Контрольная работа по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

1. Из перечисленных суждений отберите верные и аргументируйте свой
выбор.
2. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
3. Уже начиная с растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
4. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
5. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
6. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.
7. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.
8. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.
9. Сознание есть отражение действительности - истинное или превратное.
10. Сознание - это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.
11. Мое отношение к среде есть мое сознание.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Психологии.docx

— 27.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

Психика и организм. Биологические основы психики

    

 Логические задания и проблемные вопросы:

      1. Из перечисленных суждений отберите  верные и аргументируйте свой

выбор.

  1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
  2. Уже начиная с растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
  3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
  4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
  5. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.
  6. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

      8. Согласны ли  вы с приведенными тезисами? Найдите  в них ошибки и                  неточности, если они есть.

    1. Сознание есть отражение действительности - истинное или превратное.
    2. Сознание - это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.
    3. Мое отношение к среде есть мое сознание.

 

 

                                          

Ответ 1

 

Развитие психики характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида) . Развитие психики реализуется в форме филогенеза онтогенеза (!).  
В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие: 1) усложнение форм поведения - форм двигательной активности; 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм психического отражения - как следствие и фактор предыдущих тенденций.  
 
Этапы развития психики.  
В эволюционном развитии психики выделяются три стадии.  
1. Элементарная сенсорная психика - уровень ощущающей психики (организм отражает отдельные свойства предметов [паук - вибрации, муха - движения] ). Характерная форма поведения - инстинкты.  
 
2. Стадия перцептивной психики (воспринимательная психика) - более сложное строение деятельности выражается через идею выделения операций. Происходит восприятие целостных образов предметов. Возможны такие формы поведения как навык (автоматизированное, бессознательное выполнение действий, возникшее в результате многократных повторений) . Он не врожденный, а приобретается при жизни (формируется) . Это индивидуальная форма поведения (каждая особь должна учиться сама) ; а также более гибкая, изменяющаяся форма поведения, зависящая от условий.  
На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путём реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Это связано с тем, что каждый поведенческий акт состоит из двух основных фаз:  
1)Поисковая фаза (подготовительная) - обычно начинается с эндогенной (внутренней) активации и проявляется в общем беспокойстве и поисковых действиях животного; обычно в результате происходит встреча животного с ключевыми стимулами, включающими собственно инстинктивное действие, а чаще - целую цепь таковых. В этой фазе поведение обладает наибольшей пластичностью, именно здесь находятся и осваиваются новые способы поведения.  
2) Завершающая фаза - чем ближе к ней, тем более стереотипными становятся движения; в самой завершающей фазе они становятся вполне стереотипными и "принудительными".  
"Удельный вес" этих фаз в различных поведенческих актах бывает различным даже у одного и того же животного. Но общее правило - в том, что чем выше психическая организация животного, тем более богатый и разнообразный индивидуальный опыт животное может приобрести. И часто такой опыт накапливается впрок - за счёт выполнения поведенческих актов, состоящих лишь из поисковой фазы при отсутствии фазы завершающей. Выполнение таких действий производится исключительно за счёт познавательной активности.  
Также характерна и инстинктивная форма поведения, характеризуемая способностью решать задачи, не встречавшиеся ранее в опыте, и двухфазные задачи (особый вид задач, предполагающий выполнение, помимо основного действия на удовлетворение потребностей, подготовительного этапа - нейтрального прогностического действия (необходимого для реализации основного) . При наличии подобных препятствий возникает интеллектуальное поведение. Оно имеет примитивный характер. Животные используют предметы в качестве орудий, но они (орудия) не сохраняются.  
 
3. Сознание [стадия интеллекта] (со-знание) [специфически человеческая форма поведения] - высшая форма развития психики, возникающая в совместной деятельности и общении людей. С появление сознания организм изменяет среду под свои потребности (приспосабливает её).  
Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих её преобразование.

 

Ответ 2

 

 Основные отделы головного мозга человека  
Ромбовидный (задний) мозг  
продолговатый мозг  
задний (собственно задний)  
мост (содержит главным образом проекционные нервные волокна и группы нейронов, является промежуточным звеном контроля мозжечка)  
мозжечок (состоит из червя и полушарий, на поверхности мозжечка нервные клетки образуют кору)  
Полостью ромбовидного мозга является IV желудочек (на дне его имеются отверстия, которые соединяют его с другими тремя желудочками мозга, а также с субарахноидальным пространством) .  
 
