Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта в повседневном общении.
Задачи работы:
• рассмотреть понятие конфликта;
• рассмотреть причины и функции конфликтов;
Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Особенности конфликтов в повседневном общении 4
1.1. Понятие конфликта……………………………………………….. 4
1.2. Функции конфликтов ………………. 6
1.3. Причины конфликтов………………………………. 8
1.4. Пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении…
9
Глава 2. Анализ конфликтной ситуации в повседневном общении….. 11
2.1. Описание и картография конфликта……………………………... 11
2.2. Анализ карты конфликта…………………………………………. 12
2.3. Анализ реальной конфликтной ситуации 13
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список используемой литературы…………………………………………… 16
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 | |
Глава 1. |
Особенности конфликтов в повседневном общении |
4 |
1.1. |
Понятие конфликта……………………………………………….. |
4 |
1.2. |
Функции конфликтов ………………. |
6 |
1.3. |
Причины конфликтов………………………………. |
8 |
1.4. |
Пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении… |
9 |
Глава 2. |
Анализ конфликтной ситуации в повседневном общении….. |
11 |
2.1. |
Описание и картография |
11 |
2.2. |
Анализ карты конфликта…………………… |
12 |
2.3. |
Анализ реальной конфликтной ситуации |
13 |
Заключение…………………………………………………… |
15 | |
Список используемой литературы…………………………………………… |
16 |
Введение
Конфликты в какой-то мере являются частью человеческой жизни. Трудно представить человека, который никогда не был бы вовлечен в тот или иной конфликт на работе или в частной жизни.
У
каждого человека в жизни есть
свои цели, связанные с различными
областями приложения. Каждый стремится
достичь чего-то своего или
по-своему, а так как социальное
общество неоднородно, то
Сегодня
конфликты — повседневная реальность.
Для эффективного решения возникающих
проблем каждому человеку необходимо
усвоить необходимый уровень
теоретических знаний и практических
навыков поведения в
Поэтому тема моей работы «Конфликты в повседневном общении. Пути и способы разрешения» является на сегодня актуальной.
Целью данной работы является рассмотрение конфликта в повседневном общении.
Задачи работы:
Объект исследования – межличностный конфликт в повседневном общении.
Предмет исследования: пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении.
Гипотеза исследования:
Для конструктивного разрешения конфликтной ситуации в повседневном общении в большей степени оказывает влияние такой стиль поведения как «компромисс», а в меньшей степени – принуждение.
Глава 1. Особенности конфликтов в повседневном общении
1.1. Понятие конфликта
В литературе
можно наблюдать различные
Другой подход в понимании конфликта. Он касается в основном человеческого взаимодействия. Конфликт в этом случае определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия(Курбатов, с.97).2
Поскольку
конфликтология является междисциплинарной
формой научного знания, каждая дисциплина
старается в определении
Но в
отечественной литературе большинство
определений имеет
Итак, конфликт можно определить, прежде всего, как столкновение субъектов, имеющих различные, противоположные интересы, ценности, взгляды и т.д. Это открытое предъявление противоречий. В качестве формы взаимодействия конфликт характеризуется как его наиболее острая форма, сопровождающаяся часто выбросом негативных эмоций, разрывом коммуникации, отсутствием эффекта диалога. 6
1.2. Функции конфликтов
Конфликт выполняет две основополагающие функции (см. схему 1).7
Схема 1 Функции конфликтов
Позитивные (конструктивные) функции |
Негативные (деструктивные) функции |
Вскрывает противоречие, устраняет его или частично разрешает, тем самым, способствуя развитию группы, общества в целом. |
Усугубляет возникшие проблемы, приводит к нестабильности и беспорядкам, способствуя деградации социальной системы. |
Устраняет границы социальной группы путем усиления самосознания их членов и их представлений о собственной идентичности (группосозидающие функции конфликта по Л.Козеру) |
Разрушает социальную группу, обеспечивая отток ее членов в другие социальные группы. |
Сохраняет социальную группу, стабилизируя и регулируя отношения внутри группы, обеспечивая выход враждебным эмоциям, снижая социальное напряжение, мобилизуя внутренние ресурсы (группосохраняющие функции конфликта по Л.Козеру). |
Может сопровождаться нарушением коммуникации между членами группы, ухудшая взаимоотношения, что приводит к снижению групповой сплоченности, эффективности совместной деятельности. |
Выявляет позиции, потребности участников конфликта, способствуя согласованию их интересов, решению возникающих проблем. |
Затрудняет принятие решений в силу несовместимости позиций, интересов. |
Снимает или ослабляет психическую напряженность, усиливая и развивая личностные качества участников конфликта. |
Приводит к стрессовому |
1.3. Причины конфликтов
Если вы понимаете, отчего разгорается конфликт, вы легче сможете как предупредить конфликт, так и действовать в уже начавшемся конфликте более адекватно и эффективно.
Причины конфликтов разнообразны. Чаще всего, это (может быть одна из этих причин, может быть совокупность и даже все вместе):
Как правило, это конфликт интересов, разногласия, столкновение важных для людей взглядов либо позиций, несогласованность обязанностей.
Конфликтные люди запускают конфликты на пустом месте и раскручивают их, портя жизнь, как себе, так и окружающим. Воспитанные люди не запускают конфликты без нужды и учатся разрешать их цивилизованным образом.
Если люди
недоброжелательно относятся
Человек злится на себя, в результате виноваты все окружающие.
Чтобы
происходило реже, чаще поясняйте
свое поведение и, прежде чем
реагировать конфликтно на
1.4. Пути и способы
разрешения конфликтов в
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу
Разрешение конфликта
Если конфликта избежать не удалось, необходимо найти способы его разрешения (табл.1.1).9
Таблица 1.1 Межличностные стили разрешения конфликтов
Стиль разрешения конфликта |
Характеристика |
Уклонение |
Человек старается уйти от конфликта
или старается не попадать в ситуации,
провоцирующие возникновение |
Сглаживание |
Апеллируя к солидарности, «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта. Может наступить мир и гармония, но проблема останется. |
Принуждение |
Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, пытается заставить принять свою точку зрения любой ценой. |
Компромисс |
Характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Сводит к минимуму недоброжелательность, дает возможность быстро разрешить конфликт. Но использование компромисса на ранней стадии конфликта может помешать решению проблемы, сократить время поиска альтернатив. |
Решение проблемы |
Означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия решений, появление конфликтов надо поощрять и управлять ситуацией, используя данный стиль. |
Глава 2. Анализ конфликтной ситуации в повседневном общении
2.1. Описание и картография
Родители не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе, т.к. переживают за меня и им не очень нравится моя компания. Из-за этого у нас с родителями возник спор по поводу доверия ко мне. Меня наказали и посадили под домашний арест. Я не смогла пойти на день рождения моей подруги и подруга обиделась. В итоге подруга перестала со мной общаться.
Картография конфликта
1. Родители Потребности:
Опасения:
|
Проблема: Родители не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе, из-за того, что им не очень нравится моя компания, что привело к спору по поводу доверия ко мне, вследствие чего меня наказали и посадили под домашний арест, из-за этого я не смогла пойти на день рождения подруги, на что она обиделась и перестала со мной общаться. Противоречие: Несовместимые точки зрения по поводу моих желаний и моего круга общения Предмет: Столкновение по поводу разных точек зрения на мои желания и мой круг общения |
2. Я, дочь Потребности:
Опасения:
|