Конфликт и его характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:57, доклад

Описание работы

Существует достаточное количество определений понятия «конфликт».
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Содержание работы

Характеристика конфликта
Определение конфликта и его признаки
Классификация конфликтов
Функции, причины и этапы развития конфликта
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

конфликт и его характеристики .ppt

— 555.50 Кб (Скачать файл)

Министерство внутренних  дел Российской Федерации 
Центр профессиональной подготовки 

 

Презентация на тему

«Конфликт и его характеристики»

 

Выполнил: слушатель учебной  группы №22 А.Н Пуговкин.

Проверила: майор полиции  Е.А. Полянина.

 

 

 

 

Кострома

 2013

 

  • Характеристика конфликта
  • Определение конфликта и его признаки
  • Классификация конфликтов
  • Функции, причины и этапы развития конфликта
  • Заключение
  • Список литературы.

 

Характеристика конфликта. Определение конфликта и его  признаки.

Существует достаточное  количество определений понятия  «конфликт».

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными

переживаниями. 

Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба  или уничтожение соперника. 
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

Несколько позднее было  предложено такое представление  конфликта:

конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

 

Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:

  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
  • неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Классификация конфликтов

Анализ и оценка конфликтов  предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Подходы к классификации  могут быть самыми разными. Для  управленческой конфликтологии  предпочтителен свой подход:

  • конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности;
  • конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности;

 

 

 

  • конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности;
  • сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

 

По направлению конфликты  делятся на:

  • горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга);
  • вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);
  • смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).

По значению для организации  конфликты делятся:

  • конструктивные (конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов);
  • деструктивные  (деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом, либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на:

  • внутриличностный (выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью);
  • межличностный (самый распространенный, возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями);
  • межгрупповой (часто возникает из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т.д.);
  • Внутригрупповой (довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы)

 

 

 

Функции, причины и этапы  развития конфликта 
Таблица№1  
Функции конфликтов

 

 

Позитивные

 

Негативные

 

 
разрядка напряженность между  конфликтующими сторонами

 

 
большие эмоциональные, материальные  затраты на участие в конфликте

 

 
получение новой информации об  оппоненте

 

 
увольнение сотрудников, снижение  дисциплины, ухудшение социально-психологического  климата в коллективе

 

 
сплочение коллектива организации  при противоборстве с внешним  врагом

 

 
представление о побежденных  группах, как о врагах

 

 
стимулирование к изменениям  и развитию

 

 
чрезмерное увлечение процессом  конфликтного взаимодействия в  ущерб работе

 

 
снятие синдрома покорности у  подчиненных

 

 
после завершения конфликта -уменьшение  степени сотрудничества между  частью сотрудников

 

 
диагностика возможностей оппонентов

 

 
сложное восстановление деловых  отношений («шлейф конфликта»)

Причины, порождающие конфликты:

  • недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников;
  • устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей;
  • ограниченность ресурсов;
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки;
  • необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам;
  • противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя;
  • различия в манере поведения и жизненном опыте;
  • неопределенность перспектив роста;
  • неблагоприятные физические условия;
  • недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера;
  • психологический феномен.

 

 

Исследователи выделяют  несколько этапов в развитии  конфликта.

1. Начальная фаза: 

  • возникновение разногласий;

2. Фаза подъема: 

  • нарастание напряжённости
  • конфликтное взаимодействие;

3. Пик конфликта:

Эскалация конфликта; 
2.   Спад конфликта:

Интенсивность                                                                           вторичный пик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проведя  анализ темы «Конфликт и его  характеристики» можно сделать  следующие выводы:

  • Конфликт - это столкновение субъектов взаимодействия, отстаивающих собственные взгляды, мнения, цели, интересы, заключающееся в противодействии друг другу.
  • Конфликт может выполнять как отрицательные, так и положительные функции.
  • Участниками конфликта (оппонентами) могут быть непосредственно люди, группы людей, различные государственные структуры, выступающие от имени закона.
  • Существует огромное количество разнообразных видов конфликтов и их классификация производится в зависимости от ее основания.
  • Разные люди в конфликте ведут себя по разному, выбирая один из стилей поведения в конфликте в зависимости от сложившейся ситуации и личности участников.
  • Конфликт имеет свои этапы, периоды, особенности развития и затухания.

 

Список литературы:

1. Мексон М.Х., Альберт М., «Основы менеджмента». – М.:Дело, 1992;

2. Виханский О.С., Наумов А.И.  «Менеджмент». – М.:Гардарики,  2002; 
3. Андреев В.И. «Конфликтология. Искусство ведения споров». – Казань, 1992; 
4. Зигерт В., Ланг Л. «Руководитель без конфликтов». – М.:Экономика, 1900; 
5. Фахрутдинов Р.А. «Производственный менеджмент». – М.:ЮНИТИ, 1997; 
6. Абчук В.А. «Менеджмент». – СПб.:Союз, 2002; 
7. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. «Конфликтология». – М.: ИНФРА-М, 2000; 
8. Тутушкина М.К. «Практическая психология для менеджеров». – М.:Филинь, 1996; 
9. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов// Управление персоналом № 3, 2004; 
10.  Кричевский Р. Л. «Если вы руководитель». – М.:Дело, 1993; 
11.  Гаполенко А.Л., Панкрухин А.П. «Общий и специальный менеджмент». – М.:РАГС, 2002; 
12.  Дмитриев А.А., Кудрявцев С.В. – «Введение в общую теорию конфликта». – М., 1993; 
13.  Максимцова М.М., Игнатьева А.В. – «Менеджмент». – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999; 
14.  Лебедева М.М. «Вам предстоят переговоры». – М., 1993; 
15. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. «Общение в работе руководителя». - М.: Экономика, 2000; 
16.Шейнов В.П. «Управление конфликтными ситуациями. Рекомендации для руководителей». – Минск, 1990.

 


Информация о работе Конфликт и его характеристики