Контент-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:21, доклад

Описание работы

Контент-анализ -- это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Бе-рельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Виха-лемм, Б. А. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.

Файлы: 1 файл

контент-анализ.docx

— 21.92 Кб (Скачать файл)

Контент-анализ -- это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Бе-рельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Виха-лемм, Б. А. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.

Его идея очень проста и  повторяет ту, что лежит в основе любого другого количественного  метода в социологии, будь то анкетирование  или наблюдение. Надо сосчитать наиболее часто повторяющиеся слова или  темы, например в газетном материале, и определить, что за этим кроется. Особенность заключается именно в применении статистических процедур для анализа однотипных текстов.

Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д. Когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реальности, которая за ними стоит, -- личных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и др.

Как любой другой социологический  метод, контент-анализ используется не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под который  составлена научная программа, где  четко прописаны цели и задачи, проблема и объект, теоретическая  модель и предмет исследования, выдвинуты  гипотезы и проведены все другие операции, которые требует научный  метод. Когда становится ясным, что  поставленных целей никаким иным способом, как только анализом документов, достичь нельзя, социолог прописывает  все этапы его применения: устанавливает  объект, выделяет единицы анализа, выбирает статистический метод анализа данных, идет в библиотеку за источниками  или садится за Интернет, а потом  ищет, суммирует, считает и интерпретирует. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его  традиционном изучении. Он позволяет  вписать содержание документа в  социальный контекст, осмыслить его  одновременно и как проявление, и  как оценку социальной жизни.

Проведение контент-анализа  требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

1) Классификатор контент-анализа,

2) Протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа,

3) Регистрационная карточка или кодировальная матрица,

4) Инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,

5) Каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение - предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа - ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Выбор объекта и единиц анализа -- чуть ли не самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где мне это искать и как проявляется изучаемое мною явление, событие, процесс.

Единицы анализа

Первым шагом будет  определение системы категорий анализа, вторым -- соответствующая им единица анализа текста, а третьим -- установление единиц счета, т.е. количественной меры единиц анализа (их еще называют индикаторами контент-анализа), позволяющей регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

Единица счета -- количественная характеристика единицы анализа, она фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица.

За единицу счета могут  быть приняты:

1) Частота появления признака  категории анализа;

2) Объем внимания, уделяемого  категории анализа в содержании  текста.

Для установления объема внимания могут быть учтены количество печатных знаков, абзацы, площадь текста, выраженная в физических пространственных единицах. Для газетных и других стандартных  текстов -- ширина колонки и высота высказывания. Для текстов, передаваемых устно, в качестве единицы счета могут использоваться единицы времени.

Единицами счета могут  быть число определенных слов или  их сочетаний, частота упоминаний слов, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь  текста, выраженная в физических величинах, эфирное время и многое другое. Единицы счета «могут и совпадать  и не совпадать с единицами  анализа. В первом случае квантификация  сводится к определению частот упоминания выделенной смысловой единицы по отношению к другим категориям (как  в случае построения индекса самостоятельности  инженеров). Во втором случае единицей счета избирают физическую протяженность  или площадь текстов, заполненную  смысловыми единицами: число строк, абзацев, квадратных миллиметров, знаков, колонок -- в печатных текстах; длительность трансляции по радио или телевидению, метраж пленки при магнитофонных записях».

Роль единиц анализа может выполнять что угодно: темы и проблемы, пропозиции, образы, идеологемы, метафоры, примеры и аналогии, каламбуры, аллитерации, мифологемы, кочующие образы и многое другое, иногда очень экзотическое, скажем, надписи на стенах публичных туалетов. Единицами анализа могут служить, например, упоминания о российских политических деятелях и политических партиях и движениях (фамилии, имена политиков и названия партий). В такой роли могут выступать также фрагменты текста или его признаки, фотографии, за головки, названия профессий, события, города, страны, организации, оценки, суждения на определенную тему и т.п.

Выбор единиц анализа зависит  от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез  исследования. Переход от задачи к  единицам анализа аналогичен процедуре  теоретической и эмпирической интерпретации  понятий и поиска индикаторов. Выяснение того, что считать, т.е. установление единиц анализа, -- главная, решающая, ключевая (или как угодно еще) предпосылка контент-анализа. Допущенные здесь ошибки трещинами разойдутся по всему зданию. Обязательное условие: такие единицы должны быть единообразными, тогда социолог получит четкие статистические показатели. Добиваются подобного единообразия благодаря стандартизации процедуры анализа текста, которая, устраняя субъективные смещения, раскрывает свои возможности только при достаточно больших массивах текстов. Единицы анализа должны легко и по возможности однозначно идентифицироваться в тексте. В идеале их лучше всего свести к самым употребляемым формальным значкам, например запятым или точкам. Тогда подсчет не представит никаких трудностей, а интерпретация результатов будет однозначной и объективной.

Количественный подсчет  встречаемости слов в тексте -- самый простой вариант контент-анализа, который, однако, приводит к интересным результатам. Чаще всего подсчитывают «интересные» или «ключевые» слова и (или) словосочетания, например названия ценностных категорий типа свобода, стабильность, доверие, территориальная целостность; сценариев типа предательство или разочарование; достаточно однозначные обозначения тех или иных общественно значимых явлений, например коррупция, преступность или терроризм, и др.

С научно-познавательной точки  зрения социолога интересуют все-таки не отдельные слова, а стоящие  за их «спиной» понятийные категории, объединяющие множество разрозненных слов-признаков в тематическое целое. Исследователь, интересующийся тем, какое  место в общественном сознании занимает, скажем, проблема преступности, обязан принимать во внимание не только присутствие  в анализируемом информационном массиве слова «преступность», но и упоминания заказных и всяких прочих убийств, бандитского беспредела, «крыши», «братков», авторитетов, власти криминала и т.п.

Категории анализа

По отношению к единицам анализа, сгруппированным по единому  основанию, иначе говоря, составляющим концептуальное целое, специалисты  употребляют другой термин -- «категории анализа».

Категории анализа -- его смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации, которые являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования. К категориям анализа предъявляются определенные требования: они должны выражать теоретические понятия исследования, иметь в соответствии признаки (смысловые единицы) в тексте, обладать возможностями однозначной регистрации признаков, составляющих эти категории. Основная задача сбора ин формации в ходе анализа -- поиск индикатора, указывающего на наличие в документе выделенной проблемы, идеи, темы (например, «справедливое распределение благ»). Категории анализа выражаются определенными признаками (подкатегориями), характеризующими интенсивность, направленность, значимость выраженной в категории идеи, проблемы. К ним могут относиться понятия из любой сферы жизни общества: формы собственности, приватизация, финансовая система, научно-технический прогресс, методы хозяйствования, национализм и др.


Информация о работе Контент-анализ