Контрольная работа по "Деловому общению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку, мы нуждаемся друг в друге. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, виды и функции общения 4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 9
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения: 14
а) стереотип
б) предубеждение
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Деловое общение 3.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический  институт»

Кафедра философии

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Деловое общение»

Вариант 10

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса, факультета «Финансы и кредит», группы 131Ф

№ зачетной книжки: 09ффб02869

Красноборова Ю.С.

Проверила: Рудкевич Е.Ю.

 

 

 

Уфа, 2012 год

 

Содержание

Введение           3

    1. Понятие, виды и функции общения      4
    2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия  9
  1. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:                14

 а) стереотип

 б) предубеждение

Заключение                 15

Список литературы                16

 

Введение

Общение – необходимое  условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку, мы нуждаемся друг в друге. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

Общение как  взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с  другом, обмениваются определенной информацией  для того, что бы строить совместную деятельность, сотрудничество. В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективно-оценочного) характера. Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность.

Общение лежит  в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению  относится к числу важнейших человеческих качеств, поэтому выбранная тема является актуальной в настоящее время.

Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

  1. Раскрытие понятия, видов и функций общения.
  2. Изучение роли восприятия в процессе общения.
  3. Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.

 

 

1.Понятие, виды и функции общения.

Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.

        Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. 

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.

Виды общения

  • «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
  • Формально-ролевое общение – регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
  • Светское общение – определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
  • Манипулятивное общение – направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; оно характеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие к личности собеседника.
  • Деловое общение, направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживания отношений и достижения общего или отдельных взаимовыгодных результатов.

Все многообразие видов общения можно разделить  на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) – определяется служебными и социальными статусами людей; 2) неформальное общение (личностное) – определяется их личными статусами и личными целями.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Одним из общепринятых является выделение следующих функций:

Информационно-коммуникативная  функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Аффективно-коммуникативная  функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении и т.д.

В структуре общения выделяют три  основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная функция общения.

Во время акта общения  имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

Вербальная коммуникация. Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Модель вербального  коммуникативного процесса включает 5 элементов:

• КТО? (передает сообщение)

– Коммуникатор

• ЧТО? (передается)

– Сообщение (текст)

• КАК? (осуществляется передача)

– Канал

• КОМУ? (направлено сообщение)

– Аудитория

• С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?

– Эффективность.


В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых  актов, в зависимости от ожидаемой  реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.

Установлено, что в  процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам.

Невербальные выражения  делятся на четыре группы:

  1. Экстра- и паралингвистические - различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.
  2. Оптико-кинетические - это то, что человек "прочитывает" на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.
  3. Проксимика - организация пространства и времени коммуникативного процесса)
  4. Визуальный контакт - визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная функции общения.

Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга. В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся  решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен – это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние. Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Одной из наиболее ярких  форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная  функции общения

 Следующая функция общения – познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная. Перцептивная сторона общения – это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы – память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память; развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, экспрессию – то есть внешние проявления обратной связи.

Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

2. Роль восприятия  в процессе общения. Ошибки  восприятия

 

Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Основными свойствами восприятия обычно считают:

  • принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
  • принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
  • принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.

Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически  реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые  вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.

Особенности человеческого  восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно помнить и следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Сформулированные правила  позволяют в общем процессе человеческого  восприятия все же выявить то, что  отличает восприятие людьми предметов  от восприятия людьми друг друга.

Итак, главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут обращены коммуникативные послания. При его формировании большое значение имеет первое впечатление о человеке.

Каждый из нас имеет  собственные представления и  суждения о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем, и др. Все это может каким-то образом отразиться на первом впечатлении  о другом человеке. В разных ситуациях  нам требуются такие представления о партнере, которые помогали бы нам выстроить свое поведение и коммуникацию с ним. В конкретных условиях не нужно знать, какой человек «вообще», необходимо представлять себе, как он проявится в данной ситуации, чего от него ждать сейчас, при данных целях, задачах, желаниях, в данном контексте.

Информация о работе Контрольная работа по "Деловому общению"