Контрольная работа по дисциплине "Психология и педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Воспитание в педагогике понимают как деятельность, направленную на передачу общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. Цель воспитания – ключевая категория в педагогической науке.
Задачи в психологической науке делятся на постоянные и временные. К постоянным задачам относится вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

Содержание работы

Основные этапы развития психологии......................................................стр. 3
Школы психологии.....................................................................................стр. 6
Активность личности
Мотивация как проявление потребностей личности..............................стр. 8
Ощущение. Физиологические основы ощущений.
Классификация ощущений........................................................................стр. 10
Цели и мотивы деятельности...................................................................стр. 12
Структура общения. Три стороны общения:
коммуникативная, интерактивная, перцептивная..................................стр. 14
Цели образования и воспитания
Задачи педагогики......................................................................................стр. 17
Цели и принципы воспитания.
Задачи и методы воспитательного действия...........................................стр. 19
Познание и творчество как основные типы творческого труда............стр. 22
Групповые и личностные нормы поведения в семье.............................стр. 24
Литература.................................................................................................стр. 26

Файлы: 1 файл

psihologia_i_pedagogika.rtf

— 189.47 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургская государственная инженерно экономическая академия

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

"Психология и педагогика"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2001

Содержание

 

 

Основные этапы развития психологии......................................................стр. 3

 

Школы психологии.....................................................................................стр. 6

 

Активность личности

Мотивация как проявление потребностей личности..............................стр. 8

 

Ощущение. Физиологические основы ощущений.

Классификация ощущений........................................................................стр. 10

 

Цели и мотивы деятельности...................................................................стр. 12

 

Структура общения. Три стороны общения:

коммуникативная, интерактивная, перцептивная..................................стр. 14

 

Цели образования и воспитания

Задачи педагогики......................................................................................стр. 17

 

Цели и принципы воспитания.

Задачи и методы воспитательного действия...........................................стр. 19

 

Познание и творчество как основные типы творческого труда............стр. 22

 

Групповые и личностные нормы поведения в семье.............................стр. 24

 

Литература.................................................................................................стр. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Основные этапы развития психологии

 

Человек с древнейших времен пытался осознать свою сущность, понять причины, почему с ним происходят те или иные события, почему он ведет себя так, а не иначе, а также понять причины поступков окружающих.

Термин  "психология" в переводе с греческого языка означает "наука о душе". Эта наука зародилась в недрах философской мысли. Еще философы Древней Греции задавались вопросами о душе.

Новая эпоха, как в философской, так и психологической мысли начинается с развитием в 17-м веке материалистического естествознания.

Особое место в истории психологии принадлежит Р. Декарту, идеи которого оказали особенно большое влияние на дальнейшую судьбу науки. От Декарта ведут свое начало важнейшие тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии. Декарт вводит два понятия: понятие рефлекса - с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания - с другой. Каждое из этих понятий отражает одну из вступающих затем в антагонизм тенденций, которые сочетаются в системе Декарта.

Декарт стремится подойти к изучению страстей человека, отбрасывая религиозно-моральные предрассудки и представления. Он подходит к изучению аффективных состояний человека так же, как к изучению материальных природных явлений. Этим Декарт закладывает основы натуралистического направления в психологии. Несмотря на подход к аффективной стороне человеческого поведения, Декарт в своем учении противопоставляет душу и тело. Он признает существование двух различных субстанций: материя - это протяженная субстанция и при этом не мыслящая, душа субстанция не протяженная и мыслящая. Душа и тело противостоят друг другу как независимые субстанции. Это противопоставление души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой в философской мысли. Раздвоение физического и духовного после Р. Декарта приводит к борьбе мировоззрений, к созданию двух противоположных направлений в области мысли. Это, с одной стороны, натурализм - представители которого пытаются свести психическое к физическому, духовное к материальному; и идеализм,  с другой. Идеалисты материальное отождествляют с духовным, физическое с психическим.

