование, выражающееся в способности  человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно  определять личностные особенности  и эмоциональные состояния партнеров  по общению, прогнозировать межличностные  события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими  и реализовывать эти способы  в процессе взаимодействия с ними. Она включает адекватную самооценку, развитые перцептивные возможности, арсенал  необходимых техник общения, усвоенные  нормы ролевого поведения и навыки рефлексии и управления собственными эмоциями.

Коммуникативная компетентность личности складывается из следующих способностей:

    1)    давать социально-психологический  прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

    2)    социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

    3)    «вживаться»  в социально-психологическую атмосферу  коммуникативной ситуации;

    4)    осуществлять  социально-психологическое управление  процессами общения в коммуникативной  ситуации.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:

    1)    соционормативный опыт народной культуры;

    2)    знание языков  общения, используемых народной  культурой;

    3)    опыт межличностного  общения в непраздничной сфере;

    4)    опыт восприятия  искусства.

Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное существование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. Это рождает противоречие между знанием норм общения в разных его формах и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность «выключается» из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

В практике подготовки личности к  общению в культурах разных народов  сформировался коммуникативный  метод. Суть его – обучение общению  через общение.

 

Коммуникативная компетентность выступает  интегральным качеством, синтезирующим  в себе общую культуру и ее специфические  проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной  компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна  или не до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к  пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному  и неточному пониманию сообщений.

Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости  не пользоваться незнакомыми или  узкоспециализированными терминами.

Правило контроля над невербальными  сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над  его формой в той части, которая  касается его внешнего «сопровождения»  — мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило «собственной неправоты». При  коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может  быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.

Правило «места и времени». Эффективность  любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности  и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся  обстоятельств, а также способность  принимать и учитывать точку  зрения собеседника.

Правило активного и конструктивного  слушания — одно из основных условий  эффективных коммуникаций.

Правило обратной связи. Именно это  правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.

 

Коммуникативный контроль – это  умение вести беседу, подстраиваясь  под собеседника. Умелые коммуникаторы  могут повести разговор в нужное им русло, избегают конфликтов и даже если спорят, то никогда не переходят  на оскорбления, а оперируют только фактами. Такие умения присущи не только очень общительным людям, но и тем, кто контактирует в основном, по необходимости.

Коммуникативный контроль этот социально-психологический термин определяет поведение

личности в ситуации социального  взаимодействия. Высокий коммуникативный  контроль, по Шнайдеру, означает, что  человек постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций, гибко реагирует на изменение ситуации в общении.

Средний коммуникативный контроль означает, что в общении человек  непосредственен, искренне относится  к другим, но сдержан в эмоциональных  проявлениях, соотносит свои реакции  с поведением окружающих его людей.

Низкий коммуникативный контроль означает высокую импульсивность в  общении, открытость, раскованность, когда  поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения  и не всегда соотносится с поведением других людей.


Информация о работе Коммуникативная компетентность