Консультирование суицидальных клиентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Суицидальные тенденции — более общее понятие, которое включает суицидальные побуждения, замыслы, намерения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом. Понятие абортивной суицидальной попытки отсылает к случаям, когда индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта. Наконец, под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных самому себе повреждений.

Файлы: 1 файл

суицидик.docx

— 20.79 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ:

 

  К сожалению, не найдя выхода из сложной ситуации, человек задумывается о том, как бы избежать ситуации вообще. "Нет мнения - нет проблемы", - такова логика рассуждений людей, выбирающих суицид, как форму решения сложной жизненной ситуации.

  Каждую минуту в мире кто - то предпринимает попытку преднамеренно лишить себя жизни. Эти попытки 60 - 70 раз в день заканчиваются смертью. Однако истинных суицидов всегда больше. Считается, что в среднем на одну попытку, закончившуюся смертью, приходится 30 - 40 попыток, которые к смерти не привели.

  С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации.

  Россия входит в число стран с очень высоким числом суицида - 50 на 100 тысяч населения.

  Суицид является способом разрешения, накопившегося психологического кризиса. Кризис может возникнуть и внезапно, но гораздо чаще внутреннее напряжение накапливается постепенно, накладывается одно на другое, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью, и кризис личности оказывается настолько сильным, что весь предыдущий жизненный опыт не может подсказать человеку иного выхода из ситуации, котора.

 

 

  Основным понятием в суицидологии является понятие суицида (от лат. sui -себя, caedo — убивать, уничтожать); под ним понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознанно. Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею конфликта.

        Принято  различать следующие формы суицидального  поведения: суицидальные мысли,  тенденции, суицидальные попытки  и завершенные суициды. Под  суицидальными мыслями понимают  мысли о смерти, суициде или  серьезном самоповреждении. Суицидальные  мысли являются относительно  распространенным феноменом и  встречаются гораздо чаще, чем  суицидальные попытки и завершенные  суициды. Если суицидальные переживания  отмечаются у индивида более  12 месяцев, принято говорить о  хронических суицидальных тенденциях.

        Суицидальные  тенденции — более общее понятие,  которое включает суицидальные  побуждения, замыслы, намерения,  когда человек испытывает позывы  к самоубийству. Термин суицидальная  попытка обозначает попытку нанести  повреждение самому себе или  совершить самоубийство, не закончившуюся  летальным исходом. Понятие абортивной  суицидальной попытки отсылает  к случаям, когда индивид близок  к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения  непосредственно перед совершением  суицидального акта. Наконец, под  завершенным суицидом понимают  смерть от нанесенных самому  себе повреждений. 

Женщины чаще совершают попытки самоубийства, избирая при этом менее мучительные и болезненные способы, чем мужчины; однако у мужчин суицид чаще носит завершенный характер. Объяснение этого факта, возможно, таится в методах самоубийства: женщин обычно больше интересует вопрос о том, что произойдет с их телом после смерти, их больше волнует эстетика самоубийствами.

 

 

 

 

 

ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

Предупреждающие знаки:

- сниженное настроение;

- нарушения сна, режима  питания; 

- злоупотребление алкоголем,  наркотиками; 

- саморазрушительное поведение; 

- разговоры о смерти, обращение  к песням, стихам, литературным произведениям,  в которых говорится о самоубийстве, смерти жизни после смерти;

- социальное отчуждение;

- снижение внимания к  себе (неопрятность, неряшливость, прогулы);

- резкое изменение состояния  - например, внезапное просветление после периода длительной депрессии;

- резкие изменения в  поведении - человек, который был  застенчивым и тихим, внезапно  становится шумным и экстравагантным,  а тот, кто был общительным  и дружелюбным, отстраняете - от  людей; 

- приведение дел в порядок  - составление завещания, улаживание всех мелких ссор с друзьями и соседями, раздача долгов, устройство на попечение домашних животных. Для подростка - раздаривание любимых кассет, книг, безделушек;

- разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации.