Идеалистические тенденции Декарта получают свое дальнейшее развитие у Г. Лейбница. Представление о замкнутом в себе мире сознания превращается у Лейбница в общий принцип бытия. В центре психологической системы Лейбница стоит понятие апперцепции. У Лейбница в его бесконечно малых перцепциях, существующих помимо сознания и рефлексии, впервые намечается понятие бессознательного.

Материалистическая тенденция в идеях Декарта получает свое продолжение в работах французских материалистов 18 века (Э. Леруа, Ж. Кабанис).

Механистический материализм декартовской натурфилософии сочетается с английским сенсуалистическим материализмом Дж. Локка. Английский материализм, родоначальником которого является Ф. Бэкон, выдвигает два основных принципа, оказавших существенно влияние на развитие психологии:

  1. Принцип сенсуализма. Сенсуализм - чувственный опыт, рассматриваемый английскими материалистами как единственный источник познания.
  2. Принцип атомизма. Согласно этому принципу задача научного познания психических явлений заключается в том, чтобы разложить все сложные элементы на атомы.

 

Умозрительному методу рационалистической философии английский эмпиризм противопоставляет опыт. Новые формы производства и развитие техники требуют не метафизических умозрений, а знания природы.

Идеи Ф. Бэкона систематизирует Т. Гоббс, который развивает сенсуалистическое и материалистическое учение о психике. Т. Гоббс ощущение признает свойством материи

Дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципы эмпирической психологии получают в работах Дж. Локка. Наряду с ощущением источником познания внешнего мира Дж. Локк признает "внутреннее чувство", или рефлексию, отражающую в нашем сознании его же собственную деятельность. У Локка оформляются основы новой "эмпирической психологии". Эмпирическая психология определяется как наука о явлениях сознания, непосредственно данных во внутреннем опыте. По Локку предметом психологии является внутренний опыт, который познается путем рефлексии, путем отражения нашего внутреннего мира в себе самом. Локк по существу устанавливает интроспекцию как специфический путь психологического познания.

Второй из двух основных принципов английского сенсуалистического материализма, принцип атомизма, получает свою реализацию в учение об ассоциациях. Основоположниками ассоциативного направления в психологии являются Д. Юм и Д. Гартли. Гартли закладывает основы ассоциативной теории на базе материализма. Его ученик и продолжатель Дж. Пристли провозглашает обусловленность всех психических явлений колебаниями мозга и рассматривает психологию как часть физиологии.

У Д. Юма развитие идеи ассоциативной психологии идет на основе феноменалистической концепции. Д. Юм вводит в качестве основного принципа психологии ассоциацию, как своего рода притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания, включая и сознание своего "Я", а также объекты внешнего мира являются лишь "пучками сознания", объединенных между собой внешними связями - ассоциациями. Законы ассоциаций объясняют движение представлений, течение психических процессов и возникновение из элементов всех сложных образований сознания.

 

До середины 19-го века, психология не являлась самостоятельной наукой, а была только частью философии. Методологические предпосылки для  оформления психологии как науки подготовили в философии главным образом те течения, которые провозгласили в отношении познания психологических явлений необходимость поворота от умозрительных знаний к опытным. Так же ко времени становления психологии как самостоятельной науки было накоплено достаточное количество работ в области физиологии нервной системы, подготовивших естественнонаучную базу к становлению экспериментальной психологии (Ч. Белла, показавшего наличие различных чувствующих и двигательных нервов и установившего основные законы проводимости; И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца, подвергших измерению проведение возбуждения по нерву. Физиологи создали ряд капитальных трудов, посвященных общим закономерностям чувствительности и работе различных органов чувств. Особенное значение для развития экспериментальной психологии приобрели исследования Э.Г. Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением.

Результаты всех этих исследований объединил, отчасти развил и систематизировал  В. Вундт в труде "Основы физиологической психологии" (1874). Он собрал и усовершенствовал в целях психологического исследования методы, первоначально выработанные физиологами.

