Контрольная работа по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Ответственность — черта характера, отчетливо проявляющаяся на «установочном» и поведенческом уровне и как готовность, и как реализация этой готовности взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу не только, когда данная активность осуществляется самим «ответственным субъектом», но и когда на него формально или неофициально возложен контроль за проявлениями групповой активности и ее последствиями.

Содержание работы

Вопрос 1. Проанализируйте положение о том, что важнейшим регулятором поведения человека в коллективе является осознание им ответственности.
Вопрос 2. Охарактеризуйте основные стили управления.
Вопрос 3. Соотнесите понятия с их определениями.
Список литературы

Файлы: 1 файл

псих.контр раб (Автосохраненный).docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Выбор руководителем того или иного  стиля руководства, конечно, не является случайным, он определяется рядом факторов. Решающее значение при этом имеют следующие моменты:

  • Личные качества руководителя, особенно волевые качества, коммуникативные способности и пр.;
  • Наличие опыта применения того или иного стиля руководства в предшествующей деятельности;
  • Характер конкретной ситуации, сложившейся в той или иной организации5.

Наиболее эффективным оказывается тот стиль руководства, выбор которого продиктован стремлением к гармоничному сочетанию указанных трех факторов.

Необходимостью подобного сочетания  и объясняется существование  разных стилей руководства, поскольку  личные качества людей, накопленный  ими деловой жизненный опыт, а  также конкретная ситуация в той  или иной организации могут быть бесконечно многообразными.

 

 

Вопрос 3. Соотнесите понятия с их определениями.

а) память;

б) мышление;

в) восприятие;

г) ощущение.

1) психический  процесс, отражение предметов  и явлений действительности в  совокупности их различных свойств  и частей при непосредственном  воздействии на органы чувств;

2) психический  процесс, отражения отдельных  свойств предметов и явлений  материального мира, непосредственно  действующих на наши органы  чувств;

3) форма психического  отражения, заключающаяся в закреплении,  сохранении, и последующем воспроизведении  прошлого опыта;

4) обобщение  отражение объективной действительности  в ее закономерностях, наиболее  существенных связях и отношениях.

 

     Прежде, чем соотнести понятия с их определениями рассмотрим  какова же роль познавательных процессов в управленческой деятельности.              Международный опыт хозяйственной деятельности показывает, что основой успеха любой фирмы является высококлассный менеджер. Но для того что бы стать таким менеджером  он прежде всего должен знать как профессионально выполнять свою работу. Знания об этом могут быть получены как из книг, так и из личного опыта и опыта других.

   Сложность работы менеджера обусловлена тем, что он призван руководить всеми сферами жизнедеятельности фирмы, предприятия и обеспечивать решение не только технико-экономических, но и социально-психологических задач. Поэтому руководитель должен овладеть комплексом не только технико-экономических, но и психологических знаний6.  

      В этой связи к менеджеру предъявляются особые требования понимания сущности познавательных процессов, составляющих основу управленческой деятельности.

     Познание – это специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек  выступает как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его чувственная и логическая активность направлена на объект, выступающий в познавательном взаимодействии  с субъектом как более   пассивное начало. 

    Субъект и объект в познании противостоят друг другу, как познающий и познаваемый: субъект постигает, а объект постигаем.

    Особенно важную роль в сложных познавательных процессах, обеспечивающих управленческую деятельность, имеют такие стороны познавательных способностей руководителя, как ощущение, восприятие, память, мышление.

   Восприятие – психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие это всегда совокупность ощущений. 7

    Руководителю важно учитывать, что одно и того же человека разные люди могут воспринимать, оценивать по разному. От правильного восприятия людей руководителем во многом зависит характер их взаимоотношения. Наиболее частые ошибки восприятия:

  • эффект ореола, первого впечатления – сложившееся ранее общее благоприятное представление о человеке необоснованно переноситься на те его качества, которые еще не известны. 
  • эффект первого впечатления – переоценка роли, значимости первой информации о человеке. Между тем первое впечатление бывает обманчиво.
  • эффект стереотипа – стремление упростит полученную информацию о человеке, оценить его по привычному шаблону.

