Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:50, курсовая работа
Поэтому, в соответствии с поставленной целью, выделенным предметом исследования и выдвинутой гипотезой, мы можем сформулировать следующие задачи настоящего исследования:
· Выявить психические особенности детей с отклонениями зрительного восприятия; · Изучить процесс развития основных психических функций у таких детей;
· Выяснить какие существуют пути для доразвития этих функций и какой результат можно получить при своевременном и правильном вмешательстве в процесс формирования психики слепого ребёнка;
· Исследовать отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации и проф. подготовки слепых людей;
§1.10. Личность и межличностные отношения при тяжёлых нарушениях зрения.
Раскрывая особенности формирования личности школьника с нарушенным зрением, мы сможем формировать активную, гармонически развитую личность, эффективно включать таких детей в учебно-восстановительный процесс, а в последствии таких людей в полноценную трудовую деятельность. На протяжении многих столетий в обыденном сознании складывалось представление о личности слепого как о личности глубоко ущербной, обладающей рядом специфических черт, отличающих слепых от нормально видящих. Слепым присвоены разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера. Всё это—прямое следствие нарушения зрения. Поэтому слепой—человек абсолютно иного рода. А возможности формирования положительных свойств и совершенствование его личности считались крайне ограниченными. Л.С. Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения».8 То есть, органический дефект изменяет социальную позицию, провоцирует возникновение у слепого иных, нежели у зрячих, социальных установок. Для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактором психологическим, они не чувствуют себя погружёнными во мрак. Психологическим фактором слепота становится только тогда, когда они вступают в общение со здоровыми людьми. Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических особенностей. Эти особенности—некоторые изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. Этими условиями могут быть либо чрезмерная опека со стороны окружающих, либо отсутствие внимания, заброшенность ребёнка. В результате у слепых формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, чувства товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная чёрствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Всё это показывает, что устойчивые свойства личности слепых (направленность, способности, темперамент, характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одном случае эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (боязнь нового), а в другом—неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Ещё менее выражена связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта. То есть, в формировании основных свойств личности на первый план выходят социальные факторы, действие которых не зависимо от патологии зрения. При формировании направленности личности, некоторых моральных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут быть первопричиной отклонения их от нормы, затрудняя общение ребенка со сверстниками и взрослыми, препятствуя накоплению индивидуального опыта. Такие отклонения (негативизм, внушаемость, эгоистичность) отмечаются многими исследователями. Но при создании благоприятных условий (широкое вовлечение ребёнка в различные виды деятельности, правильная организация воспитания и обучения) формирование этих свойств личности, мотивации деятельности оказывается независимым от состояния зрения. А.И. Зотов утверждает, что слепота, первоначально тормозящая развитие некоторых сторон личности (формирование интересов, эстетических чувств и т.д.) при педагогическом воздействии отступает на второй план, но «…продолжает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребёнка к окружающей действительности. Но если тот или иной вид деятельности доступен для слепого, то формирование отношения к нему оказывается независимым от дефекта. Так, интересы к видам деятельности, успешно осуществляющимся без зрительного контроля, оказываются очень глубокими, устойчивыми, как у нормально видящих».14 Таким образом, между зрячими и слепыми, а тем более слабовидящими различия могут наблюдаться только в ходе формирования личности, динамике становления её свойств. Конечный же результат, то есть уровень сформированности личности, определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздействий—воспитания и обучения. Рассматривая вопросы формирования личности, необходимо особое внимание уделить проблеме активности личности, так как не подлежит сомнению то, что отсутствие или патология зрения вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняют его взаимодействие с окружающим миром, снижают его активность. «Активность является фундаментальным свойством, присущим всей живой материи, при этом на различных ступенях эволюционной лестницы уровни активности и проявления её различны».24 Активность человека определяется как биологическими, так и социальными факторами. А.Г. Литвак видит в этом взаимодействии ведущими именно социальные факторы, и мы с ним согласны. Основной источник активности—наши потребности. Выпадение зрительных функций отрицательно влияет на их формирование: нарушается соотношение материального и духовного. В силу того, что органические потребности более легко удовлетворяемы, их развитие у слепых может привести к доминированию и даже к гипертрофированности. Также при слепоте нарушается, по словам А.И. Зотова, формирование, вследствие проблем удовлетворения, «…перцептивные потребности, т.е. неодолимое стремление к восприятию окружающего мира».15 «Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения при восприятии окружающего мира и вызванное ими снижение активности отражения, требуют широкого педагогического вмешательства с раннего детства, вмешательства, которое способствовало бы развитию навыков осязательного и визуального обследования, формированию перцептивных потребностей и познавательных интересов, т.