Если
показания вызываемых лиц очень
значимы для дела, то для вызова
их лучше воспользоваться телефоном.
Телефонный звонок будет способствовать
установлению психологического контакта,
позволит снять излишнее волнение,
свойственное людям, вызываемым на допрос,
и препятствующее припоминанию нужных
фактов. К вызову по телефону следователь
может прибегнуть и для сокрытия факта
приглашения свидетеля или потерпевшего
в милицию от родственников, соседей, посторонних
лиц. Можно их на допрос вызвать и повестками,
которые целесообразно направлять по
домашнему адресу потерпевших, свидетелей,
обязательно в запечатанном конверте,
чтобы исключить ознакомление с ними посторонних
лиц. В психологическом плане важно решить
вопрос и о месте допроса свидетеля, потерпевшего.
И хотя этот вопрос решен законом, где
говорится, что свидетель допрашивается
в месте производства следствия, к нему
следует подойти дифференцированно. Если,
например, свидетели, потерпевшие забыли
важные для дела обстоятельства события
преступления, не могут вспомнить их механизм,
последовательность, отдельные детали,
есть основания допросить их на месте
происшествия. Психологически оправдан
также допрос в домоуправлении, в общественном
пункте охраны порядка и т. п., когда по
оперативно-тактическим соображениям
нежелательна преждевременная огласка
факта вызова потерпевшего, свидетеля.
Нельзя забывать и о нравственно-этических
соображениях при выборе места допроса.
Вызывать к следователю людей преклонного
возраста или больных не рекомендуется.
Он сам в этом случае должен выехать к
месту нахождения этих лиц и допросить
их. Если же сделать это невозможно, необходимо
направить отдельное поручение соответствующему
следователю или органу дознания о производстве
допроса этого лица по месту жительства.
Больного потерпевшего, свидетеля можно
допросить только с разрешения врача и
в том месте, где больной находится (квартира
или больница). В значительной степени
успешность допроса зависит и от обстановки
его проведения. Психологические основы
порядка допроса свидетелей заложены
в норме закона, в частности, «свидетели,
вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются
порознь и в отсутствие других свидетелей.
При этом следователь принимает меры к
тому, чтобы свидетели по одному и тому
же делу не могли общаться между собой».
Важнейшим психологическим правилом является
допрос «с глазу на глаз», без посторонних
лиц. Как правило, допрос свидетелей, потерпевших
проходит в служебном кабинете следователя.
Обстановка кабинета здесь имеет значение:
от простого, делового и строгого стиля
в большинстве случаев зависит доверительный
и серьезный разговор. Важно, чтобы на
протяжении всего допроса ничто не отвлекало
внимания следователя, потерпевшего, свидетеля,
чтобы следователю не мешали телефонные
звонки, беседы с заходящими в кабинет
сотрудниками. Допрос – это длительное,
содержательное, непосредственное общение
следователя с допрашиваемым. Это диалог,
в процессе которого происходят поиски
и установление истины. На допросе сталкиваются
два различных мировоззрения, две воли,
две тактики борьбы, различные интересы.
На допросе нередко решаются судьба допрашиваемого
и судьбы многих людей. Победить в этой
борьбе следователю помогают специальные
научные знания в области психологии и
тактики допроса и мастерство, проявляющееся
в профессиональных навыках ведения диалога.
Поэтому результат допроса в значительной
степени будет зависеть от личностных
качеств его участников, а в решающей мере
– от профессионально необходимых психологических
качеств следователя. Принципиальный,
справедливый, честный, доброжелательный
следователь вызывает уважение у допрашиваемого,
желание дать правдивые показания, помочь
следствию. Эффективность допроса обеспечивают
и другие социально-психологические качества
следователя, такие, как выдержка, самообладание,
эмоциональная устойчивость, жизненный
опыт, профессиональные знания, способность
логически правильно вести допрос. Умение
найти нужный индивидуально-психологический
подход к допрашиваемому – одна из основных
задач следователя. Этот подход предусматривает
учет возраста, пола, образования, профессии,
жизненного опыта допрашиваемого, уровня
культуры, интересов, взглядов, испытываемых
в момент допроса психических состояний.
