Контрольная работа по дисциплине «Психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Соотношение понятий Длительное время в марксистской литературе указанные понятия «человек», «индивид», «личность» почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.

Содержание работы

Содержание
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»………3
Понятие структуры личности…………………………………………11
Определите понятия по следующим определениям……………15
4. Список использованной литературы………………………………16

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ РАСПЕЧАТАТЬ.docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Психология»

 

Вариант № 13

 

 


Преподаватель: ___________________________________________

Студент бакалавриата второго курса, обучающийся

по направлению «Бизнес-информатика»:


_______________________________________________________

(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

(факультет)


_______________________________________________________

(№  личного дела)

 

 

 

Краснодар 2012

 

 

Содержание

  1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»………3
  2. Понятие структуры личности…………………………………………11
  3. Определите понятия по следующим определениям……………15   

     4. Список использованной литературы………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Охарактеризуйте соотношение   понятий «человек», «индивид»,  личность»

 Соотношение понятий Длительное  время в марксистской литературе  указанные понятия «человек»,  «индивид», «личность»  почти  не различались и употреблялись  как нечто взаимозаменяемое. Постепенно  этот подход был преодолен.  Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с  тем различение этих понятий  не должно приводить к другой  крайности - их резкому разграничению  и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек - это субъект  общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее - субъект  данных общественных отношений и  тем самым общемирового исторического  и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных  качеств, получивших отражение в  определении человека как целостной  многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек - безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

 Существуют различные определения  понятия «личность».

1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».                                           

2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.

3-ий подход: конкретные концептуальные авторские определения в рамках одной науки, но разные по-своему содержанию.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)

Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как  субъекта деятель­ности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С  другой стороны, личность понимается как  социальное свойство индивида, как  совокупность интегрированных в  нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими  людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).

Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).

Важнейшим аспектом проблемы человека предстает формирование его как активной личности, духовно богатой и гармонично развитой. Вопросы о том, что такое человеческая личность, каковы перспективы ее становления и воспитания в современном мире, остро дискуссионные. В русской религиозной философии господствовало убеждение, что суть личности может быть раскрыта только через ее отношение к Богу. Н. Бердяев считал, что без Бога свобода вырождается в своеволие и становится источником зла в человеке и в обществе. Отказываясь от Бога, полагал Д. Мережковский, человек неминуемо отказывается от своей собственной абсолютной божественной личности. В западной философии в трактовке личности наиболее рельефно представлены две противоположные позиции (если оставить в стороне религиозную точку зрения): биологизаторски-индивидуалистическая и структура - диетическая. Представители первой отрицают социальную обусловленность личности, объясняя ее исключительно действием наследственности и нейрофизиологических структур организма. Приверженцы же структуралистического воззрения, признавая социальную обусловленность личности, сводят по существу социум к неким безличным неизменным структурам общества и человеческого духа. Односторонне противопоставляя общество и индивида, некоторые философы на Западе рассматривают современную эпоху как слепое «восстание массы», подавляющей самостоятельность и уникальность человеческой личности, превращающей людей, по словам К. Ясперса, в муравьев. Неудивительно, что, оценивая столь же негативно массовые действия как засилье людских миллионов на заводах, в шеренгах и на площадях, Тейяр де Шарден призывает отвести подобающее место личности и силам персонализации.

Понятие личности, конечно, связано  с понятием индивида. Но если понятие  индивида отражает целостность конкретного человеческого субъекта с момента рождения, то личность у новорожденного пребывает только в возможности, связанной с будущей деятельностью воспитателей: родителей, учителей, коллективов, общества в целом. Поэтому правильно говорится, что личностью не рождаются, а становятся. Личность - всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в социальном статусе и социальных ролях индивида, в его социально-значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на все окружающее.

Исходным для материалистического  представления о личности является тезис Маркса, что как социальное качество человека личность есть совокупность общественных отношений. Впрочем, уникальность и индивидуальная неповторимость личности каждого человека детерминированы не только социально. Человек, будучи частичкой, субъектом общества, одновременно неразрывно связан с природой. Своей плотью и мозгом он принадлежит ей, находится внутри нее. Личность интегрирует в себе не только всю гамму общественных отношений, в которых она функционирует и развивается, но и испытывает на себе воздействие генетических структур организма. Личность суть единство органического и социального бытия. Основа личности таится в том особом иерархическом строении различных видов деятельности, которые возникают на определенном этапе связей человека с миром. Только через актуализацию своих отношений с обществом, с многообразием различных человеческих общностей формируется и получает развитие человеческая личность. В коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков.