е. активизации познавательной деятельности».4 Г.А. Буткина указывает ещё на одно обстоятельство, которое мы можем квалифицировать как дополнительный фактор, снижающий активность слепых—«…отрицательные эмоциональные состояния (депрессивные настроения, стрессы), а также фрустрации, обусловленные часто встречающейся у слепых неадекватной самооценкой и трудностями адаптации к жизни. Иногда инвалиды оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия. Многократное повторение фрустрации ведёт к снижению активности, безынициативности, отказу от деятельности».4 Она же указывает на то, что серьёзные препятствия для проявления активности вызывают затруднения, которые слепые испытывают при установлении социальных контактов. Неадекватные установки слепых к себе и своему дефекту, к зрячим, различным видам деятельности, так же как и не верные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации. «В среднем и старшем школьном возрасте зависимость межличностных отношений от состояния зрения…не наблюдается, что можно объяснить…относительной однородностью коллектива (у всех …имеется патология зрения) и тем, что в это время изменяются ценностные ориентации и на первый план при выборе лидеров выступают морально-волевые и интеллектуальные качества членов коллектива».12 Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются наиболее отчётливо тогда, когда инвалиды попадают в смешанный коллектив, где учатся и трудятся слепые и зрячие. В этих условиях для слепых ограничения возможности воспринимать изменения в окружающей среде усложняют установление связей личности со средой, вызывают затруднения в деловом и в свободном общении. Слепые могут уходить от контактов со зрячими, становятся замкнутыми, ориентированными на свой внутренний мир. В таких коллективах слепые часто само изолируются, занимают позиции крайней зависимости от зрячих, активности под нажимом, отказа от борьбы с трудностями. Очевидно, что это следствие недостаточной работы специалистов по подготовке слепых к самостоятельной жизни в мире зрячих. Кроме того, неблагоприятное влияние на установление положительных межличностных отношений в смешанных коллективах оказывают трудности социальной перцепции (восприятие человека человеком), которые испытывают слепые. «Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, особенности речи, осязательные восприятия часто не дают слепому достаточного знания о партнёре по общению. Это может усугубляться неадекватными установками зрячих к слепым, обусловленными косметическими дефектами последних, незнанием их психологических особенностей, непониманием».31 По словам А. Г. Литвака становление межличностных отношений между слепыми и зрячими подчиняется общим закономерностям. Но на этот процесс влияют и перечисленные нами факторы. Литвак также утверждает, что «…характерной особенностью системы межличностных отношений в смешанных коллективах является широкое распространение индифферентного отношения слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого в статусной структуре коллектива наиболее распространены категории лиц находящихся в нейтральном или изолированном положении».27 Это является свидетельством недостаточной сформированности и сплочённости коллектива. Можно предположить, что при надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специалиста по соц. работе специфические особенности коллектива, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступят на задний план, уступят место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива. Итак, все упомянутые выше факторы снижения активности лиц с дефектами зрения могут быть преодолены путём создания соответствующих условий для успешного компенсаторного приспособления. Важнейшим из них является включение слепых в деятельность, формирование у них положительной мотивации и установок. При правильной организации воспитательной и коррекционной работы зависимость мотивов трудовой и общественно-полезной деятельности от состояния зрения будет отсутствовать, а активность лиц с нарушенными функциями зрения придёт в норму. Активное участие тысяч инвалидов по зрению в жизни общества, их успехи в самых различных областях деятельности—лучшее тому подтверждение. Поэтому, одной из основных задач реабилитационной работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных контактов, то есть социально-психологическая адаптация, а у поздно ослепших—реадаптация. Зависимость процессов адаптации и реадаптации от личности ослепшего проявляется в существовании четырёх типов поведения непосредственно после утраты зрения, выделенных В.С. Сверловым:24 · Безразлично-вялый, длительно пребывающий в депрессивном состоянии, не предпринимающий никаких усилий для восстановления своего положения в обществе; · Рассудительно-волевой тип, направляющий усилия на преодоление последствий дефекта; · Контрастный, для которого характерна глубокая депрессия, сменяющаяся мобилизацией сил на борьбу с дефектом; · Неустойчивый, характеризующийся регулярными сменами депрессивного и оптимистического настроения. При включении в деятельность психологический кризис преодолевается, происходит выход из состояния психологического конфликта. Этот процесс В.