Контрольная работа по «Психологии и педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

1.Профессиональная адаптация специалиста.
2. Составить блок- схему: «Методы контроля эффективности педагогического процесса».
3. Верно ли, темперамент - сознательное регулирование своего поведения в деятельности?
4. Верно ли, что экстраверсия – направленность личности на мир внешних объектов
5. Исключите лишнее. В зависимости от структуры родственных связей выделяются следующие типы семей:
7. Продолжите определение: самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей .

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 60.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 Бузулукский  гуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательного  учреждения 

высшего профессионального  образования 

«Оренбургский Государственный Университет»

 

 Факультет заочного обучения

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология и педагогика»

 

Вариант № 3

 

БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ 080107.65.6010.04 ОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель  работы

___________Ненашева О.О.

«___»______________2010г.

Исполнитель

 студент  гр. 2031

_____________Прокопенко Д.В.

«____»______________2010г.

Нормоконтроль

___________ Максимова  С.М.

«___»_____________2010г.

 

 

 

Бузулук 2010г.

 

 

 

 

3 вариант

 

               1.Профессиональная адаптация специалиста.

 

В словаре  иностранных слов «адаптация» трактуется как «приспособление организма, органов чувств к окружающим условиям». Следовательно, человек в жизни  адаптируется буквально ко всему  и от того, насколько быстро и  легко пройдёт этот период, настолько  большая отдача сил, энергии и  интеллекта будет от человека.

Адаптация молодого специалиста – это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, производственных навыков, трудовой дисциплины, традиций трудового коллектива, то есть процесс  вхождения в ту или иную социальную среду.

В коллективе складывается определенная система  различных деловых и личных взаимоотношений, которые основаны на взаимном доверии  и уважении людей, открытости, порядочности. Особенность трудового коллектива библиотеки в том, что атмосфера, созданная в нём, напрямую касается качества работы с пользователями и  поэтому создание для каждого  сотрудника возможности развиваться  как творческой личности очень важно. Коллектив обладает высокой эффективностью в работе, его сотрудники всегда объединены какой-то общей целью. Важным моментом успешности жизнедеятельности  такого коллектива является настроение и атмосфера, в которой он живет  или социально-психологический климат коллектива, а это - эмоции, отношения, настроения, мнения и установки. Особенно ценны для благоприятной обстановки любого коллектива такие черты характера  человека, как жизнерадостность, веселый  нрав, оптимизм, а также, уравновешенность и самообладание, которые смогут не допустить конфликта. Таким образом, нормальный, здоровый психологический  климат в коллективе всегда является залогом его успешности и работоспособности.

Молодой сотрудник, осваивая профессиональную сферу своей жизни, всегда проходит два уровня адаптации, профессиональный и психологический. Профессиональная адаптация – процесс взаимного  приспособления работника и организации, основывающийся на постепенном включении  сотрудника в трудовой процесс в  новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических  условиях труда, на её ход влияют индивидуальные характеристики человека, его интересы, установки, особенности интеллекта. Психологическая адаптация, по мнению специалистов, является наиболее важной. Это сложный, длительный, а иногда и болезненный процесс, связанный  с изменением внутреннего мира человека. Он обусловлен отказом от привычного, связан с преодолением различных  профессиональных затруднений. Молодой  специалист вынужден мобилизовать волю, энергию, сдерживать эмоции. При этом ломаются прежние представления, стереотипы деятельности, формируются новые навыки, умения, изменяется поведение. Здесь важнейшее значение имеет духовная атмосфера коллектива, которая может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на молодого специалиста. Любой коллектив имеет свои законы, которые уже сложились до прихода молодого человека и работают по своей определенной схеме. Чем быстрее молодой сотрудник поймет законы своего нового коллектива, отношения внутри него, тем быстрее пройдет его адаптация. Неприятие молодого специалиста, безразличное или даже агрессивное отношение к нему со стороны коллег способны негативно повлиять на профессиональное самоопределение. Нормальный психологический климат, искренняя и доброжелательная атмосфера скорее вызовут у молодого специалиста заинтересованность в работе даже при низкой зарплате. Кроме того, проявляя интерес к работе коллег, молодой специалист сможет завоевать определенное доверие к себе и приобретет профессиональный опыт.

Какие могут  быть проблемы у молодого специалиста? В вопросе начинающих специалистов существуют общественные стереотипы. Речь идет об отсутствии восприятия старшими коллегами новичка как полноценного сотрудника и восприятие его как  необразованного, глупого человека (широко известна фраза «Яйца курицу не учат»). Нередко руководители и  коллеги старшего поколения хотят  от молодых библиотекарей простого выполнения обязанностей, подчинения, исключая их инициативу и творческие начинания. В таких случаях не рекомендуется начинающему библиотечному  специалисту все происходящее относить к «конфликту поколений» и опускать руки. Выход виден в попытке  создания имиджа серьезного работника, который видит свою цель в овладении  основными навыками библиотечной профессии, а также в проявлении ответственности  и определенных организаторских  способностей. Человек сам определяет свою позицию, находит те роли, которые  ему подходят. Но в условиях вхождения  в новый коллектив, на первом этапе, не стоит противопоставлять себя коллективу, лучше действовать в  контакте с коллегами, быть готовым  оказать и принять помощь от сотрудников. При этом молодому библиотекарю необходимо постараться не ставить себя на ступеньку  ниже остальных работников, а попробовать  решать профессиональные проблемы вместе с ними. Тогда специалист сможет завоевать определенное доверие  к себе и приобретет профессиональный опыт.

