Контрольная работа по “ Психология и педагогика ”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Влияние семейного воспитания на формирование Я-образа ребенка.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине “ Психология и педагогика ”

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. 3-МД-10, ФИТМ

Абрамов Е.Д.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г


Задание 1.

Влияние семейного воспитания на формирование Я-образа ребенка.

 

              Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства семейного воспитание обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; Семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

              Такое определение семейного воспитания дает нам Большая Советская Энциклопедия.

              Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

       демократический

       авторитарный

       попустический

              При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

              При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

              При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

 

              Многочисленные исследования, проводимые с 20-х гг. ХХ века, пристально изучают определяющую роль семьи (чаще матери) в становлении и развитии психики детей. Обнаруживается прямая связь между нормальным психическим развитием ребенка и психологической атмосферой в семье. Такие качества ребенка, как альтруизм, гуманизм, теплые и дружеские отношения к другим людям, а также устойчивый положительный образ «Я» коррелируют со спокойной, доброжелательной атмосферой семьи, внимательными ласковым отношением к ребенку со стороны родителей. И наоборот, грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей – самых близких людей – дают основания ребенку считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений, что порождает состояние неуверенности и недоверия, чувство неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.      

              Перейдем к рассмотрению Я-образа.

              Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

              Я - образ — совокупность чувственных образов ( ощущений , восприятий , представлений ) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим .

              На рубеже молодости и зрелости человек обозревает пройденный жиз­ненный путь, рассматривая с вершины своего возраста то, что уже состоя­лось, и предугадывая то, чему еще суждено произойти. Констатирующий реальность Я-образ дает человеку основание для личностных самопророчеств, вносит позитивную или совсем не позитивную суть в самооценки. Самооценки зрелой личности становятся более реалистичными, рационали­зированные самопророчества уточняют цели и смысл жизни, Я-концепция выверяет свои истинные ценности.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

              Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

             

Когнитивная

              Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.

              Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

              Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

              Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

       соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»;

       соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

       оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

Поведенческая

              Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.

              Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

 

Самооценка

 

              Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

 

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

 

              Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом.

 

Как оценить адекватность личностной самооценки?

 

              Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.

 

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема.

              Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема.

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:

       давать рекомендации по повышению или понижению амбиций и уровня притязаний,

       говорить в целом о большей или меньше личностной адекватности человека.

 

              На протяжении всего младенчества и раннего детства главным фактором формирования Я-концепции ребенка является его общение со взрослыми, в первую очередь — с родителями.

              Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я – концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я – концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я – концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

              Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я – концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я – концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

1)      положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

2)      четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

3)      уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;

4)      минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми

Задание 2

              Сборник «Человек и профессия» Е.А. Климова классифицирует профессии по классификации, разработанной Климовым.

              Классификация подразумевает 5 типов:

       Технономические профессии («Человек – Техника»)

       Биономические профессии («Человек – Природа»)

       Сигнономические профессии («Человек — Знаковая система»)

       Артономические профессии («Человек — Художественный образ»)

       Социономические профессии («Человек - Человек»)

 

              По сути, все эти типы основаны на склонностях, предпочтениях и выраженных способностях человека. Так же, выделяются профессионально важные качества для  данного типа профессий.

              Возьмем к примеру описание сигномических профессий.

Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»)

 

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны:

1) с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

2) с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

3) с чертежами, картами;

4) со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

5) со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

       обрабатывать тексты и таблицы;

       производить расчеты и вычисления;

       перерабатывать информацию;

       работать с чертежами, картами и схемами;

       принимать и передавать сигналы и сообщения;

       хорошо считать в уме;

       оперировать знаками и символами;

       искать и исправлять ошибки.

Профессионально важные качества:

  способность к математике;

  развитое абстрактное мышление;

Информация о работе Контрольная работа по “ Психология и педагогика ”