Личность проявляется  через такие свои атрибутивные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность, направленность и неповторимость (уникальность), характер и темперамент и т.д. В этих сущностных свойствах личности отражается ее социальная и вместе с тем конкретно-историческая природа.

Личность не есть хаотичная  совокупность отношений, свойств и т.д. Она представляет относительно устойчивую целостность составляющих ее компонентов и элементов - структуру, которая отражает структуру деятельности и основных отношений индивида с окружающим миром. Выражением структурности личности является наше Я, в котором как бы интегрируются и приобретают определенную устойчивость и целостность все связи и отношения индивида с его окружением, с социальным бытием. В соответствии с современным пониманием человека как биопсихологического существа в структуре личности различают три уровня деятельности нашего Я. Так называемая биономно-социальная концепция организма личности представляет ее структуру как соотношение жизненно-витальных потребностей и проявлений нашего Я (включающих в себя наряду с биологическими потребностями и социабельные - деятельность, общение, познание); аксиологических - системы ценностей и ориентации; рефлексивных - самосознание, связывающее витально-жизненный и аксиологический уровни личности в целостное единство ее характера, направленности, темперамента, сознания, воли и т.д. Решающим для деятельности личности является установление определенной связи между системой ее ценностных ориентации и системой основных жизненных функций.

Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида. Вместе с тем свойственная человеку как разумному существу свобода воли позволяет ему осуществить сознательный выбор среди различных альтернатив и возможностей. Благодаря этому человек способен подняться над соответствующими условиями, детерминирующими направленность его личности, и, преодолев себя, изменить характер своих социальных действий. Естественно, такой акт свободы личности может быть продуктивным и творческим, если он будет дополняться осознанием ответственности, т.е. пониманием и учетом следствий своей деятельности. Значит, подлинная свобода имеет свои границы в неотделимой от нее ответственности, и в этом факте свобода обнаруживает диалектическую связь с необходимостью.

Формирование личности происходит под воздействием социокультурных программ как систем функционирующих в обществе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, на его практическую деятельность, в которой личность изменяет социальную среду и тем самым себя.

Уникальность  и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентация той социальной среды (класс, нация, профессиональные, половозрастные группы и т.п.), в которую входит данный индивид.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования  она индивидуальна. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный  мир индивида, его особый жизненный  путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и  форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована  социальными факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных  свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического  взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических  и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все  большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Раскройте понятие  структуры личности 

В психологической науке имеется  несколько общепризнанных положений  относительно личности. По крайней  мере, можно говорить о четырех  аксиомах:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает  человека от животных, у которых  личности нет;

3) личность есть продукт исторического  развития, т.е. возникает на определенной  ступени эволюции человеческого  существа;

4) личность есть индивидуальная  отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного  человека от другого. Общаясь  с людьми, мы прежде всего ориентируемся  на особенности их личностного  склада.

Следует сказать, что до сих пор  понятие "личность" на Востоке  и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной  культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный  муж", т.е. активно участвующий  в управлении государством, пекущийся  о его благе. В новое время  западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая  над обществом, а идеал восточной  личности — человек, добровольно  отдающий себя служению обществу.

 

 

 

 Основные компоненты личности.

Первый компонент структуры  характеризует направленность личности, или избирательное отношение  человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему  взаимодействующих потребностей и  интересов, идейных и практических установок. При этом один из компонентов  направленности доминируют и имеют  ведущее значение, в то время как  другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую  деятельность личности.

Второй компонент определяет возможности  личности включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и  взаимодействуют друг с другом. Как  правили, одни из способностей доминируют, другие подчиняются.

Третьим компонентом в структуре  личности является характер, или стиль  поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое  образование, где в единстве проявляются  содержание и форма духовной жизни  человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных  качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. Четвертым  компонентом, надстраивающимся над  всеми остальными, будет система  управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Структура  личности будет неполной, если исключить  из нее психические процессы и  состояния.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология»