Конфликты с родителями в старшем подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы состоят в следующем:
• Рассмотреть особенности подросткового возраста;
• особенности стилей воспитания и взаимоотношений с родителями;
• пути решения конфликтов.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………………… 3
Особенности подросткового возраста………………….…………….. 4
Подростковый кризис……………………………………….………..... 5
Влияние родителей на подростков…………………………………… 6
Влияние семьи на формирование личности подростка……………… 7
Стили отношений в семье…………………………….……………….. 8
Механизмы воздействия на подростков……………….……………… 10
Пути решения конфликтов……………………………….…….……..…13
Заключение……………………………..………………………………… 14
Список литературы………………………………….……………..…..… 15

Файлы: 1 файл

Курсовая 24.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелеховский  лицей» 
 
 
 
 

Конфликты с родителями в  старшем подростковом возрасте 

Курсовая  работа 
 
 

                    
 
 
 

                Выполнила:   

                Смирнова  Лариса Геннадьевна

                гр. 21-21 
                 

Шелехов - 2011

Содержание

 

Введение………………………………..……………………………… 3

Особенности подросткового  возраста………………….…………….. 4

Подростковый  кризис……………………………………….………..... 5

Влияние родителей  на подростков…………………………………… 6

Влияние семьи  на формирование личности подростка……………… 7

Стили отношений  в семье…………………………….……………….. 8

Механизмы воздействия  на подростков……………….……………… 10

Пути решения  конфликтов……………………………….…….……..…13

Заключение……………………………..………………………………… 14

Список литературы………………………………….……………..…..… 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Я решила выбрать  именно эту тему для курсовой, так как на мой взгляд она очень актуальна и она затрагивала всех. Каждый из нас был когда-то подростком, будет подростком или еще является им.В подростковом возрасте общение с родителями начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости, и подростки считают, что уже полностью самостоятельны и полностью отказываются слушать родителей, в следствии чего они попадают в дурные компании, скатываются по учебе, приобретают плохие привычки. Родители пытаясь отгородить от всего этого своего ребенка, принимают иногда суровые меры. На почве всего этого возникают конфликты.

 Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. 

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

  • Рассмотреть особенности подросткового возраста;
  • особенности стилей воспитания и взаимоотношений с родителями
  • пути решения конфликтов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности подросткового возраста

Переходный возраст - это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация (освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах ) может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители, или на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную логику.

В основе эмоциональной  привязанности ребенка к родителям  первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции. 
 
 
 
 

Подростковый  кризис

В 12—14 лет в  психологическом развитии многих детей  наступает переломный момент, известный  под названием «подросткового кризиса». Внешне, это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростковый  кризис является пиком переходного  периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает,. что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Подростковый  кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

Подростковый  кризис, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать  самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.

Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого  человека. Их не устраивает отношение  к себе как к детям, они хотят  полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют. 
 
 

Влияние родителей на подростков

В глазах ребенка  мать и отец выступают в нескольких ролях:

  • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
  • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
  • как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Общая закономерность состоит в  том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными.

«Значимость»  для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Однако взаимоотношения  старшеклассников с родителями часто  обременены конфликтами и их взаимопонимание  оставляет желать лучшего. Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.

Влияние семьи на формирование личности подростка

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.

В случаях, когда  взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они  выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стили отношений в семье

Частота возникновения  и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны  с существующим в семье типом  родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.

В литературе принято  выделять два основных стиля отношений  в семье, а значит и два стиля воспитания: "авторитарный" (традиционный) и "свободный" (современный). Обновление жизни в различных обществах сопровождается переходом от традиционного стиля к современным образцам семейного воспитания.

Авторитарный  стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы "снизу", подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал "авторитет подавления" как "самый страшный сорт авторитета".

Свободный стиль  отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс  воспитания характеризуется:

  • большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка;
  • более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей;
  • увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.

Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обществе "современных" детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников

Влияние семьи  на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить, поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.

Сегодня специалисты  отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. "Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда".

Исследователи утверждают, что семья в современной  России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как:

Информация о работе Конфликты с родителями в старшем подростковом возрасте