Конфликт в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта в повседневном общении.
Задачи работы:
• рассмотреть понятие конфликта;
• рассмотреть причины и функции конфликтов;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Особенности конфликтов в повседневном общении 4
1.1. Понятие конфликта……………………………………………….. 4
1.2. Функции конфликтов ………………. 6
1.3. Причины конфликтов………………………………. 8
1.4. Пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении…
9
Глава 2. Анализ конфликтной ситуации в повседневном общении….. 11
2.1. Описание и картография конфликта……………………………... 11
2.2. Анализ карты конфликта…………………………………………. 12
2.3. Анализ реальной конфликтной ситуации 13
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список используемой литературы…………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

Kursovaja._Tjabusina_A.V.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

2

Глава 1.

Особенности конфликтов в повседневном общении

4

1.1.

Понятие конфликта………………………………………………..

4

1.2.

Функции конфликтов ……………….

6

1.3.

Причины конфликтов……………………………….

8

1.4.

Пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении…

 

9

Глава 2.

Анализ конфликтной ситуации в  повседневном общении…..

11

2.1.

Описание и картография конфликта……………………………...

11

2.2.

Анализ карты конфликта………………………………………….

12

2.3.

Анализ реальной конфликтной ситуации

13

Заключение……………………………………………………………………..

15

Список используемой литературы……………………………………………

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конфликты в какой-то мере являются частью человеческой жизни. Трудно представить человека, который никогда не был бы вовлечен в тот или иной конфликт на работе или в частной жизни.

 У  каждого человека в жизни есть  свои цели, связанные с различными  областями приложения. Каждый стремится  достичь чего-то своего или  по-своему, а так как социальное  общество неоднородно, то появляются  ситуации, в которых возникают  конфликты. Причинами могут являться  различия в уровне доходов,  власти, религии, а также многие  другие. Конфликт может выражаться  в виде спора, оскорблений и  даже в виде драки.

Сегодня конфликты — повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих  проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень  теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных  ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения  конфликтов.

Поэтому тема моей работы «Конфликты в повседневном общении. Пути и способы разрешения»  является на сегодня актуальной.

Целью данной работы является рассмотрение конфликта  в повседневном общении.

Задачи  работы:

  • рассмотреть понятие конфликта;
  • рассмотреть причины и функции конфликтов;
  • рассмотреть пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении.

Объект  исследования – межличностный конфликт в повседневном общении.

Предмет исследования: пути и способы разрешения конфликтов в повседневном общении.

 

 

Гипотеза исследования:

Для конструктивного  разрешения конфликтной ситуации в  повседневном общении в большей степени оказывает влияние такой стиль поведения как «компромисс», а в меньшей степени – принуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности конфликтов в повседневном общении

 

1.1. Понятие конфликта

 

В литературе можно наблюдать различные определения  конфликта. «Конфликт» употребляется  в различных значениях. В самом  широком смысле конфликт – это  одна их форм социального (межличностного) взаимодействия. Но такое определение  слишком общо и не дает представления  о специфике данного вида взаимодействия. В переводе с латинского конфликт означает столкновение. Поэтому многие исследователи при определении  конфликта фиксируют внимание на этом качестве взаимодействия и определяют конфликт как столкновение сторон, субъектов, мнений, сил и т.д. (При  таком понимании конфликт имеет  место и в неживой природе). Но все же конфликт рассматривается, прежде всего, как столкновение живых  существ (людей, животных).1

Другой  подход в понимании конфликта. Он касается в основном человеческого  взаимодействия. Конфликт в этом случае определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов  взаимодействия(Курбатов, с.97).2

Поскольку конфликтология является междисциплинарной  формой научного знания, каждая дисциплина старается в определении конфликта  подчеркнуть тот или иной аспект. Так, психологи в понимании сущности конфликта исходят из того, что  конфликт – это вид межличностного общения, характеризуется как ситуация ненайденного выхода, ситуационная несовместимость, тип конкурентного взаимодействия, наличием негативных эмоций (Анцупов, с.51).3 Конфликт в общении – это насильственное межличностное противоборство, связанное с сознательным ущемлением нравственного достоинства и потребностей партнера (Сафьянов, цит. по Дмитриеву, с.72).4

Но в  отечественной литературе большинство  определений имеет социологический  характер. Авторы выделяют различные  необходимые признаки социального  конфликта, представленного многообразными формами противоборства между субъектами и социальными общностями, направленными  на достижение определенных интересов  и целей (Курбатов, с.97).5

Итак, конфликт можно определить, прежде всего, как  столкновение субъектов, имеющих различные, противоположные интересы, ценности, взгляды и т.д. Это открытое предъявление противоречий. В качестве формы взаимодействия конфликт характеризуется как его  наиболее острая форма, сопровождающаяся часто выбросом негативных эмоций, разрывом коммуникации, отсутствием  эффекта диалога. 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Функции конфликтов

 

Конфликт выполняет две основополагающие функции (см. схему 1).7

Схема 1 Функции конфликтов

 

Позитивные (конструктивные) функции

Негативные (деструктивные) функции

Вскрывает противоречие, устраняет его  или частично разрешает, тем самым, способствуя развитию группы, общества в целом.