 

Факторы, увеличивающие риск:

- суицидальные попытки  в прошлом; 

- годовщины утрат, 

- переживание потери;

- алкоголизм;

- смертельные болезни  (СПИД, рак);

- психическое заболевание. 

Группа риска:

- лица живущие одни;

-алкоголизм;

-перенесение больную  утрату;

-имеющие соматические  заболевания,чаще приклонного возраста;

-одинокие мужчины;

-разведённые мужчины,  не имеющих детей старше 40 лет;

-национальные менщинства  склонные к дереализации;

-трудовые перенапрежения;

-физическое истошение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с клиентом с  суицидальными намерениями.

  Разумеется, человек может быть печальным и не собираться покончить с собой, а составление завещания может означать только сознание ответственности перед семьей и ничего более. Но сочетание нескольких разных признаков может настораживать. Клиенту не всегда легко прямо сказать о своих намерениях, он может бояться, что его не поймут, будут упрекать, уговаривать, насмехаться.

  Если у консультанта в процессе разговора появляется предположение, что клиент имеет суицидальные намерения, необходимо задать прямой вопрос, назвав вещи своими именами. Это покажет человеку, что консультант принимает его, не испытывает страха или неприязни.

Например:

- «Я услышал, вы сказали,  что так жить дальше невозможно…» 

- «Меня беспокоит ваше  состояние…» 

- «Я хочу узнать, не  думаете ли вы о самоубийстве...» 

Если у человека нет  подобных намерений, он просто даст отрицательный  ответ. Если он признает, что думает о самоубийстве, можно определить степень суицидальной опасности, ориентируясь на следующие критерии:

- степень разработанности  плана, конкретизация деталей; 

- степень летальности; 

- доступность средств. 

Что делать дальше.

 

 

Прежде всего, дать возможность  человеку говорить о своих чувствах, демонстрируя понимание и принятие. Важно определить, какую проблему пытается человек решить с помощью  суицида, какую потребность он хочет  удовлетворить таким образом - это  желание обрести покой, избавиться от боли, выразить свою злость, наказать кого-то, заставить прислушаться к  себе или попросить о помощи? Консультанту важно «прочитать» скрытое сообщение. Быть может, есть другой путь получения желаемого. Если невозможно полностью разрешить проблему, может быть, можно сделать что-то, что принесет хотя бы временное облегчение.

Часто начинающие консультанты задаются вопросом: «А если клиент убедит меня в том, что самоубийство действительно  самый лучший для него выход?»  Но клиент обращается к консультанту не для того, чтобы посоветоваться о том, стоит ли ему умирать. И  мы не судьи, которые могут решить его судьбу и сделать за него выбор. Задача консультанта в этом разговоре, как и в любом другом, слушать  клиента, понимать и принимать его  чувства. Но, разумеется, окончательный  выбор, как и в любой другой ситуации, делает сам клиент.

 

 

 

Чего не надо делать

 

1. Не впадайте в замешательство  и не выглядите шокированным.

 

2. Не пытайтесь спорить  или отговаривать от суицида,  вы проиграете спор.

 

3. Не пытайтесь преуменьшить  боль, переживаемую другим. Высказывания  типа: «Нет причин лишать себя  из-за этого» лишь показывают  человеку, что вы не понимаете  его. 

 

4. Не пытайтесь улучшить  и исправить состояние клиента.  Ему больно, и важно показать, что вы это понимаете. 

 

5. Не предлагайте простых  ответов на сложные вопросы.  Принимайте проблемы человека  серьезно, говорите о них открыто  и откровенно, оценивайте их значимость с точки зрения этого человека, а не со своей собственной или общепринятой.

 

6. Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе, ты должен быть благодарен  судьбе за всё, что имеешь!»  Эти слова не решат проблемы, а усугубят у человека чувство  вины, поэтому они могут принести  только вред.

 

7. Никогда не обещайте  держать план суицида в секрете.  

я стала для человека просто невыносимой.