С. Мерлин разбил на фазы23: · Фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия; · Фаза занятия. Инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от тяжёлых мыслей о своей инвалидности; · Фаза деятельности. Характерно стремление реализовать свои творческие возможности; · Фаза поведения, когда определяется характер деятельности, стиль поведения человека, определяющий весь его дальнейший жизненный путь. Следует отметить, что у зрячих часто формируются субъективные и неадекватные установки к слепым. Это либо негативная установка на избегание, либо псевдо положительная установка, проявляющаяся в жалости к слепому, в стремлении взять его под опеку. Причины таких установок различны. Прежде всего—незнание психологии слепых, их реальных возможностей, представления о слепых как несчастных, не приспособленных к жизни, неполноценных людях. Легко ранимые, тяжело переживающие свой дефект и тонко чувствующие отношение партнёра по общению слепых не остаются безразличными к подобным ситуациям, затрудняя дальнейшие контакты, закрепляя установку на избегание зрячих. Всё это ведёт к стремлению общаться преимущественно с товарищами по несчастью, к созданию микрогрупп, состоящих из инвалидов по зрению, и в результате к аутизму, то есть к уходу в свой внутренний мир, выпадению из жизни общества. Мы считаем, что реабилитационная работа со слепыми может быть достаточно эффективной только при условии пропаганды тифлологических знаний среди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, воспитания у них чуткого, тактичного, бережного отношения к инвалидам, но без унижающей достоинство жалости. Таким образом, после изучения психики слепых и слабовидящих людей мы можем сделать вывод о том, что врождённые и приобретённые дефекты зрения с неизбежностью сказываются на развитии всех основных психических функциях человека. Нарушения или полная утрата функций зрительного анализатора разрушают сложившиеся межанализаторные связи, что отражается на всей сенсорной организации человека, что вызывает отклонения в сферах логического познания и практики. У человека в норме формируется двигательно-моторная координация, т.е. все его движения и действия протекают под зрительным контролем. Слепота же делает это невозможным. Изменения в сфере ощущений отражаются на восприятии объектов и явлений окружающего мира. Избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности. Апперцепция проявляется слабее, чем в норме. Осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого. Нарушается целостность восприятия, его качество, точность и полнота. Недостаток зрения отрицательно сказывается на развитии внимания. Здесь сокращается круг объектов, которые должны вызывать непосредственный интерес. Т.е. сокращается объем, устойчивость, концентрированность, страдают другие свойства внимания. За счёт полного или частичного выпадения зрительных образов характерной чертой представлений слепых является резкое сужение их круга. Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости и вербализм—такие качественные отличия представлений слепых от чувственных образов памяти зрячих. При нарушении зрительных функций происходят замедленные образования временных связей, что выражается в необходимости большего числа подкреплений. Среди особенностей процесса запоминания слепых можно выделить меньший объём и пониженную скорость, а также недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Дефекты функций зрения оказывают влияние и на процесс интеллектуального развития, что отражается практически на всех операциях мышления, прежде всего на анализе и синтезе различных сторон окружающей действительности. Сложность получения чувственных данных приводит к трудностям в сравнении объектов. Дефекты в сфере чувственного познания отражаются на всех мыслительных операциях. Сужение сферы чувственного познания обедняет восприятие и представление и, поэтому, делает ограниченным воображение. Но, мы в своём исследовании опираемся на теорию компенсации, основным постулатом которой является идея И.П. Павлова, где утверждается мысль, что компенсация—это «…физиологическая мера организма в ответ на какое-либо нарушение его функций».25Мыпришли к выводу, что приспособление организма, регулируемое ЦНС, заключается в восстановлении или замещении нарушенных или утраченных функций независимо от того, где находится повреждение. Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями. Но даже самое высокое развитие компенсаторных функций не могло бы дать сколько-нибудь значимого результата, если бы мы рассматривали компенсацию только как биологическую меру организма. Мы считаем, что компенсация—явление биосоциальное. Также допускаем мысль, что компенсация—явление биопсихосоциальное, так как огромную роль в компенсации дефектов (в нашем случае зрения) играет сознание человека. Животные могут лишь биологически приспособиться к новым, нестандартным условиям жизни, а человек восстанавливает равновесие не только с естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при осознании своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают как в ходе преодоления отклонений в психическом и физическом развитии, так и в обыденной практической деятельности. То есть, компенсация у человека проходит с подключение сознания. Социальными же факторами мы назвали: уровень развития общественных отношений и технического прогресса, положение человека в обществе, условия семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения, социального обеспечения и многие другие факторы. Поэтому, при переплетении и взаимодействии биологических и социальных факторов последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и человек может достичь высокого уровня психического развития. На основании выше сказанного мы можем утверждать, что при своевременной и полноценной коррекционной работе с детьми-инвалидами по зрению их родителей, преподавателей-дефектологов и воспитателей (если такие дети воспитываются в учреждениях интернатного типа) при обязательном контроле со стороны специалиста по социальной работе можно добиться высоких результатов в их психическом развитии, что даст возможность проведения мероприятий по профессиональной ориентации и подготовке для последующего вступления в самостоятельную трудовую деятельность, которая позволит проявить таким людям свои способности, реализовать свои возможности и стать полноценными членами общества и не быть у него на иждивении.
Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта. Слово реабилитация происходит от латинского слова rehabilitatio (ре—возобновление, хабилитас—пригодность, способность). С юридической точки зрения реабилитация—оправдание, восстановление доброго имени, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица. Медицинская реабилитация—восстановление нарушенных функций и трудоспособности больных и инвалидов. В специальной литературе существует разное толкование понятия «реабилитация слепых» и различный подход к решению данной проблемы. Центры реабилитации слепых в Западной Европе выполняют разные функции. В одном случае они занимаются первоначальной адаптацией слепых к окружающей среде, в другом случае на них возлагаются более широкие функции, включающие и среднюю общеобразовательную подготовку, в третьем случае их работа сведена только к профессиональной подготовке. Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное, эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня. Такое представление мы не можем назвать правильным, потому что слух, осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое состояние. Пастор Керолл (США) в книге «Что такое слепота и как с ней жить.» утверждает: «…Реабилитация представляет процесс, при котором взрослые, пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер, необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы с трудностями нового положения». Но, по нашему мнению, для того, чтобы слепой преодолел трудности своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно. Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности, нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума. В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие «реабилитация» применяют только по отношению к ослепшим в зрелом возрасте. Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они считают более правильным применить термин «абилитация»—врастание в жизнь в условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то, что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин «абилитация» употребляется и в отечественной литературе. Однако, когда мы говорим о реабилитации слепых, то речь идёт не об отдельном человеке или группе слепых, а о том, чтобы из беспомощного незрячего сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий. Проблема реабилитации слепых требует комплексного решения, определённых усилий не только со стороны слепого, но и со стороны общества, государства. Каждая психическая функция—это продукт деятельности определённого органа. Вместе с тем, подлинные человеческие функции складываются в онтогенезе, в течение всей жизни человека, причём решающим условием является активность и адекватность действий в форме совместной деятельности и речевого общения. Компенсация и доразвитие психических функций, как частные случаи развития, возможны лишь при организации (врождённая или ранняя слепота) или возобновления (поздняя слепота) активной деятельности. Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте. Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций. Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений. Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля. Успешное выполнение деятельности, по мнению А.Г. Литвака, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта. Общественная трудовая деятельность—основной фактор интеграции инвалидов по зрению в обществе. Тем не менее, вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность. Однако, как утверждает А.Г. Литвак, «…формирование положительной установки на работоспособность не зависит прямо от глубины и времени возникновения дефекта».24 Формирование положительных установок к труду во многом зависит от качества воспитательных и реабилитационных мероприятий. В целом социально-трудовая реабилитация должна складываться из системы мероприятий психолого-педагогического, социально-экономического и медицинского характера, осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности.
С древних времён отдельные слепые выделялись своими достижениями в профессиях интеллектуального и физического труда. В некоторых профессиях трудовой деятельностью занимались довольно значительные группы слепых: народные певцы в разных странах, массажисты в Японии с X века нашей эры, ремесленники в Египте в I веке до нашей эры и т.д. Однако организованное, массовое включение слепых в трудовую деятельность во всех культурных государствах началось лишь в XIX веке и до наших дней охватило далеко не всех слепых. В 1925-1930 наиболее распространёнными среди слепых видами труда были: корзиноплетение, изготовление щёток, плетение мебели, музыка, настройка роялей, ручное вязание, работа на трикотажных машинах, игра на органе, преподавание музыки и других предметов, переплёт книг, печатание на пишущих машинках под диктовку, переписывание книг по Брайлю, сетевязание, обработка дерева, работа на телефонных станциях. В этом перечне профессии даны в убывающем порядке по степени их распространённости в ряде государств Европы и Америки.
С целью более полного
выявления трудовых возможностей слепых
остановимся на их профессиях в некоторых
странах. В Великобритании во второй половине
XIX века Армитэдж энергично защищал возможности
интеллектуального труда для слепых и
рекомендовал им занятия музыкой, в частности
игру на органе, фортепиано и особенно
настройку музыкальных инструментов.
В области физического труда он отмечает
профессии корзинщика, щёточника, столяра,
канатчика, вязальщика сетей и т.д. Из женских
работ им указаны вязка чулок и сетей,
шитьё ручное и машинное. Он также рекомендует
слепым заниматься торговлей. В начале
нашего века (1916 г.) в специально организованном
для военноослепшихучрежденииС.
§2.4. Выбор сферы трудовой деятельности слепых.
