Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:23, доклад
Все родители сталкиваются с ситуациями, когда ни конфронтации, ни изменения в окружающей обстановке не способны изменить поведение ребенка. Он продолжает вести себя в противоречии интересам родителя. Во взаимоотношениях между родителями и детьми такие ситуации неизбежны, поскольку ребенку «необходимо» вести себя определенным образом, даже если ему дали понять, что его поведение противоречит интересам родителя.
Дочь не желает уступить чувствам своих родителей и отказаться от намеченной поездки с группой друзей на море. Она во что бы то ни стало хочет ехать, хотя и слышит насколько это неприемлемо для ее родителей.
в подростковом возрасте.
Все родители сталкиваются с ситуациями, когда ни конфронтации, ни изменения в окружающей обстановке не способны изменить поведение ребенка. Он продолжает вести себя в противоречии интересам родителя. Во взаимоотношениях между родителями и детьми такие ситуации неизбежны, поскольку ребенку «необходимо» вести себя определенным образом, даже если ему дали понять, что его поведение противоречит интересам родителя.
Дочь не желает уступить чувствам своих родителей и отказаться от намеченной поездки с группой друзей на море. Она во что бы то ни стало хочет ехать, хотя и слышит насколько это неприемлемо для ее родителей.
Такие конфликты между интересами родителя и интересами ребенка часто происходят в каждой семье. Конфликт начинается с несущественных различий во мнениях и перерастает в настоящее сражение. Эта проблема во взаимоотношениях не принадлежит исключительно ребенку или родителю. В нее вовлечены оба, так как задеты интересы той и другой стороны.
Конфликт – это момент истины во взаимоотношениях, проверка их на прочность; это кризис, которому суждено либо ослабить, либо укрепить их; это событие, которое может повлечь за собой длительные обиды, тлеющую враждебность, психологические шрамы. Конфликты могут оттолкнуть людей друг от друга, а могут и соединить их в более тесном и близком союзе; они могут приводить как к вооруженному противостоянию, так и к более глубокому взаимному пониманию.
Когда сосуществуют любые два человека (или группы людей), конфликты неизбежны, так как все люди разные, думают по-разному, имеют разные потребности и испытывают разные желания, предметы которых не всегда совпадают.
Поэтому конфликт вовсе не обязательно рассматривать как нечто плохое – он существует как реальность любых взаимоотношений. Более того, взаимоотношения без явного конфликта могут быть гораздо более нездоровыми, чем те, в которых конфликты происходят часто.
Хорошим примером являются взаимоотношения между родителем и ребенком, в рамках которых ребенок трепещет перед родителем и не смеет перечить ему даже в малом.
Большинству людей известны семьи, особенно большие семьи, в которых конфликты назревают постоянно, и тем не менее эти семьи живут на удивление счастливо. И наоборот: мне случалось читать немало статей о молодых людях, которые совершили преступление и родители которых были в полном недоумении, как только их мальчик мог такое совершить? У них никогда не было с ним проблем, он всегда был таким послушным.
Конфликт в семье, когда он открыто выражен и воспринимается как естественное явление, намного здоровее для детей, чем полагает большинство родителей. В таких семьях ребенок, по крайней мере, имеет возможность испытать конфликт, научиться с ним справляться и быть лучше подготовленным к подобным ситуациям в дальнейшей жизни.
Подростковый возраст – время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он очень бурный, протекает с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто семья вступает в период семейной лихорадки.
Начинается психологическое отделение подростка от родителей, противопоставление им. Подросток может быть грубым, резким, критиком родителей и других взрослых. Это как бы плата родителей за свою позицию. Непогрешимость родительского авторитета, не замеченное нечто в ребенке низвергает с пьедестала эту непогрешимость, отражает все в кривом зеркале. подростку нужен не моралист, а друг-учитель, человек, который сможет понять переживания юной души и не осудить, а помочь разобраться.