 

 

Выявление суицидальных намерений 

 

Предупреждающие знаки 

 

• Сниженное настроение

 

• Нарушения сна, режима питания 

 

• Злоупотребление алкоголем, наркотиками 

 

• Саморазрушительное поведение 

 

• Разговоры о смерти, обращение к песням, стихам, литературным произведениям, в которых говорится  о самоубийстве, смерти, жизни после  смерти

 

• Социальное отчуждение

 

• Снижение внимания к себе (неопрятность, неряшливость, прогулы)

 

• Резкое изменение состояния - например, внезапное просветление после периода длительной депрессии 

 

• Резкие изменения в  поведении - человек, который был  застенчивым и тихим, внезапно становится шумным и экстравагантным, а тот, кто был общительным и дружелюбным, отстраняется от людей.

 

• Приведение дел в порядок - составление завещания, улаживание всех мелких ссор с друзьями и соседями, раздача долгов, устройство на попечение  домашних животных. Для подростка  – раздаривание любимых кассет, книг, безделушек.

 

• Разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации

 

Факторы, увеличивающие риск

 

• суицидные попытки в  прошлом 

 

• годовщины утрат 

 

• переживание имеющей  место сейчас или ожидаемой потери

 

• алкоголизм

 

• смертельные болезни (СПИД, рак)

• психическое заболевание

 

Работа с клиентом с  суицидальными намерениями.

 

Клиенту не всегда легко  прямо сказать о своих намерениях, он может бояться, что его не поймут, будут упрекать, уговаривать, насмехаться. Если у консультанта в процессе разговора  появляется предположение, что клиент имеет суицидальные намерения, необходимо задать прямой вопрос, назвав вещи своими именами. Это покажет человеку, что  консультант принимает его, не испытывает страха или неприязни.

 

Например:

 

«Я услышал, вы сказали, что  так жить дальше невозможно» 

 

«Меня беспокоит ваше состояние»

 

«Я хочу узнать, не думаете  ли вы о самоубийстве» 

 

Если у человека нет  подобных намерений, он просто даст отрицательный  ответ. Если он признает, что думает о самоубийстве, нужно определить степень суицидальной опасности, ориентируясь на следующие критерии: степень разработанности  плана, конкретизация деталей, степень  летальности - доступность средств.

 

Что делать дальше

 

Прежде всего дать возможность  человеку говорить о своих чувствах, демонстрируя понимание и принятие. Важно определить, какую проблему пытается человек решить с помощью  суицида, какую потребность он хочет  удовлетворить таким образом - это  желание обрести покой, избавиться от боли, выразить свою злость, наказать кого-то, заставить прислушаться к  себе, попросить о помощи. Консультанту важно «прочитать» это скрытое  сообщение. Быть может, есть другой путь получения желаемого. Если невозможно полностью разрешить проблему, то может быть можно сделать что-то, что принесет хотя бы временное облегчение. Порекомендовать пойти к психологу, желательно сопроводить и помочь организовать встречу с психологом. Сообщить родителям о состоянии  их ребенка.

 

Чего не надо делать

 

1. Не впадайте в замешательство  и не выглядите шокированным 

 

2. Не пытайтесь спорить  или отговаривать от суицида,  вы проиграете спор.

 

3. Не пытайтесь преуменьшить  боль, переживаемую другим. Высказывания  типа: «Нет причин убивать себя  из-за этого» лишь показывают  человеку. Что вы не понимаете  его. 

 

4. Не пытайтесь улучшить  и исправить состояние клиента.  Ему больно, демонстрируйте понимание  этого. 

 

5. Не предлагайте простых  ответов на сложные вопросы.  Принимайте проблемы человека  серьезно, говорите о них открыто  и откровенно, оценивайте их значимость  с точки зрения этого человека, а не со своей собственной  или общепринятой.

 

6. Не говорите: "Подумай,  скольким людям гораздо хуже, чем тебе, ты должен быть благодарен  судьбе за всё, что имеешь!" Эти слова усугубят у человека  чувство вины, поэтому они могут  принести только вред.

 

7. Никогда не обещайте  держать план суицида в секрете.


Информация о работе Консультирование суицидальных клиентов