Конфликтогены в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:12, реферат

Описание работы

Ими могут быть ваши конкретные действия (например, угрюмое лицо) или тон (например, привычка вести спор на повышенных тонах). Так же отсутствие взаимодействия с собеседником с вашей стороны (например, ваш монолог, когда ситуация предполагает диалог) или использование вами определённых слов. Согласитесь, когда вы в свой адрес слышите слово «должен», пробегает волна протеста и хочется собраться и дать отпор оппоненту. Хотя бы в виде: «Никому я ничего не должен».

Файлы: 1 файл

конфликтогены.docx

— 20.62 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Конфликтогены в общении.

 

«Конфликты – это возможность открыть себя, познать и понять,

что с нами происходит»

Хорхе Букай

Конфликтогены – это причины, которые вызывают конфликт. Ими могут быть ваши конкретные действия (например, угрюмое лицо) или тон (например, привычка вести спор на повышенных тонах). Так же отсутствие взаимодействия с собеседником с вашей стороны (например, ваш монолог, когда ситуация предполагает диалог) или использование вами определённых слов. Согласитесь, когда вы в свой адрес слышите слово «должен», пробегает волна протеста и хочется собраться и дать отпор оппоненту. Хотя бы в виде: «Никому я ничего не должен».

 

Обычно люди очень резко  реагируют на какие-то нечаянно или  же специально брошенные слова. Стараются  отвечать на них «взаимностью», либо же промолчать, таким образом пытаясь  остановить конфликт, однако конфликт только начинает рождаться.

 

Конфликтоген лишь «может» привести к конфликту. Подобное свойство конфликтогена  является опасным, оно заключается  в потере бдительности по отношению  к нему.

 

Рассмотрим случай на примере руководителя какой-либо организации. Чаще всего руководитель старается держать коллектив и атмосферу в равновесии. В этом случае неконфликтность выступает условием сохранения равновесия, а конфликтность — стремлением к развитию. Но чтобы достигнуть устойчивости, нужна стабильность и минимум риска, а чтобы развиваться, необходимо внедрять инновации, а это связано с высокими рисками и конфликтами. Это и является главным конфликтогеном организации.

 

Конфликтоген может стать основанием как одного, так и нескольких конфликтов.

 

Конфликтогенное поведение выражается в следующих моментах:

1) в проявлении к человеку  или группе открытого недоверия;

2) в нежелании слушать и перебивании  собеседника;

3) в постоянном принижении значимости  его роли;

4) в акцентировании внимания  на различиях между собой и  собеседником не в его пользу;

5) в отсутствии желания признавать  свои собственные ошибки и  чью-то правоту;

6) в постоянном преуменьшении  вклада сотрудника в некое  общее дело и возвышение собственного  вклада;

7) в навязывании своей точки  зрения;

8) в проявлении неискренности  в суждениях;

9) в неожиданно резком ускорении  темпа беседы и ее быстрое  завершение, а также все то, что  обычно воспринимается окружающими  крайне негативно.

В деловом общении опасными словами-конфликтогенами  являются следующие:

1) слова, показывающие недоверие:  «вы меня обманывали», «я вам  не верю», «вы не разбираетесь»  и др.;

2) слова, выражающие оскорбление:  негодяй, подонок, дурак, бестолочь,  лентяй, ничтожество и др.

3) слова, выражающие угрозы: «земля  круглая», «я этого не забуду»,  «ты еще пожалеешь» и др.;

4) слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка, тупой  и др.;

5) слова, показывающие сравнение:  «как свинья», «как попугай»  и др.;

6) слова, выражающие отрицательное  отношение: «я не хочу с тобой  разговаривать», «ты мне противен»  и др.;

7) слова-долженствования: «вы обязаны», «вы должны» и др.;

8) слова-обвинения: «из-за вас  все испортилось», «вы недоумок»,  «это ты во всем виноват»  и др.;

9) слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто»  и др.

 

Когда человеку говорят подобные слова  он не может просто так сидеть и  молчать и следовательно начинает либо обороняться,либо отвечать тем  же. Зарождение конфликтогенов в мире можно объяснить ещё и тем, что люди зачастую не слишком внимательно  относятся к словам, которые они  употребляют и не думают, что при  помощи одного слова могут подкинуть палку в костер и начать конфликт.

