Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:42, реферат
Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус,
власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.
В данном определении четко и ясно указанны цели конфликтного взаимодействия,
возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
«Внутренний мир –
начало всех внешних мирских конфликтов.»
Нестор Уваров
Введение.
Когда человек находится в конфликтном
противостоянии, для более эффективного
решения проблемы необходимо выбрать
определенный стиль поведения. При этом
ему необходимо учитывать собственный
стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт
людей, а также природу самого конфликта.
Стиль поведения в конфликте совпадает
по значению со способом его разрешения.
Относительно общения между людьми стиль
— это манера вести себя, совокупность
характерных приемов, отличающих образ
действий, т. е. способ преодоления конфликтного
противостояния, решения проблемы, приведшей
к конфликту.
В отечественной и зарубежной психологической
науке существуют различные взгляды на
стили конфликтного поведения и способы
разрешения конфликтов.
1. Конфликт: определение, функции, классификация.
Определение конфликта
Существует достаточное количество определений понятия «конфликт».
Конфликт
– борьба за ценности и
власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.
В данном определении четко и ясно указанны цели конфликтного взаимодействия,
возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.
Конфликт
- столкновение противоположно
В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде
противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается
неизвестным.
Несколько позднее было предложено такое представление конфликта:
конфликт = конфликтная ситуация + инцидент
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:
- наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
-
неделимость объекта конфликта,
поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для
достижения своих целей.
Функции конфликта
Конфликты могут выполнять самые разные функции как позитивные,
так и негативные.
деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)
С точки зрения психологии важнейшее значение имеет ограничение негативных, разрушающих функций конфликта и форсирование, максимальное использование его позитивных функций.
Позитивные функции конфликтов.
• регулятивно-развивающая — конфликт не дает застыть, окостенеть, побуждает к изменениям и развитию, открывает дорогу инновациям, способным усовершенствовать и стабилизировать внутренний мир, отношения, систему;
• информационно-объединяющая — в ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует рефлексию и понимание;
• сплочение и структурирование — конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению групп и коллективов;
• стимулирование активности — конфликт повышает активность людей, снимает "синдром покорности";
• стимулирование личностного роста — конфликт стимулирует развитие личности, повышение чувства ответственности, осознания своей значимости, может содействовать самопознанию и самореализации;
• психотерапевтическая и облегчающая — конфликт (при условии его открытого и конструктивного урегулирования) снимает подспудную напряженность, дискомфорт и хронические недоразумения, дает им выход;
• диагностическая и проясняющая — иногда полезно даже спровоцировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел; в критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лидеров.
Негативные функции конфликтов:
• становление стереотипов и разрушающих форм самореализации личности путем манипулятивного самоутверждения и достижения желаемого как бы в обход;
• ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений;
• снижение привлекательности труда и, как следствие, снижение его производительности;
• неадекватность, прежде всего в восприятии проблемы и участников конфликта;
• возникновение неадекватных психологических защит;
• снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнерства между сторонами в ходе конфликта и после него;
• нарастание конфронтации, затягивающей людей в борьбу и заставляющей их стремиться больше к победе, чем к решению проблем и поиску альтернативы;
• увеличение материальных и эмоциональных затрат на разрешение конфликта.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты.
Основные причины возникновения конфликтов могут быть трех разновидностей: объективные, псевдообъективные и эмоциональные.
Объективные источники конфликта.
Если только не принята политика избежания обсуждения разногласий, то неизбежно найдутся аргументы. Эти аргументы касаются проблемы предмета разногласий. Можно аргументировать, например, свою позицию относительно того, чья очередь выполнять ту или другую работу перед своим коллегой. С помощью аргументов можно отстаивать свою правоту перед руководителем. Аргументы относятся к объективным проблемам, вызывающим конфликт. Объективные источники конфликта – это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. Каждая сторона имеет свою позицию, и аргументы нужны для того, чтобы убедить противоположную сторону изменить свою позицию или принять другую.
Псевдообъективные источники конфликта.
Многие люди сталкивались с тем, что новые отношения доверия и близости рождаются в результате конфликта, даже если его объективные причины не ликвидированы. Более того, такое иногда случается, даже если нет обращения к эмоциональным источникам. В ходе конфликта часто появляются новые темы споров, разногласий, которые не имеют ничего общего с исходными объективными источниками. Между тем, если достигается согласие по основным вопросам, эти ,казалось бы важные, противоречия игнорируются, аргументы в защиту связанной с ними позиции становятся ненужными. Это объясняется тем, что такие, на первый взгляд объективные, источники лишь маскируют истинные интересы людей, участвующих в конфликте. Источники остаются объективными лишь до тех пор, пока представляют собой отражение реальных интересов. Источники становятся псевдообъективными, когда отражают потребности человека. Поэтому можно сказать, что псевдообъективные источники - это эмоциональные источники, выдаваемые за объективные.
Эмоциональные источники конфликта. Конфликт – это не простое различие в позициях, различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для обсуждения, разговора. Необходимо принимать во внимание и эмоциональные источники конфликта. Они непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Поэтому эмоциональные источники конфликта можно представить в следующем виде:
Классификации конфликтов
По действию на функционирование группы
• Конструктивные.
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
• Деструктивные.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
По содержанию
• Реалистические.
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
• Нереалистические.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
По характеру участников
• Внутриличностные.
Представляет собой
• Межличностные..
Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.
• Между личностью и группой.
В производственных
группах устанавливаются
• Межгрупповые.
Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.
Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый.
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.
Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.
Как разновидность конфликта выделяют интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, которое выгодно ее инициатору и которое вынуждает коллектив или отдельного человека совершать определенные поступки, наносящие вред им самим. Интриги, как правило, тщательно продумываются, планируются, имеют свою сюжетную линию.
2. Источники конфликтов
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо
поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по
их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные
противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно
сказанного слова, мнения, т.е. инцидента — и конфликт может начаться.
Инцидент (повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая
ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
-
значимость ситуации для
- наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути
к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное
восприятие, а не реальность);
-
превышение личной или
препятствию, хотя бы у одной из сторон.
В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта
— субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.
Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в
качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации.
Следует подчеркнуть, что оппоненты должны иметь возможность действовать от
своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации
чьих-то интересов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не о
конкретных участниках конфликта.
Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из
конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора,
получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону
Информация о работе Конфликт: определение, функции, классификация