Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:22, контрольная работа
Цель работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков анализа психологических проблем.
Педагогика как наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Основные категории педагогики: воспитание, обучение и развитие, как фундаментальные категории педагогики, их диалектическая взаимосвязь.
Введение…………………………………………………………………………...2
Психология: предмет, подходы, задачи, методы………………………...3
Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Распределите эти характеристики на группы и дайте обоснование своего выбора. (Список характеристик: старательность, низкая адаптация в темноте, общительность, хорошая двигательная координация, высокая эмоциональная возбудимость, аккуратность, скромность, быстрый темп деятельности, лживость, ригидность.)……………………………………7
Заключение………………………………………………………………….……10
Литература……………………………………………………………………….11
Содержание
Вариант №1
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность данной тематики заключается в том, что проследив все этапы развития психологии мы сможем лучше понимать, что она представляет на сегодняшний день.
Цель работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков анализа психологических проблем.
Педагогика как наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Основные категории педагогики: воспитание, обучение и развитие, как фундаментальные категории педагогики, их диалектическая взаимосвязь.
Воспитание как общественное явление передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Обучение как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Развитие человека как результат обучения и воспитания. Самообразование, самовоспитание и саморазвитие как цель и средство современной педагогики. Единство образования и самообразования.
Цели, содержание и структура непрерывного образования.
Принципы непрерывного образования:
1. Психология: предмет, подходы, задачи, методы.
Психология — это наука, изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:
Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;
в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
В начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение, согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальтизм-психология; личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.
В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.
Основные задачи психологии:
– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.
Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.
Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.
Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.
1) Объективные методы психологии
Методологической основой объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся следующие методы:
• наблюдение (сплошное, выборочное);
• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);
• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);
• опрос (анкетирование, беседа, интервью);
• математическое моделирование и статистический анализ.
Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.
Эксперимент – один из основных методов психологии.
2) Методы описания и понимания психологии человека
Основные методы этой группы следующие:
• интроспекция;
• самоотчет;
• включенное наблюдение;
• эмпатическое слушание;
• идентификация и др.
Интроспекция (или самонаблюдение) исходит из фундаментальной особенности психики человека – ее рефлексивной природы. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описаний человеком самого себя. Это могут быть письма, исповеди, автобиография, дневники. Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму объективного наблюдения. Эмпатическое слушание – это переживание исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. При идентификации исследователь воображает себя на месте другого человека, как бы мысленно воплощается в нем.
3. Методы психологической практики
Психологическая практика по
своим задачам, методам, формам представляет
собой многообразные виды практик.
Она включает в себя работу с людьми,
имеющими психические отклонения или
проблемы, ориентирована на работу
с представителями
Основными среди них являются:
• психотерапия;
• психологическая консультация;
• психокоррекция;
• психотренинг и др.
Выбор методов в психологии
– дело непростое. Исследование сложных
социально-психологических
Основной задачей
психологии как науки является изучение
объективных психологических
Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
2. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Распределите эти характеристики на группы и дайте обоснование своего выбора. (Список характеристик: старательность, низкая адаптация в темноте, общительность, хорошая двигательная координация, высокая эмоциональная возбудимость, аккуратность, скромность, быстрый темп деятельности, лживость, ригидность, т.е. недостаточная подвижность) (см.табл№1)
Человек — это, с одной стороны, биологическое
существо, а с другой — существо общественное.
Это существо, воплощающее высшую ступень
развития жизни, субъект общественно-исторической
деятельности. Человек как субъект и продукт
трудовой деятельности в обществе является
системой, в которой физическое и психическое,
генетически обусловленное и прижизненно
сформированное, природное и социальное
образуют нерасторжимое единство.
Индивид (от лат.
"неделимое") — это человек как единичное
природное существо, представитель вида
Homo Sapiens, носитель индивидуально своеобразных
черт (задатков, влечений и т. д.). Наиболее
общими характеристиками индивида являются:
целостность психофизиологической организации,
устойчивость во взаимодействии с окружающим
миром, активность.
Личность — это тот
же человек, но рассматриваемый как общественное
существо. Личность — это
системное качество, приобретаемое индивидом
в предметной деятельности и общении,
характеризующее его со стороны включенности
в общественные отношения. Характеристика
человека со стороны его социально значимых
отличий от других людей определяется
индивидуальностью, т. е. своеобразием
психики и личности индивида, ее неповторимостью.
Индивидуальность проявляется в чертах
темперамента, характера, в специфике
интересов, качеств интеллекта, потребностей
и способностей индивида.
Психологические
характеристики личности и ее структура.
Отмечаются три важнейшие психологические
характеристики личности: устойчивость
свойств личности, единство личности,
активность личности. Личность — очень
сложное целое, но в ней условно можно
выделить три основных блока. Это направленность
личности (система ее отношений к окружающему
миру — мотивы, потребности, чувства, интересы);
возможности личности (способности); психологические
особенности поведения личности (темперамент,
характер).
В структуре личности различают
также три составляющие:
1) внутрииндивидную
(интраиндивидную) — представлена
в строении темперамента, характера, способностей
человека;
2) интериндивидную
— представлена совокупностью предметных
взаимоотношений индивидов;
3) метаиндивидную (надиндивидную)
— представлена "вкладами" в других
людей, которые индивид вольно или невольно
осуществляет посредством своей деятельности
(этот процесс назван "персонализация").
Психофизиологические свойства индивида составляют основу ощущений и восприятия, представлений и воображения, памяти и внимания, мышления, эмоциональных переживаний, т. е. всего того, что составляет чувственную ткань психической деятельности человека, содержание его сознания.
Индивидные свойства по отношению
к личности и субъекту деятельности
могут быть:
• одним из условий их развития (например,
задатки по отношению к способностям);
• их частным содержанием (например, ощущения,
восприятие, представления, воображение,
память, эмоции составляют чувственную
сторону сознания);
• механизмом функционирования (например,
психофизиологические функции по отношению
к действиям и операциям субъекта деятельности);
• одним из факторов развития (например,
темперамент по отношению к способностям
и мотивам личности).
Наиболее распространен список черт личности, используемый в классических психологических тестах: MMPI, тесте Кеттелла и других.
По Кеттелу, это в первую очередь:
«замкнутость - общительность», интеллект, «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность», «подчиненность-доминантность», «сдержанность - экспрессивность», «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения», «робость - смелость», «жесткость – чувствительность», «доверчивость - подозрительность», «практичность - мечтательность», «прямолинейность -дипломатичность», «спокойствие - тревожность», «консерватизм - радикализм», «конформизм - нонконформизм», «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», «расслабленность - напряженность»,
«адекватная самооценка – неадекватная самооценка» (первичный факторы теста), а также "тревога", "экстраверсия - интроверсия", "чувствительность" и "конформность" (вторичные факторы теста).
Информация о работе Контрольная работа по психологии и педагогике