Конформность:факторы,виды,функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Любая группа состоит из людей, обладающих как биологическими, так психическими параметрами. Следовательно, один подход будет заключаться в том, чтобы, исследуя отдельных членов вне связи с их общей деятельностью, прогнозировать процессы в группе, другой - чтобы учитывать возможности реального использования психологического потенциала каждого входящего в него индивида.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………… стр. 3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПОНЯТИЕ КОМФОРМНОСТИ, ЕГО РОЛЬ, ФАКТОРЫ И ВИДЫ…………………………………………………………. стр. 5-6
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФОРМНОСТИ…………………………………………...стр.7-12
3. ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ ………………………………… стр. 13-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….…стр. 17-18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………... стр. 19

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей и клинической  психологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология  группы»

тема «КОНФОРМНОСТЬ:ФАКТОРЫ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ».

 

 

 

Студентки 2 курса

специальности- соц.-пед. деятельность

гуманитарного факультета

заочной формы обучения.

адрес: г.Минск, ул. Чкалова, д.13, кв.19

тел.( 8029) 8708779                Русевич Анастасии Леонидовны.

 

Преподаватель:                                                   Бойко Марина Сергеевна.

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………  стр. 3-4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ПОНЯТИЕ КОМФОРМНОСТИ, ЕГО РОЛЬ, ФАКТОРЫ И ВИДЫ…………………………………………………………. стр. 5-6

2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  КОНФОРМНОСТИ…………………………………………...стр.7-12

3. ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ ………………………………… стр. 13-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….…стр. 17-18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………... стр. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая группа состоит из людей, обладающих как биологическими, так психическими параметрами. Следовательно, один подход будет заключаться в том, чтобы, исследуя отдельных членов вне связи  с их общей деятельностью, прогнозировать процессы в группе, другой - чтобы  учитывать возможности реального  использования психологического потенциала каждого входящего в него индивида. Но главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.

Важнейшим из таких процессов является сам процесс образования малых  групп. Он задается, как правило, внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая  группа.

Как осуществляется психологическое  оформление только что возникшей, заданной внешними обстоятельствами, группы? На этом пути возникают две возможности  для исследований. Первая - когда  исследуется вопрос о принятии уже  существующих норм групповой жизни  каждым вновь вступающим в нее  индивидом. В этом случае, анализ можно  свести к исследованию феномена давления группы на индивида. Вторая, - когда  исследуется становление групповых  норм, ценностей, при условии одновременного вступления в группу многих индивидов  и последующее принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае, анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

Первая возможность в традиционной социальной психологии была реализована  в направлении, получившим название “исследование конформизма”.

Интерес к конформности, как самостоятельной  теме, возник вследствие тех социальных проблем, с которыми столкнулось  общество во второй четверти XX столетия. События в тоталитарных странах, включая проявления экстремизма  и антигуманного поведения, с  одной стороны, и систематического принуждения следовать догмам (т. н. «промывание мозгов») с другой, послужили толчком к необходимости  в проведении различий между личными  и навязываемыми группой убеждениями. Отчасти это мотивировалось надеждой, что личные убеждения людей являются благом, и опасениями, что взгляды  людей могут оказаться подавленными безжалостной силой общества. Процедуры  моделирования отдельных таких  влияний в условиях изолированной  лабораторной среды повлекли за собой  детальный анализ конформности и  группового влияния и способствовали, в конечном счёте, лучшему пониманию  этого социального процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие комформности

Конформность - это согласие в отношении  некоторого свойства, аттитюда или  поведения, основанное на простой принадлежности к группе. Как эмпирическая, так  и концептуальная проблема, конформность заключается в установлении этого  согласия (которое не обязательно  должно быть полным) и демонстрации того, что его бы не было в отсутствие группы. Конформность можно отличать от других понятий по отсутствию одного из этих условий. Если существует согласие в отношении свойств, но оно не зависит от принадлежности к группе (например, если оно является следствием более общих обстоятельств), говорят  об единообразии (uniformity) аттитюдов или  поведения людей. Если согласие достигается  путем принуждения, обещанием вознаграждения или угрозой наказания, говорят  об податливости (compliance). Если единообразие стало настолько прочной частью «Я» человека, что сохраняется  даже после прекращения его членства в группе, говорят об интернализации (internalization); процесс, посредством которого это достигается на протяжении всего  жизненного пути, называется социализацией (socialization). Конформность можно рассматривать  как промежуточную стадию между  поверхностной податливостью и  глубокой интернализацией — как  конфликт между тем, что в действительности представляет собой человек, и тем, к чему обязывает его принадлежность к группе.