К внешним коммуникативным качествам
следователя относятся внешний вид, физические
данные, манера поведения, стиль одежды
и т. п. Подтянутость, аккуратность, простота,
общительность следователя, скромный,
деловой стиль одежды, внимательность,
доброжелательность – все это способствует
появлению доверия, готовности к общению
со стороны допрашиваемых, Необходимо
учитывать и психологическое состояние
свидетеля, пришедшего на допрос, так как
для большинства людей вызов к следователю
является необычным событием, вызывающим
волнение и растерянность. Помехой на
пути установления надлежащей психологической
обстановки допроса становятся и отдельные
психологические качества свидетеля,
в частности недоверчивость, замкнутость,
чрезмерная стеснительность, необщительность.
Во всех случаях допросу должна предшествовать
беседа следователя со свидетелем. Беседа
с учетом его взглядов, интересов, настроения,
психологических особенностей способствует
снятию психического напряжения, устранению
недоверия, появлению готовности дать
правдивые показания. Еще большей психологической
подготовки требует допрос потерпевших,
о чем изложено нами в главе 7 данной работы.
Опытный следователь на допросе, целенаправленно
воздействуя на личность допрашиваемого
в рамках закона, умеет выбрать тот единственный
катализатор, кот-й открывает интимный
мир человека, его душу. Одной из ведущих
характеристик этого процесса является
закономерность его динамики, установление
последовательных этапов, раскрытие психологических
факторов, которые определяют особенности
каждого из этапов. Первая, внешняя сторона
– это вводная часть допроса, в ходе которой
следователь получает от допрашиваемого
анкетные данные: фамилию, имя, отчество,
год рождения семейное положение и т. д.
Ее внутренним содержанием является определение
обоими собеседниками пути своего дальнейшего
поведения по отношению друг к другу. Вторая
стадия допроса – стадия перехода к психологическому
контакту, под кот-м понимается готовность
допрашиваемого к общению со следователем,
к даче правдивых показаний. На этой стадии
определяются такие общие параметры беседы,
как ее темп, ритм, уровень напряженности,
основные состояния собеседников и главные
аргументы, кот-ми они будут убеждать друг
друга в своей правоте. Способы установления
психологического контакта весьма разнообразны
и многочисленны. Их выбор зависит от сложившейся
следственной ситуации, особенностей
личности, психологического состояния
допрашиваемого и самого следователя.
Психологический контакт может быть установлен
путем воздействия на социально-психологические
качества потерпевших, свидетелей. Иногда
следователь добивается психологического
контакта, пробуждая доверие к себе, интерес
у потерпевших, свидетелей к общению стремлением
найти общие склонности, увлечения. Объяснив
свидетелю, потерпевшему, в связи с чем
они вызваны на допрос, следователь должен
выслушать их свободный рассказ, что дает
допрашиваемому возможность сосредоточиться,
вспомнить обстоятельства, а следователю
– избежать постановки наводящих вопросов,
внушающего воздействия. Уважительность
и доверие к показаниям свидетелей и потерпевших
должны быть обязательными для следователя.
С его стороны недопустимы грубость, насмешки,
подчеркнутая недоверчивость, невнимательность,
торопливость и т. п. В ходе свободного
рассказа или после его окончания, если
следователь увидит, что допрашиваеммый
значительно отклоняется от интересующих
следствие обстоятельств, он может задавать
дополняющие, уточняющие, контрольные
вопросы. Следователь должен при этом
внимательно следить за формой их постановки,
за своей интонацией, контролировать свою
мимику и жесты, так как и они могут оказывать
внушающее воздействие. Установив мотивы
дачи ложных показаний, следователь должен
стараться убедить недобросовестного
потерпевшего, свидетеля в необходимости
изменить позицию. При расследовании преступлений
очень часто возникает необходимость,
допрашивая свидетелей, потерпевших, установить
точное время воспринимаемого ими события.
В частности, это позволяет, определить
момент совершения преступления, время
нахождения подозреваемого в определенном
месте, другие существенные для дела обстоятельства.
При расследовании преступлений, для которых
характерна быстротечность преступного
события и кратковременность восприятия,
нужно стремиться к установлению возможно
большего числа свидетелей, потерпевших,
тщательно сопоставлять их показания
с другими собранными по делу доказательствами.
