Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 23:52, реферат
Целью данной работы является рассмотрение трансакционного анализа, основателем которого был Э. Берн, дать его определение и рассмотреть особенности.
Введение стр.3
2. Анализ стр.4-5
3. Что дает трансактный анализ? стр.6-7
4. Трансация стр. 8-9
5. Структурирование времени стр.10-11
6. Скрипты стр.12-13
7. Особенности трансактной психотерапии стр.14-15
8. Заключение стр.16
9. Список литературы стр.17
Обратное правило состоит в
том, что процесс коммуникации разрушается,
когда трансакция становится пересекающейся.
Пересекающаяся трансакция вызывает наибольшие
трудности в процессе общения, какой
бы стороны человеческих отношений
она ни касалась: семейной жизни, любви,
дружбы или работы.
Примером к этой схеме может быть диалог:
– Давай разберемся, почему у тебя снизилась успеваемость (В –> В).
– Как бы я ни старался, ты меня все время критикуешь! (Ре–>Р).
При подобных обстоятельствах следует временно отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок.
Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются в неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями.
Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух эго-состояний. Эта категория служит основой для игр. Здесь наравне с обычной трансакцией (например, Взрослый – Взрослый) одновременно происходит скрытая трансакция, в которой один человек участвует на подсознательном уровне, а другой отлично ее «видит» и умело манипулирует своим партнером, а иногда оба в процессе скрытой трансакции выступают наравне, и это приносит им удовольствие. Например:
Парень: Хочешь, покажу тебе мою стереосистему?
Девушка: Да! Я всегда мечтала увидеть ее!
На социальном уровне происходит разговор
Взрослых о стереосистемах, но на психологическом
уровне это разговор Ребенка с
Ребенком, содержание которого – заигрывание.
Такая трансакция называется двойной
скрытой. А, например, скрытые трансакции
Взрослый – Взрослый (социальный уровень),
Ребенок – Взрослый (психологический
уровень) называются угловыми (по виду
изображения).
Итак, трансакции подразделяются на дополнительные
и пересекающиеся, на простые и скрытые,
а последние – на угловые и двойные.
Структурирование времени
Существует возможность
Необходимость организовать время основана
на трех тенденциях или потребностях.
Первая—это потребность, в стимулах или
новых впечатлениях (сенсорный голод). Большинство
живых существ, включая и людей, выискивают
стимулирующие ситуации, вместо того чтобы
их избегать. Именно потребность новых
впечатлений — причина того, что «американские
горки» приносят доход и почему заключенные
любой ценой пытаются избежать одиночной
камеры. Вторая потребность — познавательный голод в определенном
виде новых впечатлений, которые могут
быть доставлены только другим человеком,
или иногда животным. Поэтому для того,
чтобы выкормить маленьких обезьян и человеческих
младенцев, недостаточно одного молока;
им нужен звук, запах, тепло, прикосновение
матери, иначе они умирают, как и взрослые,
которым никто не говорит «Привет». Третья
потребность—в упорядочении (структурный ,
Существует четыре основных способа организации
небольших периодов времени плюс два крайних
случая. Если двое или более людей находятся
в помещении вместе, они имеют возможность
выбирать из шести способов социального
поведения. Один крайний случай — это уход ,в
себя, когда люди внешне не общаются. Такое
может происходить, например, в вагоне
метро или в лечебной группе, члены которой
— замкнутые шизофреники. Следующий по
обособленности способ общения — это
ритуалы, представляющие собой стилизованное
общение, неформальное или формальное
(церемонии, которые полностью предсказуемы).
Трансакции, составляющие ритуалы, содержат
очень мало информации, это скорее знаки
взаимного узнавания. Единицы ритуала
называются «поглаживаниями», по аналогии с взаимным узнаванием матери
и ребенка. Ритуалы программируются извне
традициями и социальными обычаями.
Следующая форма социального общения
— это деятельность, которую чаще называют работой; трансакции обусловлены здесь рабочим
материалом, будь то дерево, бетон или
математическая задача. Рабочие трансакции
относятся к типу Взрослый—Взрослый и
ориентированы на внешнюю реальность,
т. е. на предмет деятельности. Следующий
тип — развлечения, которые не столь стилизованы и предсказуемы,
как ритуалы, но имеют тенденцию повторяться.
Они представляют собой многовариантный
обмен короткими фразами; это бывает чаще
всего на вечеринках, где люди знают друг
друга не слишком хорошо. Развлечения
программируются обществом; это разговоры
на установленные темы в определенной
манере, однако в них могут проглядывать
крупицы индивидуальности, что ведет к
следующей форме социального общения
— играм.
Игры — это серии двухуровневых целенаправленных
трансакций с тенденцией к повторяемости
и четко определенным психологическим
платежом. Поскольку двухуровневая трансакция
означает, что субъект изображает одно,
на деле имея в виду совсем другое, любая
игра имеет своего рода ловушку. Но ловушка
срабатывает только тогда, когда в собеседнике
есть какая-нибудь слабость, за которую,
как за рычаг, можно уцепиться. Таким рычагом
или слабинкой может быть, например, страх,
жадность, сентиментальность или раздражительность.