Необходимость избегать подобных ошибок восприятия – важнейшая психологическая  задача руководителя8

Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией.

Выделяют различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно – логическая. При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности.

   Различают  следующие процессы памяти: запоминание; сохранение (удержание); воспроизведение; узнавание.

  Память имеет свои особенности: объем, быстрота, точность, длительность. Все эти особенности в совокупности характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека частности.

   По мере изменения потребностей и мотивов человека может изменяться отношение человека к своему прошлому, в силу чего различные стороны знаний могут по-разному сохраняться в памяти человека. Именно эта познавательная функция руководителя помогает ему в прогнозировании производства, в сохранении информации о подчиненных, их профессиональных навыках, большой объем воспринимаемой и сохраняемой информации, оперативность владеющей информацией.

Мышление – один из видов сложной познавательной деятельности человека. Различают мышление теоретическое и практическое, логическое и интуитивное, продуктивное и репродуктивное. Мышление часто развертывается как процесс решения проблемы, в которой выделяют условия и требования.

Содержание мышления многообразно:

1. Оно проявляется через  его операции: анализ, синтез, сравнение абстрагирование, обобщение, конкретизацию.

Анализ -  это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.  

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетичеком процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение – сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом, и выявления, таким образом,  общности или различия между ними. 

Абстрагирование – проникнуть в «глубь» предмета, выявить его сущность.

Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому то общему признаку.

Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.

2. Содержание мышление  проявляется, через его формы.

Понятие – это отражение в сознание человека общих и существенных свойств предмета или явления. 

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

3. Содержание мышления  проявляется в функционировании  его видов – наглядно-действительного, образного, отвлеченного.

4. Мышление проявляется  через его способы индукцию  и дедукцию.

Индукция -  это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. 

Дедукция – это способ мышления, осуществляющегося в порядке 

Мышление выступает в качестве фактора общения, межличностных  отношений. Становления мышления в  течение жизни человека осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, особую роль здесь играют процессы обучения и воспитания. Умение мыслить, прежде всего, проявляется в умении говорить. А речь, коммуникабельность главное и наиважнейшее качество любого человека, в том числе и руководителя9.

 

 

 

 

 

Соотношение понятий с их определениями:

а) память;  б) мышление;  в) восприятие;  г) ощущение. 

1) психический процесс, отражение  предметов и явлений действительности  в совокупности их различных  свойств и частей при непосредственном  воздействии на органы чувств;

2) психический процесс, отражения  отдельных свойств предметов  и явлений материального мира, непосредственно действующих на  наши органы чувств;

3) форма психического отражения,  заключающаяся в закреплении,  сохранении, и последующем воспроизведении  прошлого опыта;

4) обобщение отражение объективной  действительности в ее закономерностях,  наиболее существенных связях  и отношениях.

 

а) – 3;

б) – 4;

в) – 2;

г) – 1.

 

 

 

 

Список литературы:

  • Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с
  • Крысько В.Г., Психология. Курс лекций: Учеб.пособие. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. – 251 с.
  • Островский Э.В., Психология управления: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, Вузовский учебник, 2009. – 249 с. 
  • Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступни педагогического образования. – М.: Гуманит., изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 44с.
  • Столяренко Л.Д., Психология управления: учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – 3-е Издание. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

1 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

2 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с

3 Островский Э.В. Психология управления: Учебн.пособие.-М.:ИНФРА-М, стр. 74.

4 Островский Э.В. Психология управления: Учебн.пособие.-М.:ИНФРА-М, стр. 74.

5 Столяренко Л.Д., Психология управления: учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – 3-е Издание. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6 Островский Э.В. Психология управления:Учебн.пособие.-М.:ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2009. Стр.65

7 Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебн.пообие.-М.:Вузовский учебник;ИНФРА-М, 2013 стр.48.

8 Островский Э.В. Психология управления:Учеб.пособие. – М.:ИНФРА-М, вузовский уч.,2009.-стр.66

9 Крысько В.Г. Психология: Курс лекций:Учебн.пособие. –М.:ИНФРА-М,2013 стр.63.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии управления"