Комплексная судебно-психологическая экспертиза: компетенция, разрешаемые вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Данный вид экспертизы исследует существенные для уголовного или гражданского дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, истцов, ответчиков и свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы судебно-психологическая экспертиза исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, то есть не патологические отклонения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Возникновение судебно-психологической экспертизы………………………...4
2. Предмет судебно-психологической экспертизы………………………………..5
3. Комплексная судебно-психологическая экспертиза……………………………6
4. Компетенция судебно-психологической экспертизы…………………………..7
5. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой………………….9
6. Вывод……………………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

КР психология Малухин.docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Юридическая психология»

 

ТЕМА: Комплексная судебно-психологическая  экспертиза, компетенция, разрешаемые  вопросы

 

 

Выполнил: Малухин Иван

Андреевич

 

Группа: 15 ЮВ – 101

 

Проверил: Потапов И.В.,

канд. мед. наук, доцент

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Возникновение  судебно-психологической экспертизы………………………...4

2. Предмет  судебно-психологической экспертизы………………………………..5

3. Комплексная  судебно-психологическая экспертиза……………………………6

4. Компетенция  судебно-психологической экспертизы…………………………..7

5. Вопросы,  решаемые судебно-психологической  экспертизой………………….9

6. Вывод……………………………………………………………………………..11

Список используемой литературы………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Данный вид экспертизы исследует существенные для уголовного или гражданского дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, истцов, ответчиков и свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы судебно-психологическая экспертиза исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, то есть не патологические отклонения.

Конкретным задачам судебно-психологического экспертного исследования должны соответствовать  строго научные методики и процедуры  исследования. Теоретическая основа СПЭ – установление закономерностей  психического развития личности и психической  саморегуляции. СПЭ базируется и на прикладных отраслях психологии (возвратная, педагогическая, инженерная, психология труда, патопсихология и др.). При исследовании так называемых пограничных состояний (олигофрения, инфантилизм, акцентуации характера, психопатия) осуществляется комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. [1]

Предметом СПЭ являются имеющие  значения для правосудия фактические  данные о психологических особенностях, характере и закономерностях  психической деятельности субъекта, условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования. Объектом  СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика) в ситуациях, имеющих юридическое значение. [2]

 

 

 

1. Возникновение  судебно-психологической экспертизы

 

Возникновение судебно-психологической экспертизы относится к рубежу XIX и XX вв. Развитие теории доказательств и экспериментальной психологии создало объективную предпосылку для учета психологических факторов в судопроизводстве.

Уже первые советские уголовно-правовые нормативные  акты признали судебно-психологическую  экспертизу в качестве источника  доказательств. В Инструкции Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «Об организации  и действии местных народных судов» указывалось на необходимость привлечения  экспертов для исследования психики  обвиняемого. В 1918 году в Петрограде, затем в Москве, Ростове, Баку и  некоторых других городах были созданы  кабинеты по изучению преступности и  преступника, в задачи которых входила  и судебно-психологическая экспертиза. Созданные впоследствии на этой базе областные институты научно-судебной экспертизы наряду с криминалистическими  экспертизами проводили и криминально-психологические  исследования.

Значительного распространения судебно-психологическая  экспертиза в то время не получила. К середине 30-х годов исследования в области судебно-психологической  экспертизы полностью прекратились – репрессивное судопроизводство обходилось без научно-психологических исследований. Но исследования психических особенностей обвиняемого, свидетеля и потерпевшего по существу не прекращались – они  в известной мере осуществлялись в рамках судебно-психиатрической  экспертизы. (До сих пор вопросы  психологического содержания нередко  адресуются эксперту-психиатру.) Между  тем психиатрия, как известно, изучает  патологические проявления психики. Изучение же психики здорового человека и  ее непатологических отклонений –  компетенция психологии. [1]

 

 

2. Предмет  судебно-психологической экспертизы

 

Предмет судебно-психологической экспертизы – непатологические психические  аномалии индивида, имеющие значение для установления истины в судопроизводстве.