средний мозг  
четверохолмие  
полость среднего мозга — водопровод мозга (Сильвиев водопровод)  
ножки мозга  
передний мозг состоит из промежуточного и конечного мозга.  
промежуточный (через этот отдел происходит переключение всей информации, которая идет из низлежащих отделов мозга в большие полушария) . Полостью промежуточного мозга является III желудочек.  
таламус  
эпиталамус  
эпифиз  
поводок  
серая полоска  
гипоталамус (центр вегетативной нервной системы)  
гипофиз  
воронка гипофиза  
серый бугор  
сосцевидные тела  
конечный  
плащ (кора)  
базальные ядра (стриатум)  
хвостатое ядро  
чечевицеобразное ядро  
ограда  
миндалевидное тело  
«обонятельный мозг»  
обонятельная луковица (проходит обонятельный нерв)  
обонятельный тракт  
полость конечного мозга — боковые (I и II желудочки)  
Поток сигналов к головному мозгу и от него осуществляется через спинной мозг, управляющий телом, и через черепномозговые нервы. Сенсорные (или афферентные) сигналы поступают от органов чувств в подкорковые (то есть предшествующие коре полушарий) ядра, затем в таламус, а оттуда в высший отдел — кору больших полушарий.  
 
Кора состоит из двух полушарий, соединённых между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом (corpus callosum). Левое полушарие ответственно за правую половину тела, правое — за левую. У человека правое и левое полушарие имеют разные функции.  
 
Зрительные сигналы поступают в зрительный отдел коры (в затылочной доле) , тактильные в соматосенсорную кору (в теменной доле) , обонятельные — в обонятельную кору и т. д. В ассоциативных же областях коры происходит интеграция сенсорных сигналов разных типов (модальностей) .  
 
Моторные области коры (первичная моторная кора и другие области лобных долей) ответственны за регуляцию движений.  
 
Префронтальная кора (развитая у приматов) предположительно отвечает за мыслительные функции.  
 
Области коры взаимодействуют между собой и с подкорковыми структурами — таламусом, базальными ганглиями, ядрами ствола мозга и спинным мозгом. Каждая из этих структур, хоть и более низкая по иерархии, выполняет важную функцию, а также может действовать автономно. Так, в управлении движениями задействованы базальные ганглии, красное ядро ствола мозга, мозжечок и другие структуры, в эмоциях — амигдала, в управлении вниманием — ретикулярная формация, в краткосрочной памяти — гиппокамп.  
 
С одной стороны, существует локализация функций в отделах головного мозга, с другой — все они соединены в единую сеть.

 

Ответ 3

 

 

Особенности функционирования психики человека в значительной степени обусловлены ее эволюционным, историческим развитием.

Становление психики человека в эволюции шло под действием биологических (в большей степени на ранних этапах исторического процесса) и социальных (на более поздних) факторов. Хотя обе группы факторов в эволюции тесно переплетены, в истории человечества ведущую роль сыграли все-таки вторые, так как первые оказались более консервативными.

Эволюция мозга человека преимущественно шла в направлении увеличения объема головного мозга (от 500–600 см3 у австралопитеков до 1300–1400 см3 у современного человека). Этот процесс сопровождался ростом количества нейронов и усложнением связей между ними. Особенно бурно такие изменения происходили в коре больших полушарий. Если у низкоорганизованных животных основные площади в коре большого мозга заняты сенсорными и моторными зонами, то уже у приматов большого развития достигают ассоциативные зоны (неокортекс), которые объединяются кортико-кортикальными связями в единую интегративную систему мозга. Это, в частности, позволило нашим обезьяноподобным предкам освоить подражательную активность, которая, в свою очередь, помогла перейти к предметной деятельности, а затем – и к орудийной.

Совместная трудовая деятельность стимулировала развитие у человека ассоциативных зон, особенно лобных долей, и повлекла за собой формированиеречи – второй сигнальной системы, присущей в развитой форме только человеку. Речь – это отражение мыслительных процессов, протекающих в мозгу. Речь позволила человеку абстрагироваться от действительности, накапливать и передавать информацию друг другу и из поколения в поколение, то есть сама речь стала основой обучения и воспитания. Таким образом, именно речь стала основой социализации человека и в конечном итоге появления и развития цивилизации.

Поскольку возникновение речи тесно связано с двигательной активностью (особенно рук), ее развитие и в онтогенезе стимулируется движением.

Развитие речи привело ко все большей специализации в деятельности мозга. В результате у человека между полушариями мозга возникла функциональная асимметрия. Так, с речью, как правило, связано левое полушарие мозга, в то время как за вторым полушарием остались более древние биологические функции – эмоции и связанная с ними конкретно-образная оценка действительности.

Изменения функций головного мозга соответствовали эволюции генотипа человека и животных.

Контрольные тесты :

      1. Непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире - это.

а) поведение

б) раздражимость

в) чувствительность

г) сознание

      1. Интеллектуальная стадия развития психики характерна для.

а) приматов, дельфинов

б) пресмыкающихся, птиц

в) моллюсков

г) рыб

      1. Отражение внешнего мира и внутреннего состояния организма и регуляция на основе этого отражения собственного поведения является основной функцией.

а) интеллекта

б) бессознательного

в) психики

г) нервной системы

      1. Морфологической и функциональной единицей нервной системы является.

а) мозг

б) анализатор

в) рецептор

г) нейрон

5. Термин «анализатор»  введен...

а) Д.Уотсоном

б) И.П.Павловым

в) И.М.Сеченовым

г) В.Вундтом

Ключ: ГАВГБ

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Психология"