Некоторые тифлопедагоги прошлого, занимаясь проблемами трудоустройства слепых (например, Анагнос), предполагали готовить их лишь к интеллектуальному труду. Такие предположения основывались на тех сложностях, которые существуют при работе слепых в области физического труда. Конечно, слепота вызывает затруднения и при работе в области интеллектуального труда. Кроме того, некоторые слепые, как и зрячие, более склонны к труду в сфере производства. Мы согласны с тем, что слепым, как и зрячим, должна быть дана возможность заниматься и физическим, и умственным трудом, в соответствии с их способностями и наклонностями. Но, учитывая современное состояние российской промышленности, перспективы её дальнейшего развития, а также то обстоятельство, что трудоустройство слепых в рамках УПП ВОС подразумевает разделение технологического цикла на мельчайшие операции (т.е. вовлечение огромных людских ресурсов), что приводит к удорожанию продукции, а также учитывая крайне низкий потенциал обновления технологии и оборудования на этих предприятиях (т.к. нецелесообразна автоматизация технологического процесса), можно допустить возможность неконкурентноспособности этих предприятий на рынке, что подтверждается невозможностью функционирования большинства Учебно-Производственных Предприятий ВОС уже сегодня и что означает нецелесообразность профессиональной ориентации слепых в сферу производства. Кроме того, трудоустройство слепых на УПП ВОС ведёт к слабой социальной интеграции инвалидов по зрению. Под понятием «социальной интеграции» слепых мы понимаем расширение их общественных функций и связей, т.е. создание условий для проявления слепыми своих способностей и талантов: в науке, искусстве, педагогической деятельности, юриспруденции, в организационной в организационной и хозяйственной деятельности. Одной из главных практических задач социальной интеграции является материальное обеспечение слепых не ниже уровня благосостояния зрячих членов нашего общества. Учитывая выше перечисленные экономические сложности, мы можем утверждать, что сегодня и в дальнейшем благосостояние трудящихся УПП ВОС будет неизбежно снижаться, заинтересованность в труде падать и, следовательно, желание молодых инвалидов трудоустраиваться на этих предприятиях постепенно отпадёт. Что же касается проявления талантов и способностей, то здесь необходимо отметить, что вся та культурно-просветительная работа, которая проводилась на этих предприятиях, проходила на базе ведомственных Домов Культуры. Сегодня ВОС не может содержать их. Следовательно, вся кружковая и спортивная работа угасла. Кроме всего этого нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что трудоустройство слепых в рамках специализированных предприятий влечёт за собой изоляцию их от зрячих и противоречит принципам интеграции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Советское государство, создав УПП ВОС, загнало инвалидов в некие «резервации». Жильё строилось рядом с предприятиями, вся местная инфраструктура планировалась с учётом удобства для слепых. Это привело к замкнутому кругу передвижения, к однообразному общению, к строгому упорядочению и однообразию всей жизни. Постепенно все интересы людей сводятся к производственным. Все их действия чётко контролируются и регламентируются. Однообразие действий, узкий круг общения, жёсткая дисциплина не могут не сказаться на психике людей. В первую очередь страдает мышление и творческое воображение, затем эмоционально-волевая сфера. В итоге можно проследить процесс дегенерации личности. Трудовая деятельность в таких условиях перестаёт выполнять свою компенсаторную функцию. Поэтому мы приходим к выводу о нецелесообразности профориентации старшеклассников в производственную сферу, во всяком случае сегодня, когда она представлена в таком виде. Но, учитывая то обстоятельство, что в спецшколах в последнее время стали обучать слепых детей олигофренов, что их трудоустройством сегодня никто не занимается, мы предлагаем комплектовать УПП ВОС за счёт таких выпускников и за счёт тех детей, которые не проявили способностей к обучению в средних и старших классах. Вместе с тем, мы отмечаем, что трудовые возможности в производственной сфере слепых весьма широки ( подтверждением этому служит то разнообразие профилей, которые имеются на УПП ВОС) и могут быть ещё больше расширены. Каждая профессия должна рассматриваться с учётом всех её положительных и отрицательных сторон. Нужно выяснить, насколько она соответствует особенностям труда слепых и нельзя ли её приспособить к ним. Важное значение имеет остаточное зрение и зрительные представления, сохранившиеся у слепых и слабовидящих. Практически в каждом отдельном случае можно ограничиться выбором между несколькими, наиболее выгодными и подходящими для данного ослепшего. Последнее заключение справедливо и для выбора профессии в сфере интеллектуального труда. Когда выбор области труда или профессии затруднителен, их необходимо намечать ориентировочно. В этом случае лучше начинать с более простого, чтобы не подорвать у слепого веру в свои силы. Необходимо учитывать, что первые трудовые пробы имеют большой психологический результат: даже небольшие успехи радуют слепых, а неудачи ими преувеличиваются. По утверждению Б.И. Коваленко, «При нормальных условиях и отсутствии других дефектов слепые более или менее легко достигают целей, и что вызывает у них потребность достичь новых, более трудных. Желательно, чтобы в этом была определённая последовательность».18
§2.5. Особенности, возникающие при выборе профессии.
