Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:12, реферат
Ими могут быть ваши конкретные действия (например, угрюмое лицо) или тон (например, привычка вести спор на повышенных тонах). Так же отсутствие взаимодействия с собеседником с вашей стороны (например, ваш монолог, когда ситуация предполагает диалог) или использование вами определённых слов. Согласитесь, когда вы в свой адрес слышите слово «должен», пробегает волна протеста и хочется собраться и дать отпор оппоненту. Хотя бы в виде: «Никому я ничего не должен».
Введение.
Конфликтогены в общении.
«Конфликты – это возможность открыть себя, познать и понять,
что с нами происходит»
Хорхе Букай
Конфликтогены – это причины, которые вызывают конфликт. Ими могут быть ваши конкретные действия (например, угрюмое лицо) или тон (например, привычка вести спор на повышенных тонах). Так же отсутствие взаимодействия с собеседником с вашей стороны (например, ваш монолог, когда ситуация предполагает диалог) или использование вами определённых слов. Согласитесь, когда вы в свой адрес слышите слово «должен», пробегает волна протеста и хочется собраться и дать отпор оппоненту. Хотя бы в виде: «Никому я ничего не должен».
Обычно люди очень резко реагируют на какие-то нечаянно или же специально брошенные слова. Стараются отвечать на них «взаимностью», либо же промолчать, таким образом пытаясь остановить конфликт, однако конфликт только начинает рождаться.
Конфликтоген лишь «может» привести к конфликту. Подобное свойство конфликтогена является опасным, оно заключается в потере бдительности по отношению к нему.
Рассмотрим случай на примере руководителя какой-либо организации. Чаще всего руководитель старается держать коллектив и атмосферу в равновесии. В этом случае неконфликтность выступает условием сохранения равновесия, а конфликтность — стремлением к развитию. Но чтобы достигнуть устойчивости, нужна стабильность и минимум риска, а чтобы развиваться, необходимо внедрять инновации, а это связано с высокими рисками и конфликтами. Это и является главным конфликтогеном организации.
Конфликтоген может стать
Конфликтогенное поведение выражается в следующих моментах:
1) в проявлении к человеку
или группе открытого
2) в нежелании слушать и
3) в постоянном принижении
4) в акцентировании внимания на различиях между собой и собеседником не в его пользу;
5) в отсутствии желания
6) в постоянном преуменьшении
вклада сотрудника в некое
общее дело и возвышение
7) в навязывании своей точки зрения;
8) в проявлении неискренности в суждениях;
9) в неожиданно резком ускорении
темпа беседы и ее быстрое
завершение, а также все то, что
обычно воспринимается
В деловом общении опасными словами-конфликтогенами являются следующие:
1) слова, показывающие недоверие:
2) слова, выражающие оскорбление:
3) слова, выражающие угрозы: «земля круглая», «я этого не забуду», «ты еще пожалеешь» и др.;
4) слова-насмешки: очкарик, лопоухий,
мямля, дистрофик, коротышка,
5) слова, показывающие сравнение:
6) слова, выражающие
7) слова-долженствования: «вы
8) слова-обвинения: «из-за вас все испортилось», «вы недоумок», «это ты во всем виноват» и др.;
9) слова, выражающие
Когда человеку говорят подобные слова
он не может просто так сидеть и
молчать и следовательно
В КОНФЛИКТОЛОГИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА КОНФЛИКТОГЕНОВ:
1) конфликтогены, выражающие превосходство, включают:
— приказы, угрозы, замечания, издевки, насмешки, подшучивание и др.;
— хвастовство, восторженные рассказы о собственных успехах и достижениях;
— навязывание своего мнения, дача советов зачастую воспринимается собеседником негативно и у него возникает желание сделать все наоборот, особенно если это происходит на глазах у других людей.
Совет, данный в присутствии других людей, воспринимается как упрек;
— прерывание высказываний собеседника, повышение голоса, исправление во время беседы показывает, что человек хочет, чтобы слушали только его, его мнение должно быть важным, а мысли более ценны. Имеющему подобную позицию следует подумать, на самом ли деле его мысли так важны?;
— нарушение этики в поведении, незнание основ этикета воспринимается как невежливое обращение, пренебрежение уважения к собеседнику;
— демонстрация снисходительного
отношения, имеющяя оттенок «
— демонстрация уверенности в своей правоте в виде безапелляционных высказываний «так и не иначе» зачастую вызывает сомнение, желание опровергнуть подобное утверждение.
2) конфликтогены, проявляющие
агрессивность, которая может
быть у человека от природы,
а может определяться
Природная агрессивность может возникнуть в результате самоутверждения в некоей социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), а также может быть протестом против зависимости от «главного» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).
Возникновение ситуативной агрессивности зависит от сложившейся ситуации, плохого самочувствия и настроения, сложностей в семейно-бытовых или рабочих взаимоотношениях. Зачастую этот вид агрессивности является ответной реакций на полученный от кого-либо конфликтоген. В результате провоцируется ответная агрессивность, что приводит к еще большему накалу страстей.
Положительна или отрицательна агрессивность? Для разрешения этого вопроса следует отметить два момента:
— человек с высокой природной агрессивностью является ходячим конфликтогеном, что не всегда благоприятно для климата в коллективе;
— человеку абсолютно бесконфликтному,
не обладающему «здоровой злостью»
3) конфликтогены, выражающие эгоизм.
Эгоист добивается чего-либо для себя за счет других. Именно это раздражает окружающих и порождает конфликтную ситуацию. Распаляет конфликт эскалация конфликта, когда на конфликтоген в наш адрес мы стремимся ответить более сильным конфликтогеном. Этот конфликтоген является наиболее сильным, мы его используем с целью проучить обидчика. Первичный конфликтоген обычно говорится ненамеренно, а потом происходит эскалация конфликта, которая приводит к конфликту. Все это составляет схему возникновения непреднамеренного конфликта.
Для ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма существуют следующие механизмы:
1) стремление к превосходству можно преодолеть следующими способами:
— следует дать почувствовать собеседнику свою значимость и компетентность в ваших глазах;
— возможно применение сознательного принижения своих собственных достоинств;
— нужно понять, что скромность — это один возможный способ преодоления собственного тщеславия и чувства превосходства над другими.
2) стремление к сдерживанию
Если же ее все время сдерживать внутри себя, то это может привести к психическому заболеванию. Поэтому психологическая разрядка является важной для поддержания здоровья.
3) преодоление эгоизма. Эгоизм
является крайностью, доведенной
до состояния, когда человек
становится нелюбим всеми, в
том числе и близкими. Это не
лучшая черта характера. Ярко
выраженный альтруизм — тоже
крайность — не является