Конфликты и его типы, управление конфликтной ситуацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

основная цель данной курсовой работы – определить типологию конфликтов и понять основы управления конфликтной ситуацией. Поставленная цель обуславливает необходимость разрешения взаимозависимых задач:
- рассмотреть сущность понятия «конфликт»;
- изучить структуру, этапы и периоды конфликтов;
- определить типологию конфликтов;
- исследовать методы управления конфликтными ситуациями;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…5
1. Понятие конфликта. Социальный конфликт……………………………..…8
1.1. Структура конфликта……………………………………..…………..10
1.2. Периоды и этапы развития конфликта………………..………….….12
2. Типология конфликтов. Проблема типологии конфликтов……………....13
3. Управление конфликтной ситуацией.
Принципы управления конфликтом……………………………………..…29
4. Исследовательская работа по выявлению методов
управления конфликтами в трудовом коллективе
на примере ООО «Веселая Затея»………………………………………….31
4.1. Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе…………………………………………………………………....31
4.2. Результаты исследовательской работы………..…………………….34
4.3. Выводы по исследовательской работе………..……………………..38
Заключение……………….…………………………………………………………39
Список используемой литературы…………….…………………………………..41
Приложения………………………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...…5

  1. Понятие конфликта. Социальный конфликт……………………………..…8
    1. Структура конфликта……………………………………..…………..10
    2. Периоды и этапы развития конфликта………………..………….….12
  2. Типология конфликтов. Проблема типологии конфликтов……………....13
  3. Управление конфликтной ситуацией.

Принципы управления конфликтом……………………………………..…29

  1. Исследовательская работа по выявлению методов

управления конфликтами  в трудовом коллективе

на примере ООО «Веселая Затея»………………………………………….31

    1. Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе…………………………………………………………………....31
    2. Результаты исследовательской работы………..…………………….34
    3. Выводы по исследовательской работе………..……………………..38

Заключение……………….…………………………………………………………39

Список используемой литературы…………….…………………………………..41

Приложения………………………………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум  двух людей, групп, их взаимно противоположных  потребностей, интересов, целей, отношений, установок, ценностей, существенно  значимых для личности и групп.

Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает  конфликты как неизбежное явление  общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы. 
           Значительная часть конфликтов представляет собой продолжение, отображение совершенно объективных, не зависящих от воли конфликтующих противоречий. Разумеется, тяжело найти прямую связь между конфликтом и противоречием, которое его вызвало, так как их иногда разделяет большая дистанция, множество «посредников». До превращения в конфликтное взаимодействие противоречие проходит значительный этап.

Попытка установления конфликта  без категории цели приводит к  невероятно широкому толкованию этого  типа взаимодействия. Любое существо, начиная с простейших, борется  за свое существование, в том числе  и друг с другом, и, отказавшись  от категории цели, мы неминуемо  будем вынуждены любую такую  борьбу объявить конфликтом. В тоже время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделить как конфликтующие стороны только те, которые способны к сознательному  поведению, то есть сознания своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий сознательному  использованию средств.

Отсюда вывод, что конфликтующие  стороны обязательно должны быть действенными субъектами своего поведения. Это иногда вынуждает отказывать в названии «конфликтующие стороны» даже людям и группам людей, и  рассматривать их как инструмент, средство чьих–то конфликтных взаимодействий, если только подобные инструменты, кроме того сами не доводят ситуацию до конфликтной и для самих себя.

Если согласиться с  приведенными выше положениями и  соображениями, то получается, что конфликт – один из самых древних способов взаимодействия существ, способных  до самосознания. Угроза конфликтом со стороны «своих» должна быть одной  из самых древних и интимных механизмов стимулирования.

Данного поведения, равно как и поощрения. При этом предупреждение конфликта в большинстве случаев является как мотивом действия, так и конструктивным устранением самой конфликтной ситуации за счет ее перестройки или уничтожения. В первом случае конфликт остается неразрешенным, незавершенным, так как ситуация либо «замораживается» либо прерывается на некоторое время.

Предметом исследования являются отношения между субъектами, которые могут привести до конфликтной ситуации.

Работа состоит из введения, основной части и выводов. Во вступительной части обосновывается актуальность выбранной темы, указывается цель, задачи, предмет и объект исследования. Основная часть посвящается исследованию поставленной проблемы. В выводах сформулированы основные результаты исследования.

Объектом исследования выступает конфликт как социально-психологическое явление.

И так, основная цель данной курсовой работы – определить типологию конфликтов и понять основы управления конфликтной ситуацией. Поставленная цель обуславливает необходимость разрешения взаимозависимых задач:

- рассмотреть сущность понятия «конфликт»;

- изучить структуру, этапы и периоды конфликтов;

- определить типологию конфликтов;

- исследовать методы управления конфликтными ситуациями;

- провести исследование  по выявлению способов реагирования в конфликте, оценке социально-психологического климата в трудовом коллективе, стилей поведения в конфликте в зависимости от возраста на примере организации ООО «Веселая Затея».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие конфликта. Социальный конфликт

Понятие конфликта в научной  литературе имеет неоднозначную  трактовку, и существует несколько подходов к его определению. Наиболее распространено понимание конфликта в его связи с социальным противоречием, которое является более общим, широким понятием. Но противоречие и конфликт не являются синонимами и в то же время не противопоставлены друг другу. Противоречие (противоположность) является необходимым, но не единственным условием конфликта. Превращение противоречия в конфликт обусловлено взаимодействием носителей конфликта. Таким образом, в конфликте проявляются объективные или субъективные противоречия, которые выражаются в противоборстве сторон. Это и есть суть конфликта.