Официально датой становления психологии как самостоятельной науки считается 1879 год, когда В. Вундт организует в Лейпциге лаборатории физиологической психологии, преобразованную в конце 80-х годов 19 в. в Институт экспериментальной психологии. Первые экспериментальные работы Вундта и его учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, выразительным движениям и т.д.

Экспериментальная работа стала углубляться и шириться. Лаборатории экспериментальной психологии стали создаваться во всех странах мира.

В дальнейшем огромное влияние на развитие психологии оказало создание эволюционной теории, которая, прежде всего, привела к появлению и развитию зоопсихологии. Принцип развития, поставленный в эволюционной теории во главу угла, проник и в психологию, положив начало психологическим исследованиям в области онтогенеза. В связи с этим во 2-й половине 19 в. начинается развитие в новой области психологии - психологии ребенка.

Наряду с развитием экспериментальной психологии и расцветом различных отраслей генетической психологии начинается развитие прикладной психологии.

 

 

 

 

Школы психологии

 

Со времени становления психологии как самостоятельной науки начинается ее собственная история. Развитие психологическое науки идет по различным направлениям.

Структурализм. Э. Титченер. Главной задачей представители этой школы, являющейся прямой наследницей экспериментальной психологии В. Вундта, считали экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. Психологию Э. Титченер трактовал как науку об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. В психической материи Э Титченер выделяет три категории: ощущение, образ и чувство. Никаких "надстроек" над этими категориями Титченер не признавал.

Вюрцбургская школа. Изначально представители Вюрцбургской школы были последователями экспериментальной психологии В. Вундта. В дальнейшем вюрцбургская школа стала переносить акцент с эффектов поведения испытуемого (представлений в виде ощущений, образов и т.р.) на производимые им действия. Вюрцбургская школа представляет следующую модель сознания:

раздражитель       состояние испытуемого перед         реакция


восприятием раздражителя

К важным достижениям вюрцбургской школы можно отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку, возникающую при при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций; несенсорные компоненты в составе сознания.

К вюрцбургской школе принадлежали следующие ученые: К. Марбе, И. Орт, А. Майлер, Г. Уотт, А. Мессер, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц.

Функционализм. Одно из главных течений в американской психологии. Функционализм стремился рассматривать все психические проявления с точки зрения их приспособительного характера. У истоков функционализма стоял В. Джейм, который обращается к эволюционно-биологическому объяснению психики человека. Оригинальным физиологическим нововведением Джеймса является учение об эмоциях. Джемс предложил рассматривать эмоцию не как первопричину физиологических изменений, а как их результат. С точки зрения Джеймса сознание выполняет биологически важную функцию в выживании и является инструментом приспособления.

Бихевиоризм. Согласно бихевиористской теории, развивавшейся в США, предметом психологии является не психика человека, а его поведение. Одним из пионеров этого направления в психологии был Э. Торндайк. Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, а проблемную ситуацию., т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа. Интеллектуальный акт с точки зрения Торндайка есть решение проблемы.

"Стимул - реакция" - такая формула поведения человека провозглашается продолжателем поведенческой теории, Уотсоном.

Гештальтпсихология. Психологическое направление, существовавшее в Германии до середины 30-х гг. XX в. Основные представители этого направлени М. Вертгеймер, в. Келер, К. Коффка. Основным понятием этого направления является гештальт,означающее целостные структуры сознания, несводимые к сумме своих частей.

  Психологические законы в гештальтпсихологии сводились к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Идеи гештальтпсихологии оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма.

Фрейдизм. Это философское и психологическое учение о личности человека, получившее названии по имени основателя австрийского психолога З. Фрейда. Это учение включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Фрейда состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечени: сексуальное и агрессивное. Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из следующих инстанций: Оно, Я и Сверх-Я. При этом конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я, функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты: вытеснения, проекции, регресси, сублимации. При недостаточной выработке мер защиты возникает невроз, в основе которого, с точки зрения З. Фрейда, лежат психотравмирующие переживания раннего детства.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Психология и педагогика"