Контрольная работа по дисциплине "Психолингвистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

1.Когда появилась психолингвистика?
2. Почему появилась психолингвистика?
3. В чём различие между лингвистикой и психолингвистикой?
4. Почему психолингвистика является междисциплинарной сферой знаний?

Файлы: 1 файл

психо.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы для контроля1

1.Когда появилась психолингвистика?

Эпохой зарождения психолингвистики считают 50-е годы, когда в Корнельском университете в США

в 1951 г. собрались на межуниверситетскую конференцию лингвисты и психологи и объявили о

создании комитета по лингвистике и психологии. Термин «психолингвистика» впервые употребил некто Н. Пронко в большой статье, озаглавленной «Язык и психолингвистика», которая была опубликована в США в 1946 г. Но вошел в научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследовательском семинаре , организованном известными американскими психологами Дж. Кэрроллом и Чарлзом Осгудом а также лингвистом и этнографом Томасом Сибеоком. Годом позже в США была опубликована коллективная монография под этим названием — и термин «психолингвистика», получив определённое содержание, стал обозначать формировавшуюся новую научную теорию.

 

2. Почему появилась психолингвистика?

В условиях массовой послевоенной миграции населения возникла необходимость

обучения иностранным языкам разных групп населения, для этого требовалось

привлечение психологических знаний. При обучении родному языку также не до конца было ясно, как происходит усвоение правил употребления языка, если взрослые не формулируют их для детей. Возникали проблемы и с обучением умственно отсталых детей, глухонемых и

слепоглухонемых. Тут также требовалась помощь психолога, знакомого с лингвистикой.

Другой причиной появления психолингвистики была необходимость восстановления речи при её

нарушениях. Так, при получении травмы  человек нередко сохранял способность ориентироваться в окружающей среде, но не мог говорить или не понимал обращённой к нему речи. Ещё одной причиной возникновения и развития психолингвистики была необходимость передачи

информации на большие расстояния по каналам связи с помощью технических средств.

 

3. В чём различие между  лингвистикой и психолингвистикой?

Можно сказать, что у этих дисциплин общий объект — язык и речь

человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.

Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации.

Лингвистика рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы. 3

Предмет психолингвистики иной, нежели у лингвистики. Психолингвистику интересует процесс

функционирования этой знаковой системы, а именно, процесс создания и восприятия знаков языка

людьми. Тем самым психолингвистика по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету различается с ней. Психолингвистика тут (и по используемым методам) ближе к психологии, которая изучает порождение, функционирование и строение механизма отражения реальности.

 

4. Почему психолингвистика  является междисциплинарной сферой  знаний?

Круг проблем, которыми занимается эта дисциплина, достаточно широк и порой

включает в себя совершенно разнородный материал. В рамках психолингвистики есть исследования, ориентированные на философские аспекты

языкознания и психологии. Близка психолингвистике и герменевтика как наука о понимании текстов. В психолингвистике есть ряд проблем, затрагивающих области, смежные с культурологией и национальной психологией. Психолингвистика близка и социолингвистике, и, в частности, тендерной лингвистике, изучающей различия в языке мужчин и женщин. В отечественной психолингвистике имеется раздел, связанный с .массовой коммуникацией. Можно также говорить и об идеологическом языке как об объекте психолингвистики. В психолингвистике существует такой раздел, как фоносемантика. Большое место в психолингвистических исследованиях занимает проблема семантики слова. Возникла даже особая наука психосемантика, изучающая происхождение, строение и функционирование индивидуальной системы знаний. Психология грамматики представляя собой раздел психолингвистики, изучает особенности восприятия и понимания высказываний в зависимости от их грамматической формы. Важным тут является положение о перекодировке фразы при рецепции. Близка психолингвистике и психология речи, изучающая проблемы устройства речевого аппарата, механизмы произнесения речи, ее артикуляции, её внятного проговаривания. Психолингвистика тесно связана с лингвистикой текста. Многие приёмы и методы исследований в рамках психолингвистики заимствованы из психологии — именно поэтому психолингвистика нередко считается частью не лингвистики, а психологии. Именно поэтому во многих научных библиотеках книги по психолингвистике находятся в разделе как лингвистики, так и психологии.

 

 

 

Вопросы для контроля2

 

Почему можно говорить, что язык ограничивает понимание мира?

«Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг». «Границы моего сознания очерчены моим языком»,

 

Почему невозможно полное понимание другого человека?

Окончательную определённость слова получают только в речи отдельного лица, но особенность общения состоит в том, что говорящий и слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон и вкладывают различное, индивидуальное содержание в одно и то же слово. Отсюда следует, что «никто не понимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги на воде при падении камня. Поэтому взаимное разумение между разговаривающими в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах — в то же время и разногласие».

Психический комплекс сложившийся в одной душе, не может служить основой для его возникновения в другой душе, каждая душа должна начинать всё сначала — иначе говоря, в результате физиологических раздражений должны вновь появиться примитивные представления, а уже затем из отношений, в которые вступают эти примитивные представления, в душе индивида должны сложиться комплексы представлений. При этом представлений передаваться не может, и всё, что каждый человек знает о содержании представлений другого лица, основывается на выводах из его собственных представлений.

 

Какие три стороны языковых явлений выделяет психолингвистика?

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Психолингвистика"