В процессе конфликта действия оппонентов, противоборствующих сторон направлены на поиск способов помешать друг другу в достижении поставленных целей, а также на убеждение противника в своей правоте и смену  им социальной позиции.

Понятие конфликта может  применяться для понимания сущности различных видов противостояния. Так, оно применяется при анализе  взаимоотношений человека с природой, а также при возникновении  внутриличностных проблем -  и в  этом случае конфликт называется внутриличностным, но при рассмотрении противостояний в обществе, между людьми и группами используется понятие социального  конфликта.

Социальный конфликт понимается как такой вид противостояния, при котором стороны – участники  конфликта в своих действиях  ориентированы на захват территории либо ресурсов противника, могут угрожать собственности, культуре групп и  индивидов, находящихся в оппозиции, и эти действия носят характер борьбы или обороны. То есть необходимым  условием возникновения социального  конфликта является наличие двух противоборствующих сторон. Столкновение сторон обеспечивается их деятельностью, поступками, целью которых является достижение взаимоисключающих интересов. Такая ситуация обусловливает сильное напряжение, которое является одним из основных  свойств социального конфликта. Именно это напряжение  является побудительной силой к смене людьми своего поведения в процессе конфликтного взаимодействия в сторону приспособления или ограждения от него.

В отечественной науке  существуют следующие варианты определения  понятия социального конфликта.

Е.М. Бабосов: «Конфликт есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных  формах борьбы между индивидами и  различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов  и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого  соперника и не позволяющей ему  добиться реализации его интересов. Конфликт складывается и разрешается  в конкретной социальной ситуации в  связи с возникновением требующей  разрешение социальной проблемы. Он имеет  определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты».

Ю.Г. Запрудский: «Социальный  конфликт – это явное или скрытое  состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и  тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия  существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».

В.И. Сафьянов: «Конфликт  в общении – это насильственное межличностное противоборство, связанное  с сознательным ущемлением нравственного  достоинства и потребностей партнера». Данное определение конфликта делает акцент на личностном, психологическом его аспекте.

Близкими по своей сути к конфликту понятиями являются соревнование, состязание, конкуренция, так как в этих случаях наблюдается  противоборство сторон, но оно не имеет  характера обостренной враждебности, а в случае возникновение таковой  не сопровождается незаконными действиями, направленными на создание препятствий  в достижении сторонами своих  целей. В указанных случаях действия осуществляются на своей территории. И хотя часто конкурентами используются незаконные методы, их применение в  целом направлено на достижение собственного успеха, а уничтожение противника, конкурента не является самоцелью. В  принципе, возникновение конфликта  в ходе такого взаимодействия тоже возможно, т.е. соревнование, конкуренция  могут перерасти в конфликт, но они не являются идентичными, синонимичными  понятиями.

1.1. Структура конфликта

Структура конфликта включает в себя совокупность всех устойчивых связей и всех частей, элементов  и складывающихся между ними отношений, которые выступают факторами  его целостности. Структура конфликта  включает в себя следующие главные элементы: предмет, объект, участников, социальную микро и макросреду, выступающую в качестве условия конфликта, субъективное восприятия конфликта, его личностные элементы, а также психологические компоненты.

Предмет конфликта – это  противоречие, которое является его  основой. На разрешение противоречия направлена борьба, присутствующая в конфликте  и являющаяся его важной характеристикой. До момента разрешения противоречия существует проблема конфликта, которая  может быть объективной или воображаемой, и именно она лежит в основе самого конфликта.

Объект конфликта –  это то, что возникает из-за необходимости  удовлетворения потребности и может  удовлетворить ее. К объектам конфликта  могут быть отнесены материальные, духовные, социальные ценности. Эти  ценности, для того чтобы превратиться в объект конфликта, должны находиться в поле пересечения личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, целью которых является стремление к контролю над ними. Притязания одной из сторон на тот или иной объект являются условием возникновения конфликта.

Участники конфликта –  неотъемлемая и важнейшая часть  его структуры, они присутствуют в любом социальном конфликте. Участниками  могут быть различные субъекты социального  поля: отдельные индивиды, малые  и большие социальные группы, организации, государства. Участники конфликта  – это противодействующие стороны. Участники конфликта определяют его сущность. Так, в зависимости от того, кто является участниками данного конфликта, выделяются межличностный конфликт, где противодействующими сторонами оказываются разные части, аспект личности одного человека; конфликт между двумя личностями (коллеги, члены одной семьи и т.п.); конфликт «личность – группа», конфликт между двумя группами – как малыми, так и большими.

Участниками конфликта могут  быть частные, официальные и юридические  лица. Всю совокупность участников конфликта можно разделить на главных (основных) и второстепенных (группа поддержки, другие участники) по степени их участия в конфликтном  взаимодействии.

Микро- и макросреда –  это те внешние социальные условия, в которых находятся и действуют  все участники конфликта и  в которых возник данный конфликт. Социальная среда как комплекс условий  возникновения и развития конфликта  включается в себя не только ближайшее  окружение, но и те социальные группы, в которые входят участники конфликта. Рассмотрение и учет этих условий  дают возможность понимания содержательной стороны целей и мотивов сторон, а также степени их зависимости  от этой среды.

 

 

 

    1. Периоды и этапы развития конфликта

Конфликт как явление  имеет свои временные границы  – начало и конец, и это отличает его от околоконфликтных явлений. Этапы, из которых состоит конфликт, отражают его динамику. Динамика любого конфликта  выражена следующими этапами: начало, развитие и завершение конфликта, а  также предконфликтный и постконфликтный  периоды, которые являются латентными. Период собственно конфликта называется скрытым периодом. Общая модель динамики конфликта представлена в приложении 1.

Информация о работе Конфликты и его типы, управление конфликтной ситуацией