Концепция личности Мерлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:09, реферат

Описание работы

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа. Известный советский психолог А.В. Петровский говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени.

Содержание работы

Введение
1. Краткая биография С. В. Мерлина
2. Содержание концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

концепция личности мерлина.docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

Бурятский государственный  университет

Социально – психологический  факультет

Кафедра теории социальной работы

 

 

Концепция личности Мерлина

 

 

 

Выполнила : Шакирова О., гр. 15222

Проверила : Комиссарова Л. Г.

 

 

 

 

 

 

 

Улан – Удэ

2013 г.

План

Введение  

  1. Краткая биография С. В. Мерлина
  2. Содержание концепции

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В психологии личность изучается  разными отраслями психологической  науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого  поведения. Многоплановость поведения  требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа. Известный советский психолог А.В. Петровский говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Так, ᴨȇриод 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». А.Н. Леонтьев писал о том, что, личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Иначе говоря, личность есть системное и в связи с этим «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.

 

 

 

 

 

 

 

Биография С. В. Мерлина

Вольф Соломонович Мерлин (22 января 1898 - 6 апреля 1982) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, ученик и один из ближайших сотрудников профессора М. Я. Басова, продолжатель исследований целостной личности в естественных экспериментах по А. Ф. Лазурскому. Рожден и воспитан в семье учителя математики могилевской классической гимназии Соломона Наумовича Мерлина. Учебу в той же гимназии Вольф Мерлин окончил в 1918 году. В гимназии Мерлин получил классическое образование, овладел 5 языками, включая греческий и латынь.

Петроградско - Ленинградский период (1920—1931)

В 1920 г. Мерлин поступил на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования. Научная деятельность началась в Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью, руководимой М. Я. Басовым, руководившим также педологическим отделением Ленинградского института им. А. И. Герцена. В 1924 г. Мерлин получил от Басова приглашение работать на кафедре психологии в качестве ассистента кафедры психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена; здесь же им были подготовлены первые публикации результатов его исследований. В 1929 В.С. Мерлин был переведен на должность доцента этой кафедры.

Саратовский период (1931—1938)

После смерти М. Я. Басова в 1931 г. В. С. Мерлин переехал из Ленинграда в Саратов, где с 1932 по 1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте и продолжал изучать волевую деятельность, а в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». В 1934 г. он издает свою работу под названием «Конспект лекций по общей психологии».

 

Свердловский период (1938—1948)

С 1938 по 1948 г. Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте.

Казанский период (1948—1954)

С 1948 по 1954 годы Вольф Соломонович  Мерлин работал в Казанском университете, готовил к защите докторскую диссертацию по дифференциальной психологии личности: «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта». Таким образом, в центре научных интересов В. С. Мерлина в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Пермский период (1954—1982)

В 1954 г. он переехал в Пермь, где до своей смерти в апреле 1982 г. заведовал кафедрой психологии Пермского  государственного педагогического  института.

В 1959 была опубликована монография Мерлина «Очерк психологии личности» (1959). В 1964 г. в издательстве «Просвещение» вышел фундаментальный труд В. С. Мерлина «Очерк теории темперамента». В 1968 г. Мерлин издает первую часть монографии «Экспериментальная психология личности».

К 1975 году Мерлин вместе с сотрудниками и учениками разработал экспериментальные и теоретические основы системной многоуровневой концепции интегральной индивидуальности. Незадолго до смерти Мерлин закончил машинописный вариант монографии «Очерки интегрального исследования индивидуальности». Книга была издана в издательстве «Просвещение» четыре года спустя, в 1986 г.

 

Содержание концепции

Под психическими свойствами личности В.С. Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности». Следующий аспект взглядов В. С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств. «Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности. Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. Таким образом, в концепции В. С. Мерлина понятие отношение играет центральную и ведущую роль. Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, харктеризующее свойства личности отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека».

Во-первых, отношения, выражающие свойства личности – это отношения  сознания как целого, а не отдельных  его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания. Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.». К примеру наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять. В-третьих, отношения личности «представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности». Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения. «Таким образом, заключает В. С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности». Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей.

Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности. Действительно, поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они – эти отношения – являются выражением и направленности, и характера, и способностей. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности. Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Действительно, коль скоро отношения личности социально-типичны, то и симптомокомплекс социально-типичен.

Свойства симптомокомплекса:

  • объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;
  • сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);
  • устойчивость – пластичность отношений личности.

Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х  форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности. В. С. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение о существовании в природе другого типа связей – много-многозначных. В силу этого невозможно прямое сведение биологического к социальному, равно как и обратно - социального к биологическому. Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами. К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального. Все это позволяет В. С. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей. Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья и задачей интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза.

Соединение этих двух принципов  – много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.

  1. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:
  • биохимические,
  • общесоматические,
  • свойства нервной системы (нейродинамические).
  1. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:
  • психодинамических свойств (свойств темперамента),
  • психических свойств личности.
  1. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:
    • социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,
    • социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между  свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции многозначности этих связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Концепция личности Мерлина