Контрольная работа по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной деятельности осуществляется оперирование информационными процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне. Сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность.

Содержание работы

ФЕНОМЕН ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ.
ПОНЯТИЯ "ЗАДАЧА", "ПРОБЛЕМА" И "ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ".
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ В ШКОЛЕ С.Л.РУБИНТШЕЙНА.
УРОВНИ СОЗНАНИЯ И МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
МОТИВАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЫШЛЕНИЕ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ.

Файлы: 1 файл

57-64.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)
  1. ФЕНОМЕН ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение  реальности, носящее устойчивый характер. Иллюзия восприятия - это феномен  восприятия, существующий только в  голове человека и не соответствующий  какому-либо реальному явлению или  объекту. Могут происходить в  разных модальностях. Наибольшее их число  наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны:

1) иллюзии,  связанные с особенностями строения  глаза. Так, белые предметы  кажутся больше;

2) иллюзии,  связанные с переоценкой величины  вертикальных отрезков по сравнению  с горизонтальными при их действительном равенстве;

3) иллюзии,  обусловленные контрастом. Круг  кажется большим среди маленьких кружков и меньшим - среди больших;

4) иллюзия  переноса. Это означает перенос  свойств целой фигуры на ее  отдельные части. Такова иллюзия  Мюллера-Лайэра;

5) иллюзии  искажения направления линий  под влиянием других линий  фона.

Причины, вызывающие иллюзии восприятия, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют  зрительные иллюзии действием периферических факторов (аккомодацией, движениями глаз и т. д.), другие — влиянием некоторых  центральных факторов. Иногда иллюзии  появляются вследствие действия особых условий наблюдения (например, одним  глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой  глаза.

  1. ПОНЯТИЯ "ЗАДАЧА", "ПРОБЛЕМА" И "ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ".

Проблемная  ситуация — 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду.

В психологии задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация и применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи. В зависимости от характера конечной цели различают Задачи практические и теоретические. Практические задачи направлены на непосредственное преобразование действительности, теоретические - на познание ее. 

Проблема - собирательное понятие, куда входят препятствия, поломки, потери, заболевания, помехи, затруднения и неприятности. Это все то, что мешает нормальной жизнедеятельности, что грузит и грозит, сдерживает и препятствует, что отличает от нормального здорового функционирования.

  1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением. Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Творческое мышление - это способ мыслить, который ведет к созданию нового. Творческое мышление связано с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека.

 

 

  1.  ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ В ШКОЛЕ С.Л.РУБИНТШЕЙНА.

Мышление – опосредованное и  обобщенное познание объективной реальности. Мышление – деятельность субъекта, взаимодействующего с объективным  миром. Мышление потому и является процессом, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом.

Фазы мыслительного процесса:

  • Осознание проблемной ситуации. Постановка проблемы – мыслительный акт, который часто требует большой и сложной работы.
  • Разрешение проблемы. Поиск возможных решений.

Процесс мышления включает в себя:

  • Сравнение – это та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляются эмпирическое обобщение и классификация. Сравнение часто является первичной формой познания. 
  • Анализ - мысленное расчленение предмета на части, но правильный анализ является анализом не только частей, но их связей и отношений.
  • Синтез - соотнесение, сопоставление, всякое установление связи между различными элементами. Синтез объединяет части, полученные путем анализа, по-новому.

Анализ и синтез неразрывно связаны. Основным психологическим процессом мышления при решении задачи является «анализ через синтез». Этот процесс рассматривается как универсальный, позволяющий вскрыть внутренние механизмы мышления субъекта и, в частности, выделить психологические стадии процесса решения задачи.

  • Абстракция -  это специфическая форма анализа, форма, которую анализ приобретает при переходе к дискурсивному мышлению. Дискурсивное мышление – процесс логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль, обусловлена предшествующей.
  • Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящих в выделении, фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений.

Абстракция и обобщение –  две взаимосвязанные стороны  единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при  помощи которых мысль идет к все  более глубокому познанию объективной  реальности в ее существенных свойствах  и закономерностях.

  1. МЫШЛЕНИЕ КАК ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

  1.  УРОВНИ СОЗНАНИЯ И МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Мыслительная  деятельность представляет собой исполнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной деятельности осуществляется оперирование информационными процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне.

Сознание  является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность.

Структура сознания в психологии разделяется  на три уровня отражения действительности: чувственно-эмоциональный (отражение  объекта действительности органами чувств); рационально-дискурсивный (отражение  объекта опосредованное, то есть выделение  в нем обобщающих существенных черт и свойств); интуитивно-волевой (целостное  восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и  разум).

  1. МОТИВАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЫШЛЕНИЕ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ.

*Мотивация – необходимое условие для развертывания мыслительной деятельности к решению задачи, но она может быть разной: на одном полюсе внешняя, на другом – внутренняя мотивация. Задача на мышление всегда предполагает затруднение. Как только человек  с ним сталкивается у него актуализируется новая потребность и внешняя добавляется к внутренней.  Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы (установки).    

Виды  мотивации:

1.      Самоутверждение;

2.      Достижения;

3.      Избегание неуспеха;

4.      Познавательная;

5.      Социально-ролевая.

* ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения.

Существует ряд  механизмов целеобразования:

1) превращение  полученного требования в индивидуальную  цель;

2) выбор одного  из наличных требований;

3) превращение  мотивов в мотивы-цели при их  осознании;

4) превращение  побочных результатов действия  в цель;

5) преобразование  неосознанных предвосхищений в  цель;

6) выделение  целей промежуточных;

7) переход от  целей предварительных к окончательным;

8) образование  иерархии и временной последовательности  целей. 

МЫШЛЕНИЕ — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

 

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЛЕНИЯ.

Информация о работе Контрольная работа по "Общей психологии"