Усугубляет возникшие проблемы, приводит к нестабильности и беспорядкам, способствуя деградации социальной системы.

Устраняет границы социальной группы путем усиления самосознания их членов и их представлений о собственной  идентичности (группосозидающие функции  конфликта по Л.Козеру)

Разрушает социальную группу, обеспечивая  отток ее членов в другие социальные группы.

Сохраняет социальную группу, стабилизируя и регулируя отношения внутри группы, обеспечивая выход враждебным эмоциям, снижая социальное напряжение, мобилизуя внутренние ресурсы (группосохраняющие  функции конфликта по Л.Козеру).

Может сопровождаться нарушением коммуникации между членами группы, ухудшая  взаимоотношения, что приводит к  снижению групповой сплоченности, эффективности  совместной деятельности.

Выявляет позиции, потребности участников конфликта, способствуя согласованию их интересов, решению возникающих  проблем.

Затрудняет принятие решений в  силу несовместимости позиций, интересов.

Снимает или ослабляет психическую  напряженность, усиливая и развивая личностные качества участников конфликта.

Приводит к стрессовому состоянию, психологическому перенапряжению, ухудшая  самочувствие, отрицательно сказываясь на личностных качествах участников конфликта.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Причины конфликтов 

 

Если  вы понимаете, отчего разгорается конфликт, вы легче сможете как предупредить конфликт, так и действовать в  уже начавшемся конфликте более  адекватно и эффективно.

Причины конфликтов разнообразны. Чаще всего, это (может быть одна из этих причин, может быть совокупность и даже все  вместе):

  • Объективно конфликтная ситуация,

Как правило, это конфликт интересов, разногласия, столкновение важных для людей взглядов либо позиций, несогласованность обязанностей.

  • участие конфликтных личностей,

Конфликтные люди запускают конфликты на пустом месте и раскручивают их, портя жизнь, как себе, так и окружающим. Воспитанные люди не запускают конфликты без нужды и учатся разрешать их цивилизованным образом.

  • конфликтные отношения участников,

Если люди недоброжелательно относятся друг к другу, то малейший невинный повод  может оказаться поводом для  конфликта.

  • конфликтное поведение одной из сторон.
  • негативные эмоции,

Человек злится на себя, в результате виноваты все окружающие.

  • недопонимания и недоразумения между людьми.

 Чтобы  происходило реже, чаще поясняйте  свое поведение и, прежде чем  реагировать конфликтно на партнера, разберитесь в происходящем. Он  ли сделал то, что задело вас,  зачем он это сделал.8

 

 

 

1.4. Пути и способы  разрешения конфликтов в повседневном  общении

 

Разрешение конфликта – это  совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия  и решения проблемы, которая привела  к столкновению. Разрешение конфликта  предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых  они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к  другу

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который  включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор метода разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности  своих действий.

Если конфликта избежать не удалось, необходимо найти способы его разрешения (табл.1.1).9

Таблица 1.1 Межличностные стили разрешения конфликтов

Стиль разрешения конфликта

Характеристика

Уклонение

Человек старается уйти от конфликта  или старается не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение противоречий.

Сглаживание

Апеллируя к солидарности, «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта. Может наступить мир и гармония, но проблема останется.

Принуждение

Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, пытается заставить принять свою точку зрения любой ценой.

Компромисс

Характеризуется принятием точки  зрения другой стороны, но лишь до некоторой  степени. Сводит к минимуму недоброжелательность, дает возможность быстро разрешить конфликт. Но использование компромисса на ранней стадии конфликта может помешать решению проблемы, сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы

Означает признание различия во мнениях  и готовность ознакомиться с иными  точками зрения, чтобы понять причины  конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. В сложных  ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия решений, появление конфликтов надо поощрять и управлять ситуацией, используя данный стиль.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ конфликтной ситуации в повседневном общении

 

2.1. Описание и картография конфликта

 

Родители  не позволяют пойти мне отмечать день рождения подруги в ночном клубе, т.к. переживают за меня и им не очень  нравится моя компания. Из-за этого  у нас с родителями возник спор по поводу доверия ко мне. Меня наказали и посадили под домашний арест. Я  не смогла пойти на день рождения моей подруги и подруга обиделась. В итоге подруга перестала  со мной общаться.  

Картография конфликта

 

1. Родители

Потребности:

  • оградить ребенка от нежелательного  общения
  • сохранение хорошего климата в семье

Опасения:

  • ухудшения психологического климата в отношениях с ребенком

Проблема:

Родители не позволяют  пойти мне отмечать день рождения подруги  в ночном клубе, из-за того, что им не очень нравится моя компания, что привело к спору по поводу доверия ко мне, вследствие чего меня наказали и посадили под домашний арест, из-за этого я не смогла пойти  на день рождения подруги, на что она  обиделась и перестала со мной общаться.

Противоречие:

Несовместимые точки зрения по поводу моих желаний и моего  круга общения 

Предмет:

Столкновение по поводу разных точек зрения на  мои желания и мой круг общения

2. Я, дочь

Потребности:

  • возможность самостоятельно принимать решения
  • сохранение хорошего климата в семье

Опасения:

  • потеря доверия родителей
  • сохранение уважения среди родителей

Информация о работе Конфликт в повседневной жизни