Когда собеседник попадает на крючок,
игрок переключается, чтобы получить свой
платеж. За этим следует смущение и растерянность
жертвы, пока она пытается сообразить,
что произошло. Потом оба собирают свои
платежи, и игра заканчивается. Платеж
всегда обоюдный и состоит в чувствах
(не обязательно одинаковых), которые игра
вызвала у участников. Вне игр находится
другой крайний случай человеческого
общения – близость. Обоюдная близость – это искреннее,
без игр, общение с взаимной отдачей и
без эксплуатации партнера. Близость может
быть и односторонней, так как один из
собеседников может быть искренним и открытым,
а другой – уклончивым и себе на уме.
Скрипты
В основе многих игр лежат сценарии, программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Ребенка, плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.
Э. Берн пишет об этом так: Каждый человек
чаще всего неосознанно обладает
жизненным планом или сценарием,
с помощью которого структурирует
продолжительные периоды времени – месяцы,
годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной
деятельностью, времяпрепровождением
и играми. Таким образом, они реализуют
сценарий и приносят человеку необходимое
удовлетворение, прерываясь затем периодами
замкнутости или же эпизодической близости.
Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях,
которые могут сохраняться на протяжении
всей жизни. С повышением чувствительности,
восприимчивости и осознанности человека
эти иллюзии рассеиваются одна за другой,
приводя к жизненным кризисам, которые
описаны Эриксоном. Среди этих кризисов
присутствует и переоценка родителями
своего ребенка в пору его юности, подростковое
чувство протеста, склонность к философствованию,
приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки
удержать иллюзии могут привести к депрессии
или мистицизму, а отказ от всех иллюзий
– к отчаянию.
Так что же такое сценарий? Сценарий
– это непрерывно развертывающийся
жизненный план, формирующийся в
раннем детстве под влиянием родителей.
Это психическая сила, которая
несет человека по определенному
пути в его судьбе, независимо от
того, считает ли он этот путь разумным
или сопротивляется ему.
Как происходит формирование сценария?
Э. Берн следующим образом отвечает на
этот вопрос. Впервые сценарий является
ребенку в очень раннем возрасте в своей
наиболее архаичной форме – в форме мифов
и сказок. Ребенок растет и со временем
он, усложняя собственный мир, покидает
мир классических архетипов и вступает
в мир более романтичных существ. Сказки
и истории о животных, рассказанные или
прочитанные ему сначала родителями, а
затем им самим, захватывают его воображение.
В третьей фазе, в юности, человек еще раз
пересматривает свой сценарий, чтобы приспособить
его к той реальности, какой она ему представляется:
сверкающей, романтичной и пр. Постепенно,
с возрастом, человек движется все ближе
к той реальности, какой она действительно
является. Большинство людей считают,
что другие люди или предметы должны определенным
образом реагировать на их действия, быть
полноценными участниками предлагаемого
им сценария. Так, человек на протяжении
десятилетий готовит себя к заключительному
«представлению». Это – прощальное представление,
и задача терапевта – изменить путь к
нему. Э. Берн объясняет это тем, что реальный
человек не должен жить по формуле, он
должен уметь действовать спонтанно и
в то же время рационально в согласии с
обстановкой и окружением. Тот, кто живет
по формуле, – не является человеком в
полном смысле слова.
Психотерапия, разработанная Берном, призвана
освободить человека от влияния сценариев,
программирующих его жизнь, через их осознание,
через противопоставление им непосредственности,
спонтанности, близости и искренности
в межличностных отношениях, через выработку
разумного и независимого поведения.
Особенности трансактной психотерапии
Трансактный анализ – по-русски означает анализ высказываний. Это направление психотерапии называется так, потому что анализ высказываний (трансакций) - основной технический прием этого подхода. Однако, смысл трансактного анализа – терапии гораздо шире, того, что можно представить исходя из названия технического приема
Как уже было сказано выше, трансактный
анализ возник в лоне психоанализа, и разделяет
представление о том, что жизненные неудачи
человека связаны с его искаженными представлениями
о реальности, причина которых в ранних
детских конфликтах. Другими словами,
человек не эффективно взаимодействует
с реальностью, потому что воспринимает
ее через фильтры детских представлений.
При этом, психоаналитический подход полагает,
что сделать поведение эффективным до
разрешения инфантильных конфликтов не
возможно.
А на их разрешение, основным психоаналитическим
методом: систематическим анализом свободных
ассоциаций и переноса уходят годы ежедневных
психоаналитических встреч. Все это время
пациент берет на себя обязательство не
предпринимать попыток серьезных изменений
поведения за пределами терапевтического
кабинета. И с вышеуказанной точки зрения
это оправдано.
