Концепция Ж. Пиаже о подростковом возрасте. Гипертимный и смешанные типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:22, доклад

Описание работы

В контрольной работе раскрываются два вопроса. Первый вопрос раскрывает концепцию подросткового возраста Ж. Пиаже. Подростковый возраст Ж. Пиаже – это возраст от 11 – 12 лет и до 14 – 15 лет. Во втором вопросе говорится о типах акцентуаций характера. А. Е. Личко выделяет 12 типов. Второй вопрос раскрывает гипертимный и смешанные типы акцентуаций характера.

Файлы: 1 файл

Психология подросткового возраста.docx

— 26.60 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Вопрос 6.    Концепция Ж. Пиаже о подростковом возрасте

 

Вопрос 46. Гипертимный и смешанные типы

 

 

 

 

 

Введение

 

Подростковый период –  это этап онтогенеза, находящийся  между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным  из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым  кораблем, выпущенным в открытый океан  без штурвала, рулевого и балласта.

Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового  возраста. Учеными   уже выяснено, что   психологическое состояния  этого периода связано с двумя  «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в  мир взрослых.

В контрольной работе раскрываются два вопроса. Первый вопрос раскрывает концепцию подросткового возраста Ж. Пиаже. Подростковый возраст Ж. Пиаже – это возраст от 11 – 12 лет и до 14 – 15 лет. Во втором вопросе говорится о типах акцентуаций характера. А. Е. Личко выделяет 12 типов.  Второй вопрос раскрывает гипертимный и смешанные типы акцентуаций характера.

 

 

 

 

Вопрос 6.  Концепция Ж. Пиаже о подростковом возрасте

 

Жан Поль Пиаже (1896—1980) —  швейцарский психолог.

Существует множество  фундаментальных исследований, гипотез  и теорий подросткового возраста. Многие из рассмотренных ранее концепций детского развития вновь приходят в столкновение и проявляют себя в области психологии подростка.

Известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотикодедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

В возрасте от 11-12 лет и  до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Ж. Пиаже назвал ее "наивным идеализмом" подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнув формально-операциональной стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть. Он освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. При этом он приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией. 

Вопрос 46.  Гипертимный и смешанные типы

 

Есть два наиболее подробные  и вместе с тем понятные классификации  типов характеров, которые свойственны  людям. Одна из них принадлежит психиатру  А. Е. Личео, другая – К. Леонгарду. В чем-то они очень сходны. Только иногда по-разному называется тот или иной характер. Личко в своей типологизации говорил об акцентуации (заострении черт характера) у подростков, Леонгард – у взрослых. Что касается подростков, важно заметить, что большинство свойств характеров, присущих им, сохраняется на всю жизнь. И еще – очень важно учитывать и помнить, что любая личность представляет собой не один единственный тип, а сочетание наиболее сильных – стержневых и менее проявляющихся или только по обстоятельствам свойств характеров. Хотя ведущая линия – определяется каким-то одним.

Обычно акцентуации развиваются  в период становления характера  и сглаживаются с повзрослением.

Акцентуации характера –  это крайние варианты нормы, при  которых отдельные черты характера  чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при  хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

Всего 12 типов акцентуаций характера по А.Е. Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанные: промежуточные и амальгамные.

Рассмотрим 2 типа акцентуаций  характера.

Гипертимный тип.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже

приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность  омрачается

вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим

самочувствием, высоким жизненным  тонусом, нередко цветущим внешним  видом. У

них всегда хороший аппетит  и здоровый сон...

Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого  с родителями,

педагогами, воспитателями  легко возникают конфликты. К  ним ведут мелочный

контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, "проработка" в семье

и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление "борьбы за

самостоятельность", непослушание, нарочитое нарушение правил и  порядков.

Стараясь вырваться из-под  опеки семьи, гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т.п., но и там вскоре приходят в

столкновение с установленным  режимом и дисциплиной. Как правило,

обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным.

Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто...

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного  тяготения к

компаниям сверстников, но и  стремления к лидерству в этих компаниях...

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков

неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не

представляет для них  проблемы. Устремляясь туда, где "кипит  жизнь", они порой

могут оказаться в неблагоприятной  среде, попасть в асоциальную  группу. Всюду

они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные

"хобби"...

Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях, ни в

выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных делах.

Рассчитывать они не умеют  и не хотят, охотно берут в долг, отодвигая в

сторону неприятную мысль  о последующей расплате...

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус  создают благоприятные

условия для переоценки своих  способностей и возможностей. Избыточная

уверенность в своих силах  побуждает "показать себя", предстать  перед

окружающими в выгодном свете. Но им присуща искренность задора,

действительная уверенность  в собственных силах, а не натужное стремление

"показать себя больше, чем есть на самом деле", как у настоящих истероидов.

Лживость не является их характерной чертой, она может  быть обусловлена

необходимостью извернуться  в трудной ситуации....

Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью...

Смешанные типы.

Эти типы составляют почти  половину случаев явных акцентуаций. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существуют два рода сочетаний.

     Промежуточные  типы обусловлены эндогенными  закономерностями, прежде всего

генетическими факторами, а  также, возможно, особенностями развития в раннем

детстве.

     Амальгамные  типы – это тоже смешанные  типы, но иного рода. Они

формируются как следствие  напластования черт одного типа на эндогенное ядро

другого в силу неправильного  воспитания или иных хронически действующих

психогенных факторов. Здесь  также возможны далеко не все, а лишь некоторые

наслоения одного типа на другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Акцентуация характера в подростковом возрасте // курсовая. – Режим доступа: http://works.tarefer.ru/ 
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.:1968. – 400 с.
  3. Кле, М. Психология подростка / М. Кле. - М.: 1991. – 298 с.
  4. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 2000. — 311 с.
  5. Личко, А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии. – Режим доступа:  http://www.gumer.info/
  6. Личко, А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – М.:1983. – 259 с.
  7. Подростковый возраст в свете разных концепций // статья. -  Режим доступа: http://coolreferat.com/
  8. Подростковый возраст в свете разных концепций. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/

Информация о работе Концепция Ж. Пиаже о подростковом возрасте. Гипертимный и смешанные типы