При выборе профессии необходимо иметь в виду, что к слепым буду предъявлены такие же требования в отношении производительности и качества работы, как и к зрячим, занятым в той же профессии. Слепой должен работать полноценно, наравне со зрячим. Тифлопедагоги подчёркивают, что «Не нужно никаких льгот и скидок на слепоту. Их не только нельзя требовать, но и нельзя допускать».20 Для правильного выбора профессии, в первую очередь, необходимо выяснить и учесть интересы ребёнка, его направленность и способности, а так же общую подготовку к намечаемой работе. «В определённых случаях представляется необходимым воздействовать на школьника мерами убеждения, чтобы изменить его профориентацию и создать правильную трудовую установку».19 При профессиональной подготовке обучение должно быть и теоретическим, и практическим. Вторая сторона подготовки очень важна тем, что помимо всего, что должен изучать для данной профессии зрячий, слепому необходимо усвоить все навыки, помогающие выполнять работу без зрячих. Содействие окружающих и воля к преодолению препятствий—необходимые предпосылки к успешному овладению слепым выбранной профессии. Он должен не замыкаться в себе, быть активным. Сознание своей общественной полезности укрепляет у слепого веру в свои силы и умение их пользовать. Иногда «…трудоустройство ослепшего срывается или работа выполняется им неполноценно. В этих случаях причину видят в слепоте, в то время как суть дела—в неправильной организации труда, а иногда в неправильном выборе профессии и недостаточной подготовке к ней. Правильно выбрав профессию и хорошо к ней подготовившись, слепые при обеспечении необходимых организационных условий могут с успехом работать как в области интеллектуального, так и в области физического труда, за исключением тех, которые не пригодны к трудовой деятельности независимо от состояния зрения».18 Это подтверждает Б.О. Корман (доктор филологических наук, профессор): «Специфические трудности, с которыми сталкивается зрячий вузовский педагог, исследователь и руководитель, есть в конечном счёте лишь заостренное и концентрированное выражение тех трудностей, с которыми сталкивается вузовский работник вообще».21
§2.6. Профессии интеллектуального труда, доступные слепым.
Начиная с древних времён, отдельные слепые в различных областях интеллектуального труда. Они достигали этого, благодаря выдающимся способностям и исключительной энергии. В большинстве случаев они не знали об успехах других слепых и в одиночку вели борьбу с многочисленными препятствиями. Положение начинает изменяться лишь за последние два столетия: появляются осведомленность об успехах других и взаимная поддержка. Однако, несмотря на значительные достижения слепых в области интеллектуального труда, некоторые специалисты весьма сдержанно относятся к доступности его для слепых. Профессор П. Виллей и другие рекомендуют «не увлекаться, не внушать несбыточных надежд»5 и признают профессии интеллектуального труда подходящими преимущественно для слепых, принадлежащих к привилегированным классам населения. Конечно, в прошлом веке профессии умственного труда были недоступны для обычных людей, ведь они требуют большой образовательной подготовки. Сегодня тифлопедагогика имеет богатый арсенал методик обучения слепых и слабовидящих детей, поэтому можно с полной уверенностью говорить о доступности этого вида деятельности для инвалидов по зрению. Так В.Н. Киселёв делится своим опытом обучения незрячих студентов на математических факультетах ЛГУ: «Сразу после зачисления в ВУЗ новых незрячих студентов возникает вопрос собрать ли их в одной группе или рассредоточить равномерно по всем группам? В ЛГУ пошли по первому пути…первым аргументом в пользу этого…является то, что образуется специальная группа по изучению иностранного языка…Во-вторых, все незрячие студенты, находящиеся на курсе, слушают одни и те же лекции, посещают одни и те же семинары, что позволяет им объединяться при подготовке к контрольным работам, зачётам и экзаменам, образуется полный конспект материала, изложенного на лекциях, т.к. то, что не успел записать один, удалось записать другому. В-третьих, это совместная работа с чтецом… …На четвёртом курсе происходит переформирование учебных групп. В одну учебную группу входят те студенты курса, которые зачислены на данную кафедру…Общие курсы читаются всем группам одновременно, и готовиться к экзаменам студенты могут по-прежнему вместе. А находясь в группе, соответствующей его кафедре, студент имеет больший контакт со зрячими студентами и глубже постигает специальные курсы, которые читаются только для его группы. Таким образом, начиная с четвёртого курса, речь может идти о нахождении незрячих студентов лишь в одном потоке…».17 В разные времена, начиная с древности встречались слепые философы. По греческим сказаниям, некоторые древние философы намеренно ослепляли себя, «дабы ничто не мешало им предаваться умственному созерцанию». В числе их указывают на Демокрита из Абдер (VI-V в. до н.