Контрольная работа по: Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

Файлы: 1 файл

пед.псих.э.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агентство по образованию

Академия гуманитарных наук (Омское  отделение)

НОУ  ВПО  «Омская гуманитарная академия»

Социально-экономический  факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

По дисциплине:   Педагогическая психология.

За  3   курс  5   семестр

Форма контроля:  (экзамен)

 

                         

 

 

 

 

         Студента                  3            курса

             Специальности:        Управление                                              персоналом

                             Форма обучения: заочная форма

Лёвочкиной  Елены Геннадьевны

 

 

 

 

 

2012 год

 

 

 

 

 

  1. Виды действий и приемов учебной деятельности.

 

     Понятие  «учебная деятельность» достаточно  неоднозначно. В широком смысле  слова она иногда неправомерно  рассматривается как синоним  научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

      Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».

       Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

     Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности). Знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности – развитие ученика.

       В связи с этим появляется необходимость перевода методической системы обучения информатике на язык деятельности и включения в учебный процесс по информатике учебной деятельности учащихся, а более конкретно, такого ее компонента, как приемы учебной деятельности учащихся.

     Учебная задача – это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.

        Учебные задания выполняются при решении конкретных предметных задач и, таким образом, представляют собой синтез предметной задачи (задач) и учебной цели (целей).

      Приемы деятельности учащихся:

1) Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.

2) Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.

3)Состав приема - схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания.

4) Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.

    Общеучебные приемы:

1.  Приемы познавательной (внутренней) деятельности:

- приемы слушания,

- наблюдения,

- рассматривания,

- измерения,

- переписывания,

- зарисовывания,

- планирования работы с учебником  и другими средствами информации,

- пересказа информации,

- самоконтроля,

- организации учебного общения,

- организации домашней работы и т.п.;

    Их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью.

    2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности:

- приемы внимания,

- запоминания;

- оперирования образами,

- представлениями,

- понятиями,

- суждениями,

- умозаключениями,

- мыслительными операциями и действиями;

- приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;

- приемы рефлексии и др.

      Общие приемы учебной деятельности учащихся:

1. приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы по информатике, ведения тетради по информатике, приемы воспроизведения материала и т.д.

2. приемы познавательной  деятельности в сфере информационных  объектов - приемы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приемы характерных для информатики мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) в их специфической форме и т.д.

     Специальные приемы учебной деятельности учащихся:

     Это такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах этого курса (информационные технологии, программирование и алгоритмизация, логические основы работы компьютера, информация и информационные процессы).

    Частные приемы учебной деятельности учащихся:

     Это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.

      Обобщенные приемы учебной деятельности учащихся

1. Диагностика сформированности  необходимых приемов учебной  деятельности - анализ существующего положения, готовности учащихся к выполнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности;

2. Постановка целей  учебной деятельности и принятие  их учащимися - мотивация той  ее стороны, которая направлена  на овладение необходимыми приемами этой деятельности, возбуждение интереса к ней;

3. Введение приема (нескольких  приемов) - инструктаж о способах  учебной деятельности, направленный  на усвоение учащимися состава  приема; для этого он должен  быть сформулирован и представлен  в качестве предмета специального усвоения;

4. Отработка введенного  приема, в процессе которой на  основе его осознания формируется  умение;

5. Оперативный контроль  и коррекция процесса формирования  приема (текущий контроль) выявление  пробелов и организация  необходимой  помощи учащимся в их устранении, уточнение задач учебной деятельности и средств их решения;

6. Применение нового  приема (в типичных, стандартных)  ситуациях, отчего умение становится  все более автоматизированным, т.е.  превращается в навык;

7. Обобщение и перенос усвоенного приема, к которому учащиеся , по существу, постепенно подводятся на предыдущих этапах; действительно, формулировка каждого приема учебной деятельности есть обобщение (первичное) способа решения нескольких конкретных учебных задач в результате анализа составляющих действий; дальнейший анализ самих приемов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению учебных задач и сформулировать обобщенный прием;

8. Закрепление обобщенного  приема; этот этап сливается с  повседневной учебной деятельностью учащихся.

9. Обучение нахождению  новых приемов учебной деятельности  на основе изученного, необходимых  для использования обобщенного  приема в новых (незнакомых, нестандартных)  ситуациях.

     Компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи.

     И. Ломпшер и А. Коссаковски выделяют в структуре УД следующие учебные действия:

- восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);

- наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

- сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

- предметно-практические действия;

- устное или письменное изложение усвоенного материала;

- языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

- подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

- выполнение различных задач и упражнений;

- оценка качества действия, события, поведения.

     В состав учебных действий входят:

- принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;

- преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;

- моделирование выделенного отношения;

- преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде;

- построение системы частных задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.

       Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются:

- действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;

- действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;

- действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;

- действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;

- действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;

- действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.

    Учебные действия могут рассматриваться с разных точек зрения, с разных позиций: субъектно-деятельностной, предметно-целевой; отношения к предмету деятельности (основное или вспомогательное действие); внутренних или внешних действий; дифференциации внутренних умственных, интеллектуальных действий по психическим процессам; доминирования продуктивности (репродуктивности) и т.д. Иначе говоря, в разнообразии видов действий отражается все многообразие человеческой деятельности вообще и учебной в частности. Рассмотрим основные их виды.

 

    С позиции субъекта деятельности в учении прежде всего выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его. Так, любая деятельность, например решение задачи написания текста, вычисления, начинается с осознания цели как ответа на вопрос «для чего», «с какой целью я это делаю». Но постановка таких вопросов, нахождение ответов и подчинение своего поведения этому решению есть сложная совокупность действий. Рассматривая планы и структуру поведения, Ю. Галантер, Дж. Миллер, К. Прибрам отмечали важность выработки общего плана (стратегии) поведения, т.е. совокупности определенных умственных действий по осознанию характера и последовательности поведенческих актов. Исполнительские действия суть внешние действия (вербальные, невербальные, формализованные, неформализованные, предметные, вспомогательные) по реализации внутренних действий целеполагания, планирования, программирования. Одновременно субъект деятельности осуществляет постоянное оценивание и контролирование ее процесса и результата в форме действий сличения, коррекции и т.д. В силу того, что действия контроля и оценки ученика — превращенные внешние интерпсихологические действия учителя, они будут рассмотрены отдельно.

Информация о работе Контрольная работа по: Педагогическая психология