Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа
Целью данной работы является исследование конфликтов в коллективе и поиск способов снижения конфликтных ситуаций.
Объектом исследования являются конфликтные ситуации
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
1.Изучить основные теоретические понятия «конфликт»,«конфликтоген» и др.;
2. Проанализировать структуру конфликта;
3.Методы и способы решения конфликта в организации.
ВВЕДЕНИЕ
Люди сталкиваются с конфликтами на протяжении своей жизни неоднократно. Люди хотят чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Они переживают неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что они не смогли достичь желаемой цели. Возникает непонимание с другими людьми, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Часто конфликт возникает как результат целого комплекса противоречий: этнических, религиозных, политических, психологических, экономических и т.д. Несмотря на разнообразие конфликтов, в их природе есть общие черты. Поэтому конфликтология как все еще молодая наука движется по пути к общему научному подходу в понимании, анализе и урегулировании конфликтных ситуаций.
В настоящей работе сделана попытка рассмотреть понятие конфликта, его динамику и способы разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
Актуальность данной темы заключается в том, что современный менеджер должен хорошо представлять истинные причины разворачивающегося конфликта в организации и анализировать его последствия.
Целью данной работы является исследование конфликтов в коллективе и поиск способов снижения конфликтных ситуаций.
Объектом исследования являются конфликтные ситуации
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
1.Изучить основные теоретические понятия «конфликт»,«конфликтоген» и др.;
2. Проанализировать структуру конфликта;
3.Методы и способы решения конфликта в организации.
Предметом исследования является основные черты конфликтогенов в
коллективе и выявление способов снижения уровня конфликтности в организации.
Практическая значимость
исследования: Результаты данного исследования
помогут разобраться в
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА.
Конфликт (от лат. «conflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба, как психическое напряжение и антагоническую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им.
Конфликт анализируется
с точки зрения несоответствия ценностей,
целей и интересов, явного или
скрытого соперничества. В конфликте
принято выделять, двух участников,
действия которых считаются
Конфликт – это
взаимодействие двух или более
субъектов, имеющих
Субъектами конфликта могут быть индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью. На этой основе можно различать персональные (индивидуальные) и коллективные субъекты конфликтов.
Конфликт – это
столкновение противоположных
В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:
- наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
- неделимость объекта
конфликта, т.е. предмет
- желание участников
продолжить конфликтное
Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.
Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.
Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру (рисунок 1):
Рис.1 Структура конфликтной ситуации
В объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция - эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой.
Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах. Прежде всего, различают скрытый и открытый инцидент. Инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях. Открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.
Причины, вызывающие конфликты, разнообразны. Различать объективные причины и их восприятие индивидами.
Объективные причины представляют в виде нескольких укрепленных групп:
Объективные причины являются причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные или групповые интересы.
Функции конфликтов
Появление конфликта рассматривается как симптом неблагополучия отношений, и все силы заинтересованных сторон направляются на быстрейшее его «замазывание», часто без серьезного предварительного анализа причин, возникающих противоречий, временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента. Он совершенно неизбежен в той или иной форме, и это связано как с объективной трудностью организации такого управления, которое позволяло бы решать объективные конфликтные ситуации, на стадии их возникновения, так и с субъективными причинам: в группе функционируют живые люди, для которых почти естественно решать многие противоречия через конфликт.
Конфликт выполняет значительную конструктивную задачу, т.к. является отражением объективных процессов, происходящих в различных межличностных взаимодействиях. Конструктивная функция сводится к следующему:
- конфликт является важным
источником развития личности, группы,
межличностных отношений,
- через открытую конфронтацию конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы;
- конфликт способствует
развитию взаимопонимания
Основные функции конфликтов (рисунок 2)
Позитивные |
Негативные |
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
получение новой информации об оппоненте |
увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально- |
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
представление о побежденных группах, как о врагах |
стимулирование к изменениям и развитию |
чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
снятие синдрома покорности у подчиненных |
после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
диагностика возможностей оппонентов |
сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”). |
Рис. 2 Функции конфликтов
Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, перехода конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения и конечном исходе конфликтного взаимодействия.
Структурная модель конфликта делает акцент на анализе условий, лежащих в основе конфликта, определяющих его параметры и основные черты. Основная цель этой модели – установить те характеристики, которые влияют на конфликтное поведение.
В конфликте обычно выделяют четыре основных фазы: (рисунок 3)
1) предконфликтная;
2) осознание конфликта;
3) конфликтная;
4) послеконфликтная фаза.
Рис. 3 Основные фазы конфликта
Таким образом, конфликт возникает с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия в реальном инциденте, проходит стадию конфликтных действий и приходит к определенному разрешению.
Две промежуточные стадии не являются обязательными. Конфликт может объективно возникнуть, но остаться неосознанным вплоть до исчезновения самой конфликтной ситуации, он может найти разрешение на стадии осознания, не переходя к действиям.
На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Объект конфликта, как правило, расширяется за счет “втягивания" в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы переходит в личностную, т.к. область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем в начале).
1.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСНИКОВ В КОНФЛИКТЕ
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существуют методы управления конфликтами:
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.
Этот способ помогает человеку удержать позицию, не превращая другого в своего врага. «Я – высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен. Недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует практики и навыков, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я – высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
Информация о работе Конфликт в коллективе и поиск способов снижения конфликтных ситуаций