э.), Карл Фердинанд (умер в 1496 г.), Франсуа Малаваль (1627-1719), Ахилл-Даниэль Леопольд (1681-1753), Шлютер (1801-1884), Евгений-Карл Дюринг (1833-1921) и др. Были слепые историки и географы: Ауфидий (II в. до н.э.)—римский сенатор, автор римской истории, Агюстен Тьерри (1795-1856), Вильям Прескотт (1796-1859) и др. Слепые выделялись как юристы и филологи: Николай Верде (1440-1492)—написал работу об институциях Юстиниана, Шёнбергер (1601-1648), Голу (1764) и пр. Слепые добивались успехов и как математики: Дивим из Александрии (310-398), Николай Саундерсон (1682-1739), Леонард Эйлер (1707-1783), Джон Гоф (1757-1825), Ж. Платенау (1801-1883). Этот перечень можно продолжить. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что слепые могут заниматься научной работой. Серьёзные затруднения для научной работы слепого представляет невозможность без посторонней помощи знакомиться с литературой, материалами, проводить наблюдения и опыты, особенно по экспериментальным наукам некоторые осложнения возникают при систематизации собранного материала и изложении работы. Но постоянно развивающаяся тифлотехника значительно облегчает их работу. М.С. Князев (УрГУ) пишет, что «При использовании комплекса тифлосредств, имеющихся в лабораториях УрГУ, незрячий математик-программист может работать на ЭВМ без посторонней помощи. Комплекс тифлотехнических средств позволяет не только самостоятельно работать незрячему специалисту, но и эффективно обучать студентов…».29 Б.И. Коваленко рекомендует «При выборе ослепшим научной специальности…предпочесть социальные и математические науки, а на экспериментальных останавливаться лишь тогда, когда к этому есть особые основания—…навыки в этой области».18 Далеко не редкость имя слепого среди художников слова. Слепые поэты встречались уже в древности. Издавна связывают с именем слепого Гомера величайшие эпические поэмы—«Илиаду» и «Одиссею». В более поздние времена среди поэтов и писателей различных народов тоже довольно часто встречались слепые. Среди писателей Англии и США мы выделяем: Джон Мильтон (1608-1674), Вильямс (XVIII в.), Алиса Кинг (XIX в.), Елена Келлер (XIX в.) и т.д. Среди русских писателей и поэтов мы находим: Домна Анисимова (XIX в.), И.И. Козлов ( 1779-1840), В. Рязанцев (1867-1942)—«Слепой Ивка», «Илька-каторжник», «Слепцы», «Сквозь броню» и т.д., А.П. Белоруков (1881)—«Путями веков», «В непогоду», Н.А. Островский (1904-1936), Ф.О. Шоев (1903), О. Скороходова (слепоглухонемая) и т.д. Приведенный перечень—доказательство того, что слепые могут быть писателями и поэтами. Из особых препятствий, встречающихся на пути слепого писателя—трудность непосредственных наблюдений, требующих зрения, трудность изучения источников, исправление своих ошибок. Но современные технические средства значительно уменьшают или полностью устраняют эти проблемы. Среди слепых мы встречаем артистов, певцов, музыкантов. В древней Греции и в средние века во всех странах слепые часто бывали народными певцами, странствовавшими с места на место. Они часто встречались и в России, особенно на Украине, где их называли каликами перехожими, кобзарями, бандуристами. Среди них мы знаем Остапа Вересай, Фёдора Грищенко—XIX в. Успехи отдельных слепых певцов содействовали серьёзному обучению слепых пению. Хор слепых воспитанников Петербургского института человеколюбивого общества с успехом выступал на Политехнической выставке в Москве в 1872 году. Хоры слепых пользовались успехом и за границей, о чём свидетельствует журнал попечительства о слепых «Слепец» 1914 года.20 В XX веке высшее музыкальное образование слепых перестало быть редкостью. Существуют оркестры слепых, которые пользуются успехом. Одним из первых был симфонический оркестр слепых воспитанников Петербургского института человеколюбивого общества, Московский оркестр слепых, организованный на товарищеских началах. В настоящее время у нас в стране многие слепые превосходно играют на различных музыкальных инструментах, выступают солистами в ансамблях. Слепые с успехом занимаются и настройкой музыкальных инструментов. Чернов—один из первых русских высококвалифицированных настройщиков, виолончелист и учитель музыки; П.П. Трекше—старший настройщик на фортепианной фабрике Оффенбахера. Среди слепых были и скульпторы, но эта профессия не получила широкого распространения. Успехи слепых в различных областях искусства позволяют говорить о возможности их специализации в этих профессиях. А.Г. Кондратов предостерегает от традиционного вредного заблуждения, будто слепота создаёт какие-то особые преимущества в области развития музыкальных способностей. «Способности в искусстве встречаются среди слепых не чаще, чем среди зрячих».19 Для нас важно, что слепые могут заниматься искусством, особенно в области художественного слова, пения и музыцирования. Здесь очень важна помощь зрячих во время подготовки при изучении жестов и мимики. Вопрос о работе слепых в различных отраслях искусства довольно детально проработан в специальной литературе. Многие слепые своей работой показали, что слепота не является препятствием и к педагогической деятельности. Мы уже упоминали о слепых учёных, которые в разные времена, добиваясь больших успехов в научно-исследовательской работе, были вместе с тем и хорошими педагогами высшей и других школ. В нашей стране, благодаря ЛГПИ им. А.