Следователь может оказать помощь допрашиваемому
в припоминании времени события. С этой
целью возможно применение метода хронометража.
В качестве точки отсчета избирается какое-либо
памятное потерпевшему, свидетелю событие,
время которого известно. Затем следователь
предлагает допрашиваемому вспомнить,
что он еще делал в этот день, последовательность
его действий, их длительность и тем самым
хронометрирует день до интересующего
следствие момента. В ходе заключительной
части допроса следователь различными
способами (рукопись, машинопись, магнитофонная
запись) фиксирует полученную в результате
допроса информацию и представляет эту
информацию уже в письменном виде допрашиваемому,
кот-й, подтвердив правильность записанного
в протокол, его подписывает. В ходе допроса
между следователем и допрашиваемым происходит
обмен информацией, в которой выделяются
два аспекта: это словесный обмен информацией
между допрашиваемым и допрашивающим
и получение информации о состоянии допрашиваемого
и даже направление его мыслей путем наблюдения
за его поведением (жесты, мимика, цвет
кожных покровов и т. д.). В ходе допроса
всегда должно быть обеспечено тщательное
наблюдение за допрашиваемым для установления
его состояния, которое определяется по
его внешнему виду, поведению, реакции
на передаваемую ему информацию, на основании
анализа его речи (темп, связность, повторения,
отрывистость и т. д.). Так, например, неожиданные
спазмы, изменения скорости и ритма звука
или хохот, быстрое или поверхностное
дыхание и постоянное прерывание других...
рассматриваются как симптомы напряжения.
Допрос потерпевших, свидетелей требует
глубокого изучения их личности, ее психологического
содержания, что позволит оказать воспитательное
воздействие на потерпевших и свидетелей
с антиобщественными взглядами, частнособственической
психологией, ведущих паразитический
образ жизни, алчных, жестоких, трусливых,
грубо нарушающих нормы морали, тем более
если эти социально-психологические отклонения
вошли в число причин, условий, способствовавших
совершению преступления.
Тема
8. ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОГО
ПРОЦЕССА
- Дайте психологическую
характеристику судебного процесса при
рассмотрении уголовных дел.
Стадийность
является существенной особенностью психологической
структуры судебной деятельности. Судебная
деятельность развивается в определенной,
строго регламентируемой процессуальным
законом последовательности, которая
создает соответствующие стадии развития
общей судебной деятельности, что призвано
обеспечить наиболее целесообразные условия
исследования доказательств, способствовать
установлению истины и осуществлению
правосудия.
Наличие
стадий, четкое различие задач, условий
деятельности на каждой стадии — все
это создает наиболее оптимальные
психологические предпосылки для правильного
и полного осуществления правосудия судом.
Усиление этих предпосылок достигается
практической возможностью внутри регламентированных
процессуальным законодательством стадий
провести дополнительное их деление на
определенные этапы, что также обосновывается
выявлением различий в психологической
структуре, в задачах деятельности.
Уголовный
процесс определяет следующие стадии
развития судебной деятельности: предание
суду, судебное рассмотрение, вынесение
и исполнение приговора и другие.
В
стадии предания суду решаются вопросы
познания предварительного расследования
и планирование собственной деятельности.
Непосредственное
восприятие всех источников доказательств
и познание обстоятельств дела осуществляется
при проведении судебного следствия.
Заслушивание
словесных сообщений о результатах
познавательной деятельности, проведенной
участниками судопроизводства (прокурором,
адвокатом и т. д.).
Реализация
основной конструктивной деятельности
(вынесение приговора).
Осуществление
действий, связанных с принятым конструктивным
решением (исполнение приговора).
На
каждой из перечисленных стадий суд
не только решает самостоятельные задачи;
деятельность суда проходит в различных
внешних условиях, по-разному складываются
психические отношения, различно осуществляются
компоненты общей психологической структуры
судебной деятельности.
Психология
рассмотрения уголовного дела в суде
исследует закономерности, связанные
с психической деятельностью всех лиц,
участвующих в рассмотрении дела, а также
воспитательное воздействие судебного
процесса и приговора на подсудимого и
других лиц, роль общественного мнения
как фактора, влияющего на судебный процесс.