Поведение психически аномальных лиц отличается неадекватностью: несоответствием  объективным требованиям совершения действия. Показателями такой неадекватности поведения преступника могут  быть: крайние проявления эмоциональной  неустойчивости – повышенная агрессивность, признаки садистского обращения  с жертвой; признаки интеллектуальной неполноценности, выразившиеся в несоответствии мотивов, побуждений использованным средствам  исполнения действия, неспособность  учета объективных условий деятельности; гипертрофия потребностей низших уровней (наркомания, эротомания); крайняя речевая  бедность, примитивизм, односложность  речевых построений, дефектность  речеобразования и речепроизнесения; «скачка мыслей» – неспособность к дискурсивному (логически последовательному) мышлению, обобщениям и классификации; экспрессивно-демонстративное (крикливое, вызывающее) поведение на следствии, легкомысленное отношение к последствиям совершенного деяния; повышенный уровень притязаний, хвастливость, лживость, явные признаки самооговора; сообщение явно вымышленных, неправдоподобных сведений, частая смена показаний, склонность к сексуальным перверсиям (извращениям); алогичность преступных деяний, открытая демонстрация его последствий, похищение броских, но малоценных вещей при наличии вещей более ценных; внешнесоматические признаки – асимметрия скелета лица, аномалии в конфигурации черепа, несоразмерность частей тела, инфантильность выражения лица, двигательные и мимические расстройства.

Экспертное  установление психических аномалий – необходимое условие всестороннего, полного и объективного расследования  преступлений. [1]

 

3. Комплексная  судебно-психологическая экспертиза

 

Комплексная судебная психолого-психиатрическая  экспертиза проводится одновременно и  совместно экспертом-психологом и  экспертом-психиатром.

На разрешение экспертов могут быть поставлены следующие вопросы:

  • определить, имеются ли у лица такие особенности умственной деятельности, которые могли препятствовать осознанию им значения противоправных действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения;
  • определить степень влияния характерологических особенностей обследуемого лица на реализацию противоправного поведения;
  • диагностировать состояние аффекта у психопатической личности во время совершения правонарушения.

Особая  разновидность патологической обусловленности  противоправного поведения –  состояние алкогольного опьянения. Известно, что большинство преступлений против личности и многие другие преступления совершаются в этом состоянии. При  определении субъективных сторон состава  преступления (вина, цель, мотивы), совершенного в состоянии алкогольного опьянения, возникает ряд трудностей, если не учитывать это состояние как  состояние патологическое. Индивидуальное своеобразие данного состояния  также требует экспертного психолого-психиатрического исследования.

Раскрытие психолого-психиатрической  экспертизой структуры личности подэкспертного лица (содержания и  иерархии его основных мотивационных  образований) может быть использовано судом при анализе мотивов  противоправного деяния.

В ряде случаев  субъективная сторона так называемых «безмотивных» преступлений раскрывается на основе «расшифровки» общих установочных особенностей мотивационной сферы  личности. [1]

4. Компетенция  судебно-психологической экспертизы

 

В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содержанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в ее компетенцию входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.

В компетенцию экспертизы также  входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов).

В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде

к компетенции судебно-психологической  экспертизы следует отнести:

1. установление индивидуально-психологических особенностей

личности  участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального  развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных  условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

2. диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;

3. исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее

психологических мотивов, побудивших субъекта к той  или иной деятельности;

4. выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера

способности осознавать значение своих действий и руководить ими;

5. установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.

При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции судебно-психологической  экспертизы относится то же самое  — исследование вопросов психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим  особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их интеллектуального  развития, перцептивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой  сфере. Так же, как и при расследовании уголовных дел, в компетенцию судебно-психологической экспертизы по гражданским делам входит изучение психического состояния некоторых участников процесса.

Безусловно, очерченные выше границы  компетенции судебно-психологической  экспертизы имеют подвижный характер, поскольку с развитием психологической  науки расширяются и ее возможности. Кроме того, постоянно совершенствуется законодательство, а следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем психолого-правового характера. В тех же случаях, когда у суда возникают сомнения в том, что по делу проходят участники процесса с пограничными психопатологическими состояниями (психопатии, неврозы, легкая степень олигофрении т.п.) [3]

5. Вопросы,  решаемые судебно-психологической  экспертизой

 

Наиболее распространенными  вопросами, выносимыми на разрешение СПЭ, являются следующие:

1. Вопросы относительно психических процессов. 

Оценивая персептивные способности свидетеля (потерпевшего и т. п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке. Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психологические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъекта к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вымышленными образами и т. д.

2. Вопросы о психических, эмоциональных состояниях:

Информация о работе Комплексная судебно-психологическая экспертиза: компетенция, разрешаемые вопросы