И. Герцена и другим пединститутам, профессия преподавателя среди слепых стала массовой. Вопросам слепых педагогов в литературе уделено большое внимание. «Опыт показал, что слепым педагогам легче заниматься со старшими, чем с младшими классами».20 Из этого следует, что более всего им подходит работа в высшей школе, затем в средней. Но не все слепые подходят для работы в ВУЗах (впрочем, как и зрячие), т.к. для неё требуется высокая квалификация. Слепые педагоги могут преподавать как зрячим, так и незрячим учащимся. При работе со зрячими легче наладить их содействие, но встречаются моменты, затрудняющие работу слепого. При работе со слепыми учащимися педагог легче устанавливает контакт с ними, но может оказаться беспомощным в тех случаях, когда они нуждаются в помощи зрячих. По определению В.И. Коваленко наименьшие трудности для слепых представляет преподавание гуманитарных наук. «Преподавание физики, географии, естественных наук…затруднительно. Оно не желательно в школе слепых, а в школе зрячих допустимо в виде исключения».18 Но анализ литературы опровергает это заключение. По словам многих специалистов слепые преподаватели успешно справляются с преподаванием этих наук. С.Д. Белоголовцев (доцент текстильного института г. Иванова) пишет, что «…незрячие математики давно доказали, что они с успехом могут сочетать научную и педагогическую работу в высшей школе. Академик Л.С. Понтрягин, доценты И.В. Проскуряков и А.С. Пархоменко, М.И. Шерстнёв, В.В. Кузнецов, В.М. Чмутов и др. Многолетний сравнительный анализ показывает, что знания студентов, полученные от незрячего преподавателя технического ВУЗа, не уступают результатам работы зрячих коллег».33 Поле педагогической деятельности слепых в различных отраслях знания очень широко, т.к. во всех профессиях возможен переход с практической работы на сообщение знаний. Назовём несколько имён известных слепых преподавателей прошлого: Армитэдж (1824-1890)—его работа «О воспитании и занятиях слепых» до сих пор сохранила значение; Френсис-Джозеф Кемпбелл (1832-1914)—учитель слепых в Бостонском институте Перкинса. Выступал на международных конгрессах по слеповедению. Оставил после себя ряд работ: «Воспитание слепых» и т.д.; Пьер Виллей (1879-1933)—профессор литературы, автор книг «Психология слепых», «Педагогика слепых» и др.; П.Г. Мягков (XIX в.)—крепостной юрист. Обучал юриспруденции. О нём упоминает Аксаков в своей «Семейной хронике»; А.В. Бирилёв (1872)—руководитель Казанского училища слепых. Написал работы: «Осязание слепых», «Тифлопедагогическая техника»; В.С. Сверлов (1898)—преподаватель географии. Читал лекции в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Автор многих трудов по вопросам преподавания слепым географии, работы слепых педагогов, трудоустройства слепых. Таким образом, научная деятельность, преподавание в школе, техникуме и ВУЗе являются для инвалидов по зрению одной из наиболее эффективных форм участия в общественно-полезном труде. Также встречались в истории среди слепых и врачи. В Японии с древних времён массаж является основной профессией слепых. Долгое время он был даже их монополией. Массаж как профессия слепых проник из Японии в Европу через Англию в XIX веке, но первоначально не получил широкого распространения. Но во время мировой войны 1914-1918 г.г. этой профессии стали обучать военно-ослепших. Возникла ассоциация слепых массажистов. На съезде русских деятелей по распространению профессионального и технического образования в Москве в 1896 году А.А. Густовский сделал доклад о доступности для слепых массажа как профессии. На основании опыта он утверждал, что слепые хорошо усваивают приёмы массажа, в частности хирургического, и вполне справляются с этим делом. То есть профессия массажиста давно вошла в список рекомендуемых при профориентации слепых и их трудоустройстве. Мы дали перечень основных профессий интеллектуального труда, в которых слепые доказали свою состоятельность. Этот перечень говорит о том, что слепота не является препятствием для работы в самых разнообразных отраслях умственного труда. Основные препятствия для работы в этой сфере—недостаточная оснащённость техническими приспособлениями, недочёты в подготовке к интеллектуальному труду, слабое обеспечение новой литературой по системе Брайля, насторожённое отношение к слепым специалистам со стороны зрячих коллег (это постепенно проходит) и населения. Тем не менее, мы считаем целесообразной и преимущественной организацию профориентации детей-инвалидов по зрению в сферу умственного труда.