Контрольная работа по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков анализа психологических проблем.
Педагогика как наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Основные категории педагогики: воспитание, обучение и развитие, как фундаментальные категории педагогики, их диалектическая взаимосвязь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Психология: предмет, подходы, задачи, методы………………………...3
Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Распределите эти характеристики на группы и дайте обоснование своего выбора. (Список характеристик: старательность, низкая адаптация в темноте, общительность, хорошая двигательная координация, высокая эмоциональная возбудимость, аккуратность, скромность, быстрый темп деятельности, лживость, ригидность.)……………………………………7
Заключение………………………………………………………………….……10
Литература……………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика АЛЕКСЕЕВ НОВАЯ.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Вариант №1

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Психология: предмет, подходы, задачи, методы………………………...3
  2. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Распределите эти характеристики на группы и дайте обоснование своего выбора. (Список характеристик: старательность, низкая адаптация в темноте, общительность, хорошая двигательная координация, высокая эмоциональная возбудимость, аккуратность, скромность, быстрый темп деятельности, лживость, ригидность.)……………………………………7

Заключение………………………………………………………………….……10

Литература……………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной тематики заключается в том, что проследив все этапы развития психологии мы сможем лучше понимать, что она представляет на сегодняшний день.

Цель работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков анализа психологических проблем.

Педагогика как наука  о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Основные категории педагогики: воспитание, обучение и развитие, как фундаментальные категории педагогики, их диалектическая взаимосвязь.

Воспитание как общественное явление передачи исторического  и культурного опыта от поколения  к поколению. Обучение как процесс  взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Развитие человека как  результат обучения и воспитания. Самообразование, самовоспитание и саморазвитие как цель и средство современной педагогики. Единство образования и самообразования.

Цели, содержание и структура непрерывного образования.

Принципы непрерывного образования:

  • поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности;
  • вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;
  • интеграция учебной и практической деятельности;
  • учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;
  • содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;
  • единство профессионального, общего и гуманитарного образования;
  • самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;
  • интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.

 

 

 

1. Психология: предмет,  подходы, задачи, методы.

Психология — это наука, изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились  разные представления о предмете психологии:

 

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

В начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение, согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

процессы переработки  информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальтизм-психология; личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

 

 

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

 

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется  в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Все методы психологии могут  быть разделены на три группы: 1) объективные  методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

 

 

 

1) Объективные методы психологии

Методологической основой  объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся  следующие методы:

• наблюдение (сплошное, выборочное);

• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);

• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);

• опрос (анкетирование, беседа, интервью);

• математическое моделирование и статистический анализ.

Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.

Эксперимент – один из основных методов психологии.

2) Методы описания и понимания психологии человека

Основные методы этой группы следующие:

• интроспекция;

• самоотчет;

• включенное наблюдение;

• эмпатическое слушание;

• идентификация и др.

 

Интроспекция (или самонаблюдение) исходит из фундаментальной особенности психики человека – ее рефлексивной природы. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описаний человеком самого себя. Это могут быть письма, исповеди, автобиография, дневники. Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму объективного наблюдения. Эмпатическое слушание – это переживание исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. При идентификации исследователь воображает себя на месте другого человека, как бы мысленно воплощается в нем.

3. Методы психологической практики

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Она включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или  проблемы, ориентирована на работу с представителями коммуникативных  профессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и  методики, использующиеся в современной  психологической практике, тем более  что их арсенал постоянно пополняется.

Основными среди них являются:

• психотерапия;

• психологическая консультация;

• психокоррекция;

• психотренинг и др.

Выбор методов в психологии – дело непростое. Исследование сложных  социально-психологических явлений, как правило, должно базироваться не на отдельных методах, а на их совокупности.

Основной задачей  психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических  свойств личности и психологических  особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Распределите эти характеристики на группы и дайте обоснование своего выбора. (Список характеристик: старательность, низкая адаптация в темноте, общительность, хорошая двигательная координация, высокая эмоциональная возбудимость, аккуратность, скромность, быстрый темп деятельности, лживость, ригидность, т.е. недостаточная подвижность) (см.табл№1)

Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, а с другой — существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. 
Индивид (от лат. "неделимое") — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков, влечений и т. д.). Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, активность. 
Личность — это тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо. Личность — это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Характеристика человека со стороны его социально значимых отличий от других людей определяется индивидуальностью, т. е. своеобразием психики и личности индивида, ее неповторимостью. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Психологические характеристики личности и ее структура. 
Отмечаются три важнейшие психологические характеристики личности: устойчивость свойств личности, единство личности, активность личности. Личность — очень сложное целое, но в ней условно можно выделить три основных блока. Это направленность личности (система ее отношений к окружающему миру — мотивы, потребности, чувства, интересы); возможности личности (способности); психологические особенности поведения личности (темперамент, характер).

В структуре личности различают  также три составляющие: 
1) внутрииндивидную (интраиндивидную) — представлена в строении темперамента, характера, способностей человека; 
2) интериндивидную — представлена совокупностью предметных взаимоотношений индивидов; 
3) метаиндивидную (надиндивидную) — представлена "вкладами" в других людей, которые индивид вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности (этот процесс назван "персонализация").

Психофизиологические свойства индивида составляют основу ощущений и восприятия, представлений и  воображения, памяти и внимания, мышления, эмоциональных переживаний, т. е. всего  того, что составляет чувственную  ткань психической деятельности человека, содержание его сознания.

Индивидные свойства по отношению  к личности и субъекту деятельности могут быть: 
• одним из условий их развития (например, задатки по отношению к способностям); 
• их частным содержанием (например, ощущения, восприятие, представления, воображение, память, эмоции составляют чувственную сторону сознания); 
• механизмом функционирования (например, психофизиологические функции по отношению к действиям и операциям субъекта деятельности); 
• одним из факторов развития (например, темперамент по отношению к способностям и мотивам личности).

 

Наиболее распространен  список черт личности, используемый в  классических психологических тестах: MMPI, тесте Кеттелла и других.

По Кеттелу, это в первую очередь:

«замкнутость - общительность», интеллект, «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность», «подчиненность-доминантность», «сдержанность - экспрессивность», «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения», «робость - смелость», «жесткость – чувствительность», «доверчивость - подозрительность», «практичность - мечтательность», «прямолинейность -дипломатичность», «спокойствие - тревожность», «консерватизм - радикализм», «конформизм - нонконформизм», «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», «расслабленность - напряженность»,

«адекватная самооценка –  неадекватная самооценка» (первичный  факторы теста), а также "тревога", "экстраверсия - интроверсия", "чувствительность" и "конформность" (вторичные факторы теста).

Информация о работе Контрольная работа по психологии и педагогике