Судебное следствие и вынесение приговора
по делу являются логически неизбежной
стадией, следующей за событием преступления
и предварительным следствием. Деятельность
суда, участников судебного процесса весьма
многообразна.
Правосудие,
которое в большей степени, чем
многие другие виды деятельности, выступает
как сфера общения между людьми,
связано с целым рядом социально-психологических
явлений, например эффективностью деятельности
социальных групп, особенностями оценочных
суждений в группе, восприятием и пониманием
людьми друг друга, внушением, авторитетностью,
с социально-психологической ролью личности
и т. д. При этом в сфере судопроизводства
закономерности социальной психологии
могут служить и улучшению и ухудшению
результатов деятельности. Коллегиальное
и состязательное начала при осуществлении
правосудия отвечают закономерностям
социальной психологии. Согласно этим
закономерностям, решению сложных задач,
к таким относится большинство уголовных
дел, благоприятствует взаимодействие
при принятии решения группой лиц. В ходе
совместной деятельности смягчаются крайности
показателей психических процессов всех
членов группы, повышается эффективность
мышления, сковывается действие тех субъективных
факторов, которые могут привести к ошибочному
результату. Коллективная оценка доказательств
является максимально объективной, особенно
в суде присяжных.
Довольно
редко в судебной практике встречаются
случаи разногласия в судейской коллегии.
Вынесение приговора по единогласному
мнению состава суда можно рассматривать
как дополнительную гарантию законности
и обоснованности приговора, поскольку
внутреннее убеждение всех членов судейской
коллегии совпадает, что делает его несомненным.
Такое единогласие, однако, встречается
и при вынесении приговора, отмененного
впоследствии вышестоящим судом, что может
свидетельствовать о давлении неправильного
мнения большинства в судейской коллегии
на формирование собственного убеждения
каждого члена суда. Поэтому все члены
суда должны постоянно помнить о тех опасностях,
которые подстерегают их при формировании
коллективного мнения при разрешении
уголовных дел. Они должны подвергать
внутреннему самоконтролю свои выводы
по данному уголовному делу, чтобы лишний
раз проверить, не формируют ли они их
таким образом под влиянием большинства.
Следует учитывать и то, что состав суда
действует при такой внутренней обстановке,
которая может усилить проявление конформизма.
Эта обстановка характеризуется тем, что
судья среди членов судейской коллегии
находится в особом положении. Он более
всех членов суда владеет информацией,
связанной с рассмотрением дела, являясь
как бы лидером в группе совместно действующих
лиц. В судейской коллегии, кроме того,
существует неравный социальный статус
взаимодействующих лиц. Такой неравный
социальный, а не правовой статус выражается
в том, что судья выполняет свою профессиональную
деятельность, остальные члены суда являются
непрофессиональными судьями.
Согласно
закону председательствующий судья подает
свой голос в процессе совещания судей
последним, имеет своей целью ограничить
возможность влияния мнения судьи на мнение
других членов суда*.
Для
судьи в его реконструктивной
деятельности важны следующие моменты:
предварительное изучение и оценка всех
обстоятельств дела и квалификации, сопоставление
полученной в ходе судебного процесса
информации с материалами предварительного
следствия, нормами закона, окончательный
синтез всей информации при вынесении
приговора.
Наличие
исходной модели прошлого события в материалах
дела создает возможность познавательной
деятельности суда по четкому заранее
определенному плану. Собранные следствием
данные вновь изучаются, планируется анализ
и синтез отдельных фактов, выдвигаются
и разрабатываются возможные версии, другие
модели того же события, действия. Важно
при этом построение версий о личности
подсудимых, об их участии в событии, о
причинах определенного поведения, об
условиях действий и т. д. Состояние готовности
предполагает предельную концентрацию
мыслительных процессов судей именно
на всех обстоятельствах данного уголовного
дела.
- Васильев
В. Л. «Юридическая психология», 5-е издание,
М., 2003 г.
- «Энциклопедия
юридической психологии» А. М. Столяренко.
Закон и право. –М., 2003 г.
- Глазырин
Ф. В. «Психология следственных действий».
Волгоград, 1983 г.