Конфликты как барьеры в педагогическом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:11, реферат

Описание работы

Человек - существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося.

Содержание работы

Введение
Основная часть: Конфликты как барьеры в педагогическом общении
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

конфликты как барьеры в педагогическом общении.docx

— 24.87 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное  государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине  педагогическая психология

На тему «Конфликты как барьеры в педагогическом общении»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

21 группы заочного отделения 

Сатемирова Раушан Аягановна

Проверил: Ожогова Е.Г

доцент

 

 

 

 

Омск 2013

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Основная часть: Конфликты как барьеры в педагогическом общении
  3. Заключение
  4. Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек - существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося. Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение, осуществляемое в рамках школы. Поэтому изучение конфликтов - их появление, развитие, причины, разрешение - становится очень востребованным. Не случайно в школах уже не обойтись без помощи психологов, которые могут грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию. В какой-то степени модной становится профессия конфликтолога, все больше приобретающая популярность.           Наиболее крупными исследователями в данной сфере являются А.А. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, М.М. Рыбакова.      М.М. Рыбакова исследует типичные конфликтные ситуации между учителями и учениками. Она выявляет причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают в них учителя, поскольку считает, что источником большинства конфликтов являются сами учителя.     В своих исследованиях А.А. Леонтьев рассматривает общение учителя с учащимися. Насколько он их понимает, как говорит с ними, слушает их, во многом зависит успешность обучения и воспитания. А.А. Леонтьев показывает те качества и умения учителя, без которых невозможно создать благоприятные условия для педагогического общения.

 

 

 

 

Конфликты как барьеры в педагогическом общении

Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка. Г. В. Ушаков выделяет три аспекта профилактики пограничных стрессовых переживаний: социальный, психологический и медицинский. Остановимся на них подробнее.        Под социальным аспектом профилактики пограничных психических расстройств понимают создание средовых общественных условий, которые сокращают или исключают психотравматизм человека. При этом не следует упрощать задач создания профилактирующих условий. Их разнообразие и степень разрешимости весьма многоплановы. Что-то поддается оперативному устранению, на что-то требуются значительные социальные и личностные усилия. Если конфликты на работе и в семье могут разрешаться быстро, то ликвидация материальных трудностей и лишений, унизительные жилищно-бытовые условия, безработица могут принять форму долговременных и труднопреодолимых стрессогенных факторов.  Психологическая профилактика пограничных нервных расстройств означает реализацию мер, где главным действующим лицом выступает сам человек. Активное участие индивида в коррекции образа жизни и поведения составляет основу психологической профилактики психотравм. К числу ведущих профилактических мероприятий относят а) психопрофилактику до- и послеродового периода, упорядочение межличностных отношений, обеспечение групповой совместимости в семье, установление совместимости в учебно-воспитательном коллективе, научную организацию труда, устранение перенапряжения, переутомления, ликвидацию профессиональных вредностей, психологическую подготовку к нейтрализации стрессоров, дезактуализацию стрессоров. К числу педагогических условий можно отнести воспитание адекватного обстоятельствам уровня притязаний личности, создание психологически здоровой атмосферы в референтной группе индивида, использование психологических ценностей взаимообогащения в коллективной деятельности.   Медицинская профилактика пограничных нервно-психических расстройств, в свою очередь, может реализоваться благодаря таким мероприятиям, как система психического оздоровления и пропаганды основ медико-стрессологических знаний среди населения и, особенно среди учащихся и педагогов. Разработан довольно разнообразный комплекс первичной медицинской профилактики невротических расстройств. К ним относятся проведение массового методически продуманного психогигиенического просвещения с учетом возрастных и половых особенностей групп населения. Медицинские рекомендации по поводу выбора видов активного отдыха и организованного досуга.    В число профилактических мероприятий на уровне пожеланий и медицинских предписаний относятся и такие, как тщательное наблюдение за беременными женщинами, предупреждение возникновения невропатий, содействие ликвидации внутрисемейных конфликтов и другие.     В настоящее время в теории и практике педагогики накоплен значительный запас фактов и наблюдений для попытки ставить вопрос об оформлении теоретического направления - педагогической конфликтологии, как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических. Там, где понятие конфликта и не обсуждается, фигурируют его терминологические аналоги: «противоречие», «антагонизм» и другие.       Следуя принципу синергического рассмотрения проблемы конфликтов в педагогическом труде и учитывая всепроникающий характер этого феномена человеческой деятельности, подойдем к понятия конфликта со стороны его трактовки в различных областях знаний. Как же определяется понятие «конфликта» в различных науках?     Конфликт по словарю С. И. Ожегова - столкновение, серьезное разногласие, спор. «Советский энциклопедический словарь» (1984) это же понятие определяет почти так же, т. е. как столкновение сторон, мнений, сил. В «Философском энциклопедическом словаре» (М. 1983) понятия «конфликт» не включено в состав лексических единиц. Его эквивалент - «противоречие» - определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений. Термин «конфликт» применяется лишь для обозначения острых враждебных столкновений классовых интересов, противоречий.       В «Логическом словаре» Н. И. Кондакова (М. 1975) определение рассматриваемого понятия почти полностью совпадает с приведенными выше. «Конфликт» - это столкновение противоположных сторон, взглядов, мнений, стремлений, интересов, сил. Далее тут же говорится, что конфликт означает разногласия, серьезный спор с далеко идущими осложнениями.   «Социологический словарь» (М., 1991) дает толкование социального конфликта. Авторы определяют социальный конфликт как «предельный случай обострения социальных противоречий». В «Кратком политическом словаре» (М., 1988) определение конфликта в буквальном словесном сочетании повторяет то, что указано выше. Наконец, в словаре «Эстетика» (М., 1989) интерпретируется понятие «художественного конфликта». Оно определяется как прямое или опосредствованное отражение искусством жизненных противоречий.           В целях дальнейшего приближения к понятию «педагогического конфликта» целесоо6разно рассмотреть его толкование на научном уровне. Интерес представляет собой работы, посвященные теории конфликта. Не вдаваясь в подробности, подчеркнем ее основные положения в тезисной форме.               Социальный прогресс неразрывно связан с конфликтами и их разрешением. «Конфликт — это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло». Если природа, по мнению Эйнштейна, сложна, но не злонамеренна, то с конфликтами дело обстоит иначе. Конфликтующие силы могут быть злонамеренными, доброжелательными или нейтральными. Как отмечают авторы известной научной монографии «Введение в теорию конфликта», современная наука не идет дальше прагматично узкого или декларативного освещения теории конфликтов. Конфликт как социальный или технический феномен присущ сложным системам. Конфликтность и слабо предсказуемость — существенное свойство сложных систем. Следовательно, рассмотрение конфликтов в педагогической сфере имеет смысл только тогда, когда они анализируются как атрибут функционирующей и развивающейся педагогической, дидактической, управленческой других систем. А такие параметры систем, как слабая предсказуемость отдаленных последствий, может быть с полным основанием отнесена к образовательно-воспитательной системе, системе работы школы, вуза, института повышения квалификации педагогов.   Специалисты по теории конфликтов считают возможной при исследовании и управлении конфликтами их метизацию. Конфликт определяется как «способ взаимодействия сложных систем». Он может служить фактором разъединения и объединения конфликтующих сторон. Конфликты двух систем могут приводить к образованию надсистемы, которая представляет собою новую целостность. В управлении системами, вступающими в конфликт, существенное значение имеет дефицит информированности конфликтующих о состоянии друг друга. Важнейшим гносеологическим инструментом могут служить системные модели, которые могут строиться на уровне их генерализации, сложных конструкций при возможности их экспериментальной проверки. Одним из типичных социальных явлений, социальных конфликтов выступает столкновение между нормативными предписаниями и реальным положением дел. Приведем еще несколько утверждений теоретиков конфликта:

1. Конфликт - главный имманентный  фактор прогресса.

