Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:18, контрольная работа
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Федеральное агентство по образованию
Академия гуманитарных наук (Омское отделение)
НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
Социально-экономический факультет
Контрольная работа
По дисциплине: Педагогическая психология.
За 3 курс 5 семестр
Форма контроля: (экзамен)
Студента 3 курса
Специальности:
Управление
Форма обучения: заочная форма
Лёвочкиной Елены Геннадьевны
2012 год
Понятие
«учебная деятельность»
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».
Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности). Знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности – развитие ученика.
В связи с этим появляется необходимость перевода методической системы обучения информатике на язык деятельности и включения в учебный процесс по информатике учебной деятельности учащихся, а более конкретно, такого ее компонента, как приемы учебной деятельности учащихся.
Учебная задача – это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.
Учебные задания выполняются при решении конкретных предметных задач и, таким образом, представляют собой синтез предметной задачи (задач) и учебной цели (целей).
Приемы деятельности учащихся:
1) Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.
2) Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.
3)Состав приема - схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания.
4) Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.
Общеучебные приемы:
1. Приемы познавательной (внутренней) деятельности:
- приемы слушания,
- наблюдения,
- рассматривания,
- измерения,
- переписывания,
- зарисовывания,
- планирования работы с учебником и другими средствами информации,
- пересказа информации,
- самоконтроля,
- организации учебного общения,
- организации домашней работы и т.п.;
Их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью.
2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности:
- приемы внимания,
- запоминания;
- оперирования образами,
- представлениями,
- понятиями,
- суждениями,
- умозаключениями,
- мыслительными операциями и действиями;
- приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;
- приемы рефлексии и др.
Общие приемы учебной деятельности учащихся:
1. приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы по информатике, ведения тетради по информатике, приемы воспроизведения материала и т.д.
2. приемы познавательной
деятельности в сфере
Специальные приемы учебной деятельности учащихся:
Это такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах этого курса (информационные технологии, программирование и алгоритмизация, логические основы работы компьютера, информация и информационные процессы).
Частные приемы учебной деятельности учащихся:
Это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.
Обобщенные приемы учебной деятельности учащихся
1. Диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности - анализ существующего положения, готовности учащихся к выполнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности;
2. Постановка целей
учебной деятельности и
3. Введение приема (нескольких
приемов) - инструктаж о способах
учебной деятельности, направленный
на усвоение учащимися состава
приема; для этого он должен
быть сформулирован и
4. Отработка введенного
приема, в процессе которой на
основе его осознания
5. Оперативный контроль
и коррекция процесса
6. Применение нового
приема (в типичных, стандартных)
ситуациях, отчего умение
7. Обобщение и перенос усвоенного приема, к которому учащиеся , по существу, постепенно подводятся на предыдущих этапах; действительно, формулировка каждого приема учебной деятельности есть обобщение (первичное) способа решения нескольких конкретных учебных задач в результате анализа составляющих действий; дальнейший анализ самих приемов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению учебных задач и сформулировать обобщенный прием;
8. Закрепление обобщенного приема; этот этап сливается с повседневной учебной деятельностью учащихся.
9. Обучение нахождению
новых приемов учебной
Компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи.
И. Ломпшер и А. Коссаковски выделяют в структуре УД следующие учебные действия:
- восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
- наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
- сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
- предметно-практические действия;
- устное или письменное изложение усвоенного материала;
- языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
- подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
- выполнение различных задач и упражнений;
- оценка качества действия, события, поведения.
В состав учебных действий входят:
- принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
- преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;
- моделирование выделенного отношения;
- преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.
Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются:
- действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;
- действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;
- действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;
- действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;
- действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;
- действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.
Учебные действия могут рассматриваться с разных точек зрения, с разных позиций: субъектно-деятельностной, предметно-целевой; отношения к предмету деятельности (основное или вспомогательное действие); внутренних или внешних действий; дифференциации внутренних умственных, интеллектуальных действий по психическим процессам; доминирования продуктивности (репродуктивности) и т.д. Иначе говоря, в разнообразии видов действий отражается все многообразие человеческой деятельности вообще и учебной в частности. Рассмотрим основные их виды.
С позиции субъекта деятельности в учении прежде всего выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его. Так, любая деятельность, например решение задачи написания текста, вычисления, начинается с осознания цели как ответа на вопрос «для чего», «с какой целью я это делаю». Но постановка таких вопросов, нахождение ответов и подчинение своего поведения этому решению есть сложная совокупность действий. Рассматривая планы и структуру поведения, Ю. Галантер, Дж. Миллер, К. Прибрам отмечали важность выработки общего плана (стратегии) поведения, т.е. совокупности определенных умственных действий по осознанию характера и последовательности поведенческих актов. Исполнительские действия суть внешние действия (вербальные, невербальные, формализованные, неформализованные, предметные, вспомогательные) по реализации внутренних действий целеполагания, планирования, программирования. Одновременно субъект деятельности осуществляет постоянное оценивание и контролирование ее процесса и результата в форме действий сличения, коррекции и т.д. В силу того, что действия контроля и оценки ученика — превращенные внешние интерпсихологические действия учителя, они будут рассмотрены отдельно.
Информация о работе Контрольная работа по: Педагогическая психология