Контрольная работа по дисциплине «Акмеология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

Профессионализм.
Профе́ссиогра́мма.
Профессиональная зрелость.

Файлы: 1 файл

акмеология 5 урс 2014 год.docx

— 21.64 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья

имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Акмеология»

 

 

 

Дата………………………….                       Исполнитель:

Оценка…………………........             студент 5 курса,51 группы

Подпись проверившего…….            Факультета летних

Ф.И.О………………………..            олимпийских видов спорта

                                                Заочной формы обучения

                                                   Специализация: спортивная        акробатика

                               Елисеева Римма

 

Санкт-Петербург

2014

Понятийный словарь следующих определений:

  1. Акмеология
  2. Профессия
  3. Профессионализм
  4. Профессиограмма
  5. Профессиональная зрелость
  6. Личностная зрелость
  7. Компетентность
  8. Творческий потенциал
  9. Конкурентноспособность
  10. Самопознание
  11. Самореализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АКМЕОЛОГИЯ.

Акмеология- (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) наука о развитии зрелых людей под влиянием образования . (Н.В. Кузьмина)

Акмеология- раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

 

  1. ПРОФЕССИЯ.

Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.

Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:

1) общность людей;

2) область приложения сил;

3) деятельность и область проявления  личности;

4) исторически развивающуюся систему;

5) реальность, творчески формируемую  самим субъектом.

 

  1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющаяся в деятельности и общении. Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

Профессионализм – высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение.(Современный экономический словарь)

 

  1. ПРОФЕССИОГРАММА.

Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики. (Википедия)

Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.  
 
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.  Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

 

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ.

 

Профессиональная зрелость – это соответствие профессионального развития человека тому уровню, который обычно достигается людьми его возраста. Основными характеристиками профессиональной зрелости являются:

- заинтересованность в совершении выбора профессии;

- стремление к получению новой информации и планированию предпочитаемого места работы;

- однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени в одной профессиональной области;

- зрелость интересов, независимость от других людей и обстоятельств при выборе профессии и продвижении по ней, соответствие ценностей выбираемой работы интересам человека;

- соответствие предпочтений и способностей интересам и активности человека.

Анализ литературы позволяет выделить пять основных параметров профессиональной зрелости человека: автономность, информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональная включенность в ситуацию решения.

 

  1. ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ.

Психологическая зрелость – это такое состояние личности, которое способствует процветанию в жизни, раскрытию всех талантов человека, его способностей, конструктивному общению с другими людьми, адекватному восприятию реальности, удовлетворению важных потребностей человека социально приемлемым образом.

Зрелость способствует благополучию в семье, отличной карьере и профессиональному росту, взаимопониманию при общении с людьми. С точки зрения энергетики, зрелый человек таким образом распоряжается своей психической и биологической энергией, что практически вся она идёт на конструктивные нужды: творчество, любовь, развитие, образование, рост уровня жизни.

 

  1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта.

— ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт;

Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием;

Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения. (Википедия)

 

  1. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.(Википедия)

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

Принято считать, что структура творческого потенциала личности зависит от деятельности человека и описывается пятью основными потенциалами:

  1. Коммуникативным.
  2. Аксиологическим.
  3. Гносеологическим.
  4. Творческим.
  5. Художественным потенциалом.
  6. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность — также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др. (Википедия)

 

  1. САМОПОЗНАНИЕ.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.(Википедия)

 

  1. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.

Самореализа́ция (от русского само- и лат. realis - вещественный, действительный) — реализация потенциала личности.

Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей.

Проблематику самореализации активно разрабатывал американский психолог А. Маслоу.

Маслоу считал, что потребность в самореализации является последней по очередности из потребностей человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения нижележащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться . (Википедия)

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Актуальные  задачи взаимодействия акмеологии  и педагогики / Зимня-кова И.Ю. / Психологическое  сопровождение развития акмеологиче-ских  предпосылок в системе деятельности  школьной психологической службы: Диссертация / Иваново / КГУ / 2006

2. Профессиональная деятельность - психолого-акмеологический аспект / Федоров А.Ф. / Психолого-акмеологические  уровни деятельностной продуктивности  воспитателей пенитенциарного учреждения: Диссертация / Шуя / КГУ / 2006

3. Акмеология. Словарь-хрестоматия. // Ильин.В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003.

4. Бодалев А.А. Вершина  в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. – М., 1998.

5. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Предмет акмеологии. – СПб., 2002.

6. Википедия.

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Акмеология»