Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:46, контрольная работа
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Данный вид экспертизы исследует существенные для уголовного или гражданского дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, истцов, ответчиков и свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы судебно-психологическая экспертиза исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, то есть не патологические отклонения.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Возникновение судебно-психологической экспертизы………………………...4
2. Предмет судебно-психологической экспертизы………………………………..5
3. Комплексная судебно-психологическая экспертиза……………………………6
4. Компетенция судебно-психологической экспертизы…………………………..7
5. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой………………….9
6. Вывод……………………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………………………...12
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Юридическая психология»
ТЕМА: Комплексная судебно-
|
Выполнил: Малухин Иван Андреевич
Группа: 15 ЮВ – 101
Проверил: Потапов И.В., канд. мед. наук, доцент
|
Челябинск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение
судебно-психологической
2. Предмет
судебно-психологической
3. Комплексная
судебно-психологическая
4. Компетенция
судебно-психологической
5. Вопросы,
решаемые судебно-
6. Вывод…………………………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Судебно-психологическая
Конкретным задачам судебно-
Предметом СПЭ являются имеющие
значения для правосудия фактические
данные о психологических
1. Возникновение
судебно-психологической
Возникновение
судебно-психологической
Уже первые
советские уголовно-правовые нормативные
акты признали судебно-психологическую
экспертизу в качестве источника
доказательств. В Инструкции Наркомюста
РСФСР от 23 июля 1918 г. «Об организации
и действии местных народных судов»
указывалось на необходимость привлечения
экспертов для исследования психики
обвиняемого. В 1918 году в Петрограде,
затем в Москве, Ростове, Баку и
некоторых других городах были созданы
кабинеты по изучению преступности и
преступника, в задачи которых входила
и судебно-психологическая
Значительного
распространения судебно-
2. Предмет
судебно-психологической
Предмет
судебно-психологической
Поведение
психически аномальных лиц отличается
неадекватностью: несоответствием
объективным требованиям
Экспертное
установление психических аномалий
– необходимое условие
3. Комплексная
судебно-психологическая
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза проводится одновременно и совместно экспертом-психологом и экспертом-психиатром.
На разрешение экспертов могут быть поставлены следующие вопросы:
Особая
разновидность патологической обусловленности
противоправного поведения –
состояние алкогольного опьянения.
Известно, что большинство преступлений
против личности и многие другие преступления
совершаются в этом состоянии. При
определении субъективных сторон состава
преступления (вина, цель, мотивы), совершенного
в состоянии алкогольного опьянения,
возникает ряд трудностей, если не
учитывать это состояние как
состояние патологическое. Индивидуальное
своеобразие данного состояния
также требует экспертного
Раскрытие психолого-психиатрической экспертизой структуры личности подэкспертного лица (содержания и иерархии его основных мотивационных образований) может быть использовано судом при анализе мотивов противоправного деяния.
В ряде случаев
субъективная сторона так называемых
«безмотивных» преступлений раскрывается
на основе «расшифровки» общих
4. Компетенция
судебно-психологической
В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содержанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в ее компетенцию входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.
В компетенцию экспертизы также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов).
В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде
к
компетенции судебно-
1. установление индивидуально-психологических особенностей
личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
2. диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;
3. исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее
психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;
4. выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера
способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
5. установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.
При разрешении гражданско-правовых
споров к компетенции судебно-
Безусловно, очерченные выше границы
компетенции судебно-
5. Вопросы,
решаемые судебно-
Наиболее распространенными вопросами, выносимыми на разрешение СПЭ, являются следующие:
1. Вопросы относительно психических процессов.
Оценивая персептивные способности свидетеля (потерпевшего и т. п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке. Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психологические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъекта к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вымышленными образами и т. д.
2. Вопросы о психических, эмоциональных состояниях:
Информация о работе Комплексная судебно-психологическая экспертиза: компетенция, разрешаемые вопросы