 

В КОНФЛИКТОЛОГИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА КОНФЛИКТОГЕНОВ:

1) конфликтогены, выражающие  превосходство, включают:

— приказы, угрозы, замечания, издевки, насмешки, подшучивание и др.;

— хвастовство, восторженные рассказы о собственных успехах  и достижениях;

— навязывание своего мнения, дача советов зачастую воспринимается собеседником негативно и у него возникает желание сделать все  наоборот, особенно если это происходит на глазах у других людей.

Совет, данный в присутствии  других людей, воспринимается как упрек;

— прерывание высказываний собеседника, повышение голоса, исправление  во время беседы показывает, что  человек хочет, чтобы слушали  только его, его мнение должно быть важным, а мысли более ценны. Имеющему подобную позицию следует подумать, на самом ли деле его мысли так  важны?;

— нарушение этики в  поведении, незнание основ этикета  воспринимается как невежливое обращение, пренебрежение уважения к собеседнику;

— демонстрация снисходительного отношения, имеющяя оттенок «доброжелательности» раздражает и способствует зарождению конфликта «Прошу вас не обижаться, но по моему вы не правы»;

— демонстрация уверенности  в своей правоте в виде безапелляционных высказываний «так и не иначе» зачастую вызывает сомнение, желание опровергнуть подобное утверждение.

2) конфликтогены, проявляющие  агрессивность, которая может  быть у человека от природы,  а может определяться конкретной  ситуацией, плохим натсроением  и т. д.

Природная агрессивность  может возникнуть в результате самоутверждения  в некоей социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), а также может  быть протестом против зависимости  от «главного» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Возникновение ситуативной  агрессивности зависит от сложившейся  ситуации, плохого самочувствия и  настроения, сложностей в семейно-бытовых  или рабочих взаимоотношениях. Зачастую этот вид агрессивности является ответной реакций на полученный от кого-либо конфликтоген. В результате провоцируется ответная агрессивность, что приводит к еще большему накалу страстей.

Положительна  или отрицательна агрессивность? Для  разрешения этого вопроса следует  отметить два момента:

— человек с высокой  природной агрессивностью является ходячим конфликтогеном, что не всегда благоприятно для климата в коллективе;

— человеку абсолютно бесконфликтному, не обладающему «здоровой злостью», сложнее добиться поставленных целей  в личной жизни и в работе.

3) конфликтогены, выражающие  эгоизм.

Эгоист добивается чего-либо для себя за счет других. Именно это раздражает окружающих и порождает конфликтную ситуацию. Распаляет конфликт эскалация конфликта, когда на конфликтоген в наш адрес мы стремимся ответить более сильным конфликтогеном. Этот конфликтоген является наиболее сильным, мы его используем с целью проучить обидчика. Первичный конфликтоген обычно говорится ненамеренно, а потом происходит эскалация конфликта, которая приводит к конфликту. Все это составляет схему возникновения непреднамеренного конфликта.

Для ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления  в себе излишнего эгоизма существуют следующие механизмы:

1) стремление к превосходству  можно преодолеть следующими  способами:

— следует дать почувствовать собеседнику  свою значимость и компетентность в  ваших глазах;

— возможно применение сознательного  принижения своих собственных достоинств;

— нужно понять, что скромность — это один возможный способ преодоления  собственного тщеславия и чувства  превосходства над другими.

2) стремление к сдерживанию агрессии. Агрессивность нуждается в выходе. Если ее выплеснуть на окружающих, то она вернется обратно, но  будет сильнее во много раз.

Если же ее все время сдерживать внутри себя, то это может привести к психическому заболеванию. Поэтому  психологическая разрядка является важной для поддержания здоровья.

 

3) преодоление эгоизма. Эгоизм  является крайностью, доведенной  до состояния, когда человек  становится нелюбим всеми, в  том числе и близкими. Это не  лучшая черта характера. Ярко  выраженный альтруизм — тоже  крайность — не является лучшей  чертой характера. Поэтому этих  крайностей следует избегать. Но  как? Нужно объединить их вместе. Суть этого подхода заключается  в том, что делая добро другим, человек делает его в первую  очередь себе (себе, но через другого). Этот способ взаимодействия с людьми позволит преодолеть собственный эгоизм.


Информация о работе Конфликтогены в общении