Подростковый возраст часто выявляет не готовность родителей принять своего ребенка всерьез, как человека, имеющего свои взгляды и мнения. Мы говорим: «Я его понимаю, а он меня нет». Но это первое заблуждение. Мы его не понимаем. Мы ждем извинений за обидные слова, мы не можем признать, что мы не поняли, погорячились, наговорили лишнего и обидели его, не поняли. В ответ же мы чаще говорим или кричим: «Как ты можешь!?» назревает конфликт, но как его охарактеризовать. Кто все же конфликтует: дети с родителями или родители с детьми. Этот вопрос каждый должен решить для себя однозначно. Но лучшим решением было бы обоюдное признание своей горячности в данный момент. Ведь пламя разгорается от искры, а чем больше искр, тем быстрее оно вспыхнет.
Хотелось бы затронуть некоторые типичные конфликтные ситуации, которые обостряются в подростковом возрасте.
Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и подростками является понятие взрослости, т.е. статус подростков в мире социальных отношений: «еще не взрослый, но уже не ребенок».
В сравнении со взрослым, ребенок «несовершенен» - несобранный, нецелеустремленный, не способный к систематическим усилиям. В сравнении с ребенком – опять несовершенен и наиболее ярко это несовершенство, если в семье есть младший – все – подчиняющийся, верящий в авторитет родителей. Физический облик подростка малопривлекателен – нескладный, угловатый, прыщавый. И тут еще: неопрятный, неаккуратный, не хочет следить за собой, не выполняет элементарные гигиенические требования.
Уже большой, а уроки сам не приготовит, чашку за собой не помоет, лентяй, по дому не помогает. Картина печальна. Налицо и на лице все недостатки, несовершенство, чуть ли не пороки. А положительные качества подростка в изгнании, их не замечают, так пороки стали непроходимыми горами.в родителях в такой момент сочетаются сверхтребовательность с эмоциональной холодностью, отвергнутостью.
Требовательные как ко взрослому, а относятся как к ребенку. Вам бы самим понравилось такое отношение? Где же золотая середина? Как только родители признают заслуги их ребенка, они оценят его по взрослому.
Научиться уважать нужно было еще маленького человека, а теперь нужно и продемонстрировать свое уважение, умение признать свои промахи и ошибки. Вы ведь взрослые.
Иногда родители, чаще матери не хотят признавать взросление ребенка. Это проявляется в сверх-заботе о нем.
Основа такого отношения закладывается еще задолго до подросткового возраста, в раннем детстве или младенчестве. Страх за жизнь своего чада, постоянная опека. Все делаем вместе, причем львиную долю – родители. И в то же время жалуемся – робкий, безынициативный, ничего не помогает, безответственный – это всплывает каждый раз в подростковом возрасте.
Но чуть что, родитель старается все сделать сам, самостоятельность ребенка не поддерживается, а при ошибках и вовсе отменяется.
Ну какая инициатива может быть, лучше покорно согласиться с мамой.
Сверхопека и сверхконтроль становятся тормозом для развития самостоятельности, самоконтроля, уверенности в себе , инициативы. Желая воспитать «настоящую женщину – истинную леди», в действительности общаемся с малышом. Эта родительская слепота может быть обусловлена бессознательным стремлением сохранить эмоциональную близость, какая была в раннем детстве. Результаты – полная взаимозависимость, отчасти удобная обоим: мама чувствует себя нужной, неодинаковой, а ребенок, чаще сын, удовлетворяет свою потребность в душевном контакте и безопасности. Ребенок ждет указаний, а родителя, уже начинает раздражать такая зависимость. Но тот факт, что эти черты личности подростка воспитал именно он сам, и продолжает способствовать их развитию, не замечается.