2. Возрастает число крупномасштабных  конфликтов, требующих эффективного  решения в сжатые сроки.

3. Конфликтно есть нечто  исключительное. Это не конфронтация. Это способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных  систем. Т. е. вполне нормальное явление.

4. Понятийный аппарат  К. включает такие периферийные  термины, как «качество», «эффективность', «процесс», «сила». К ним примыкают  специальные понятия из социальных, психологических, технических наук.

5. Конфликт может нарушать  порядок, поддерживать порядок, устанавливать новый порядок.

6. Современная концепция  конфликтов охватывает сферы: ноосферу, биосферу, атмосферу, техносферу, живую и неживую материю.

7. Предлагаются два пути  системного исследования конфликта  с применением математического  аппарата. Первый предполагает описание  взаимодействия систем в общем  виде с учетом всех существенных  факторов. Зафиксировать характеристики  конфликтующих сторон, причины, механизмы, ход, исход конфликта. В результате  образуются крупные модели, дающие  многоплановый результат. Второй  путь исследования конфликта  представляет собой проникновение  аналитика в предварительно выделенные  факторы конфликта и построение  простейшей модели для оценки  весомости причин и последствий  столкновения.

8. Конфликт означает борьбу  за достижение конкретных целей  конфликтующих сторон. Существуют  общие законы, на основании которых  развиваются процессы противоборства.

9. Проблема конфликта  раскрыта в обширной научной  литературе, однако, как подчеркивают  авторы аннотируемого источника  по теории конфликта, единого  согласованного и общепринятого  определения конфликта не существует.

10. Конфликты, даже будучи  типовыми, всегда ситуационные и

уникальны.

 

11. Конфликт - сложная система  противоборства со слабо предсказуемым  поведением конфликтующих.

12. В условиях научно-технического  прогресса происходит изменение  эргатических систем, («эргатическая»  означает единство индивида социума  и техники). Некоторые специалисты  по конфликтологии считают, что  и в человеке имеют место  явления эргатичности поведения  и мышления.

13. Важнейшим фактором  формирования единой генерализованной  модели конфликта является информативность  процессов и явлений в условиях  конфликтного взаимодействия. Определенное  значение для понимания конфликтов  в педагогических системах имеют  теоретические описания социальных  конфликтов. Один из вариантов  моделирования социальных конфликтов  дан в комментируемой монографии. Авторы выдвигают в качестве  конфликтующих систем ситемы  действий «функционеров», «интеллектуалов», «руководителей». Основным полем  противоборства назван «бюрократизм»  этих трех категорий взаимодействующих  лиц. Социальный конфликт протекает  в трех сферах: индивидуальной, общественной  и технической. Если между критериями  всех трех сфер наступает единство, конфликт исключается.   Таковы основные характеристики конфликтов с точки зрения теоретиков конфликтологии. Для того, чтобы опуститься на землю со столь абстрактных высот отражения противоборства систем как естественной формы их жизнедеятельности, можно воспользоваться известными приемами модальной логики и наложения вышеприведенных концептуальных утверждений о сущности конфликта на педагогические системы, предметы, объекты. В результате можно получить ответ на вопрос, является ли выдвинутая модель конфликта универсальной и работает ли она при, попытке описать педагогические конфликты.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Невозможно ожидать от школьников способности от природы к умению к психологической и нравственной самореализации.    Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.        Организация эффективного педагогического взаимодействия требует высокого уровня эмоциональной идентификации с объектом воздействия. Необходима разработка индивидуальной лексики приспособления к объекту воздействия, приемы их чередования, уместность использования. На основе программы педагогического тренинга, указанной в приложении, необходимо в каждом конкретном конфликте стремиться развивать плодотворные стороны собственно педагогического общения и вести борьбу с негативными наслоениями в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – Л., 1987.
  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
  5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
  6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997.
  8. Левитан К.М. Культура педагогического общения. – Иркутск: Изд. Иркутского университета, 1985. 102 с.
  9. Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989, 216 с.

 

 

 


Информация о работе Конфликты как барьеры в педагогическом общении