Трансактный анализ полагает (расходясь
в этом с психоанализом), что радикально
изменить поведение, сделать его эффективным
можно до или даже вне зависимости от разрешения
глубинных детских конфликтов. Эта возможность
связана с одной особенностью устройства
психики. Личность каждого человека состоит
не из одной программы адаптации к среде
(Я – в рамках которого он что-то может,
а чего-то не может), а из нескольких программ
(эго-состояний). При чем, то, что недоступно
для одного Я в человеке, доступно для
другого! Таким образом, то что «не получается»
по жизни, не получается «не вообще», а
из данного, как правило, детского или
родительского эго-состояния. Конфликты
детского эго-состояния искажают реальность
и делают поведение не эффективным, теоретически
и практически возможно переходить и закреплять
самоотождествление во временно не актуализированное,
но всегда готовое к действию, эго-состояние
взрослого, свободное от этих конфликтов.
Оно не может быть не эффективным по отношению
к реальности потому, что это состояние,
по сути, есть программа по адаптации к
среде. Таким образом, основная задача
трансактной терапии - перевести Я (самосознание)
из детского эго-состояния во взрослое,
то есть активизировать, запустить программу
Взрослого. Причем из этого эго-состояния
человек не только может модернизировать,
адаптировать к реальности другие эго-состояния,
но и реализовывать все жизненные функции
– от любви до работы. Разрешение же конфликтов
детского эго-состояния с активизацией
Взрослого впервые получает надежную
опору и осуществляется Взрослым (если
это вообще окажется нужно) после решения
основных жизненных проблем.
Мы реализуем свое поведение в поступках
и словах. Значит, мы должны систематически
обращать внимание на то, как говорим,
анализировать трансакции на предмет
того, насколько они соотносятся с целями
нашего присутствия на занятии. Это означает
активизировать эго-состояние Взрослого.
Из этого эго-состояния анализируем свои
жизненные проблемы, формируем новые способы
их решения.
Основная трудность, с которой мы на первых
порах сталкиваемся, состоит в том, что
сначала, привычно активизируются не эффективные
для работы эго-состояния Родителя и Ребенка.
Из состояния Родителя человек анализирует
свои проблемы точно так, как это сделал
бы его собственный реальный родитель,
со всеми привычными для него стереотипами,
нового решения при этом ждать не приходится.
Кроме того, Родитель в нас часто колеблется:
раздуть собственные амбиции и встать
на сторону ребенка против попыток взрослого
разобраться в вопросе или успокоить ребенка
и дать возможность активизироваться
Взрослому?
При самоанализе из эго-состояния Ребенка
проблема другая. Человек крайне болезненно
реагирует на обратную связь. «Меня ругают,
- склонен думать ребенок в нас, - значит,
не любят». Затем следует обида или гнев.
Эмоциональная реакция в свою очередь
блокирует решение проблемы. С точки зрения
постоянных усилий по удержанию себя в
состоянии Взрослого участие в группе
– конфронтация с самим собой. Однако
уже одно понимание природы своих реакции,
их пред-ожидание, наблюдение, исследование
их происхождения и функций – запускает
и удерживает эго-состояние взрослого.
Это дает возможность, осознав свое поведение,
проверить его на предмет соответствия
действительности и принять новое решение
в соответствии с актуальными целями.
Заключение
В заключении мы можем сказать, что трансактный
анализ является самостоятельным направлением
психологической теории и практики.
Психотерапия, разработанная Э. Берном,
призвана освободить человека от влияния
сценариев, программирующих его жизнь,
через их осознание, через противопоставление
им непосредственности, спонтанности,
близости и искренности в межличностных
отношениях, через выработку разумного
и независимого поведения. Конечной целью
трансактного анализа является достижение
гармонии личности через сбалансированные
взаимоотношения между всеми эго-состояниями.
В отличие от психоанализа, проводимого
индивидуально на протяжении длительного
времени, трансактный анализ предусматривает
сеансы групповой терапии, обеспечивающие
довольно быстрый положительный эффект.
Трансактный анализ изменился со времен
Берна. Разработанные Берном теории и
концепции (теория эго-состояний, теория
игр, теория жизненного сценария, концепции
поглаживаний и рэкетов) дополнились и
усовершенствовались.
Появились и новые разработки: теория
пассивного поведения и игнорирования,
концепции драйверов и минискриптов, понятие
системы рэкета, теория тупиков и др.
Кроме того, современный трансактный анализ,
развиваясь вместе с мировой психотерапевтической
наукой, постоянно включает в себя самые
новые и эффективные достижения.
Список литературы
1. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди,
которые играют в игры. – С-Пб – Москва.
АСТ. 1998.
2. Э. Берн. Что вы говорите после
того, как сказали «привет», или
Психология человеческой
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов
высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1.
Общие вопросы психологии. - 3-е изд. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4. Шевандрин Н.И. Социальная психология
в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные
и прикладные основы социальной психологии.
- М.: ВЛАДОС, 2005.
5. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния.
– М.: АСТ, 2006.