Нередко случается, когда в силу разных причин родитель видит в ребенке единственн6ое близкое ему существо – свое второе «Я». Но при неспособности ребенка реализовать эти родительские ожидания родительская любовь становится тяжелым бременем для обоих, подросток отчуждается от родителя. Катастрофа еще очевидней, если сам родитель стал когда-то жертвой второго «Я» своих родителей, но вполне смирился, подстроился пол такую позицию. Здесь становятся под сомнение семейные воспитательные традиции, которые не смогли учесть индивидуальность ребенка. Отказ от традиции сложен еще и тем, что в каком-то смысле означает признание собственной несостоявшейся судьбы, требует нового жизненного сценария с совершенно иными жизненными целями. Не многие способны на такой шаг, но если вы решитесь, может оказаться, что приобретения гораздо выше потерь.
Вы проявили неуважение прав подростка на самостоятельность? Получите конфликт.
Подросток интуитивный психолог, он чувствует. Что утвердить свою значимость можно через утверждения своего права собственности на многие вещи. «Мое» - подразумеваются личные душевные переживания, которыми не хочется делиться с родителями, увлечения и интересы подростка, друзья, разговоры и прочее, то, что касается только его. Подростки большие собственники, чем их родители. Они знают, что реальная власть у того, в чьих руках собственность, даже в семье. А родители считают, что могут распоряжаться судьбами детей потому, что они их родители и навечно приобрели право собственности. Исполненные осознания своих прав, мы редко уважаем права других. Образно говоря, подростку хочется повесить на свою дверь и на свою душу табличку «Посторонним вход воспрещен!» Но взрослый не видит или не хочет видеть это, и с легкостью туда вторгается. Подросток замыкается. Иногда даже буквально, закрывается в своей комнате, и агрессивно относится к посягательствам на свою душу. В семье, где не уважают границы личного пространства каждого, такие конфликты - явление обычное. И если в семье все посвящены в жизнь другого – замкнутость подростка не понимается.
На минутку отойдите от такого стиля, взгляните на это другими глазами. Ведь на работе Вы не выносите свою душу на всеобщее обозрение. Поймите в этой ситуации ребенка и его желание иметь тайну в ларце, ключ к которому Вы не станете подбирать.
Еще одна типичная ситуация - конфликт родительского авторитета, чаще всего отцовского. Многие отцы хотят воспитать сына настоящим мужчиной. Себе подобным. Увы, самое первое, что упускается из виду, что не бывает идеальных людей. Принятие себя, как идеального эталона для воспроизведения вряд ли разумно. Тем более еще и требование от ребенка абсолютного подражания одному из родителей. Так стремление сделать сына настоящим мужчиной иногда вытекает из неосознанной неуверенности в собственной мужественности. Т.о. родитель неосознанно пытается компенсировать собственный (вымышленный или реальный недостаток) через собственного ребенка. И естественно возникают претензии к подростку подобного рода: безынициативен, не интересуется и пр. одновременно родитель критикует малейшие проявления слабости , высмеивает, никогда не хвалит (А за что?), зато за промахи – бьют кнутом по самолюбию. Не просто дисбаланс поощрений и наказаний, а тотальное клеймение поступков и лишение отцовского уважения.
Это особенно ранит подростка, появляются мысли о полной непостижимости мужского идеала, т.е. отца (Я в твои годы…Я на твоем месте…) и собственной никчемности. Как тут оспорить, как отстоять свое мнение?
Внешне такой подросток не вызывает жалоб на свое поведение: послушен, тактичен, выполняет все требования, хороший сын. А внутренне – бунтарь, бессильный, яростный, обидчивый, в мучительных безысходных мыслях барахтается один, но этого никто не видит…
Изменить отношение к подростку в данном случае родитель может только изменив себя, став более уверенным в себе. Родитель будет более терпим к сыну если сможет проявить уважение и принять в нем черты, у отца отсутствующие. А подросток сможет ощутить, что он не так уж и виноват в том, что не такой, как отец: станет безболезненно проявлять свои вкусы и интересы.
Информация о работе Конфликты между родителями и детьми в подростковом возрасте