Доверие со стороны руководства положительно влияет на адаптацию нового сотрудника. Например, в моём случае мне доверили самостоятельный участок работы – заведование сектором рекламы  библиотечных услуг, оформительской и  издательской деятельности. Для меня это стало стимулом к более  критичной оценке своих собственных  действий, но в тоже время повысило профессиональную самооценку и придало  уверенности в себе. В то же время  в этом случае есть подводные камни. Высокая должность – сразу  высокие требования со стороны коллектива, что зачастую негативно влияет на адаптацию молодого специалиста.

Благоприятным для успешной адаптации будет  и кураторство со стороны старших  коллег. Как правило, в роли куратора выступает непосредственный заведующий отделом или сектором. В моём случае куратором стала заведующая отделом  методической, справочно-библиографической  и информационной работы, подразделением которого и является сектор рекламы  библиотечных услуг, оформительской и  издательской деятельности.

Проявление  интереса к делам коллег, вступление в обсуждение проблем коллектива, и не только профессиональных, вежливость и доброжелательность – все это  создаст благоприятное впечатление  о молодом работнике, покажет, что  он заинтересован в общем деле организации. При этом рекомендуется  разговаривать с людьми разных поколений  на их языке. Не стоит молодому специалисту  использовать молодежный сленг или  свой какой-то непонятный язык, который  уместен только в компании друзей, не связанных с работой.

Одним из немаловажных моментов является и внешнее  впечатление о человеке, которое, в большинстве случаев, складывается на основе прически, глаз, улыбки. К  нему можно добавить еще и одежду. А дальше мы уже присматриваемся  к личным качествам. Встречая нового человека, коллектив сразу относит  его к определенной категории, и  строит свое поведение в соответствии со сложившимися стереотипами. Лучше  всего, конечно, определенная установка  на то, что у каждого человека есть как положительные, так и  отрицательные качества. И только умение гибко действовать в соответствии с положительными качествами сотрудника и мягко сглаживать отрицательные  – создаст предпосылки более  объективного оценивания и предупредит  некоторые искажения в представлении  о нем. При этом высокая профессиональная компетентность молодого сотрудника вызывает уважение.

В направлении  кадровой политики, а именно, успешной адаптации принятых специалистов к  работе и трудовому коллективу интересен  опыт Ставропольской краевой юношеской  библиотеки. С 1997 года там работает «Служба психолога», специалисты  которой разработали тренинг  «Лестница успеха». Курс базируется на современных психотехниках достижения успеха в общении и направлен  на формирование:

-основных принципов адаптивного поведения;

-модели построения индивидуальной стратегии профессионального развития;

-техники саморегуляции;

-этики деловых взаимоотношений;

-основ функционального имиджа.

Данная  программа помогает специалистам, особенно молодым, освоить психологию и этику  деловых отношений и успешнее пройти как профессиональную, так  и психологическую адаптацию.

Обобщая все изложенное выше, можно сказать, что сочетание тактики руководителя, помощи куратора и определенной политики молодого сотрудника, его знаний и  умений в области профессиональных взаимоотношений поможет успешно пройти как профессиональную, так и психологическую адаптацию в библиотеке. Молодой сотрудник постепенно приобретет опыт общения с коллегами, а с ним придет и профессиональный опыт, карьерный рост.

 

 

2. Составить  блок- схему: «Методы контроля  эффективности педагогического  процесса».

 

 

 

3. Верно  ли, темперамент - сознательное регулирование  своего поведения в деятельности?

А) да

Б) нет

 

Ответ: а) да;

 

4. Верно  ли, что экстраверсия – направленность  личности на мир внешних объектов

А) верно

Б) нет

 

Ответ: а) верно;

 

5. Исключите  лишнее. В зависимости от структуры  родственных связей выделяются  следующие типы семей:

А) простая

Б) смежная

В) расширенная

Г) полная

Д) неполная

 

Ответ: б) смежная;

 

6. Исключите  лишнее. Послевузовское профессиональное  образование включает:

А) аспирантуры

Б) докторантуры

В) регламентуры

Г) ординатуры

Д) адъюнктуры

 

Ответ: в) регламентуры;

 

7. Продолжите  определение: самоактуализация - стремление  человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей .

 

 

Список использованной  литературы

 

1 И.В.Добровина.  Психология., М., 2002г.

2 Р.С.Немов.  Психология., М., 1998г.

3 А.А.Радугин.  Педагогика., М., 2002г

4 Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие 2000г

5 Горячев  М.Д, Долгополова А.В учебное  пособие Психология и педагогика

Изд. Самарский  университет 2003г.

6 Рогов Е.И.  Общая психология: курс лекций., М  1998г.

7 Бордовская  Н.В Реан А.А учебное пособие  Педагогика ., СПб 2000г.


Информация о работе Контрольная работа по «Психологии и педагогике»