Виды

Традиционно выделяют 2 вида конформизма:

  • Внутренний, связанный с реальным пересмотром человеком своих позиций, взглядов.
  • Внешний, связанный с избеганием того, чтобы на внешнем, поведенческом уровне противопоставлять себя сообществу.

 

 

Факторы, влияющие на конформизм

Проявление конформизма  обуславливается множеством факторов. Часть из них были исследованы  экспериментально, например, Соломоном  Ашем. Выделяются следующие факторы:

  • индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее).
  • микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее).
  • ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее).
  • половозрастные характеристики индивида.

 

Роль конформизма

Философ-неофрейдист Эрих Фромм уделил большое внимание тому, что он назвал автоматизирующей ролью конформизма (англ. automaton conformity).

Конформизм, по его мнению, является широко распространённой в  современном обществе защитной формой поведения — человек, использующий конформизм, перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Фромм считает, что это позволяет человеку не испытывать чувства одиночества и тревожности, однако ему приходится расплачиваться за это потерей своего «Я».

 

 

 

 

 

 

Экспериментальные исследования

Наиболее широко известны следующие экспериментальные исследования конформизма:

  • 1935 год — эксперимент Музафера Шерифа.
  • 1951 год — «Эксперимент Аша».
  • 1963 год — «Эксперимент Милграма», он же «Тест Эйхмана».

 

Одно из первых эмпирических исследований конформности было проведено Ф. Олпортом. Он предположил, что конформное поведение  может быть распознано по его распределению, которое соответствует инвертированной J-образной кривой: лишь очень немногие люди отличаются повышенным уровнем  конформности (находясь слева от вершины  распределения); подавляющее большинство  помещается точно на вершине, являясь  причиной всплеска J-распределения; и  меньшинство отклоняется от этой нормы, объясняя удлиненный, но низкоуровневый хвост данного распределения. Эта  гипотеза проверялась им преимущественно  путем наблюдения в полевых ситуациях, таких как представление отчетности по работе, остановка на дорожный знак «Стоп» или пользование святой водой  в католической церкви.

Классические эксперименты по конформности были проведены Музафером Шерифом  и Соломоном Ашем. Эксперимент  Шерифа основывался на φ-феномене, оптической иллюзии, при которой светящаяся точка в темном помещении кажется  движущейся по прямой линии. Шериф показал, что если испытуемый работал в  паре со скрытым помощником экспериментатора, оценки движения которого значительно  превышали оценки самого испытуемого, последний начинал постепенно увеличивать свои оценки и соответственно уменьшать разницу между ними. Тем самым Шериф добился установления некоторой общей «системы отсчета» при оценке величины такого движения. В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее, люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

В 1965 году Стэнли Милграм начинает серию своих известных экспериментов  по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного  мнения на совесть и мораль испытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо известны и подробно описаны в  книгах Д. Майерса «Социальная психология» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в социальную психологию» (1998). Они называют несколько условий возникновения конформизма:

● степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное  или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

● тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;

● численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют  тогда, когда сталкиваются с единодушным  мнением трех и более человек;

● состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными  людьми для человека, в-третьих, члены  группы принадлежат к одной социальной среде;

● ловушка «группомыслия» среди  людей;

● сплоченность: чем больше степень  сплоченности группы, тем больше у  нее власти над своими членами;

● статус, авторитет: люди, имеющие  наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;

● наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться  давлению группы падает;

● публичный ответ: более высокий  уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить  перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности:

 Во-первых, зависимость поведения  человека от мнения и поведения  других людей.

Во-вторых, в конфликте между  сенсорной и социальной информацией  в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более  серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте  между социальной информацией разного  порядка. Например, между прошлым  опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной  стороны, и требованиями группы –  с другой. Процесс выбора между  присоединением к мнению группы и  самодостаточностью, уверенностью в  своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных  экспериментах.

В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному  мнению и поведению человека. Она  формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек  убедился; то есть произошло изменение  его когнитивной структуры, или  он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый  иными мотивами. Первый вариант получил  название рационального конформизма, второй – мотивационного.

С. Аш определял конформизм как  «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы  оптимизировать процесс адаптации  к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

Информация о работе Конформность:факторы,виды,функции